Акция, посвященная творчеству В.Д. Берестова

  • Ходырева Наталья Александровна, учитель начальных классов

Цели:

  • знакомство обучающихся с творчеством,
    биографией В.Д. Берестова;
  • формирование интереса и умения самостоятельно
    читать его произведения.

Оборудование: портрет В.Д. Берестова;
тематика его произведений (о животных, о природе,
о школе, стихи, повести исторические, стихи для
дошкольников, школьников, сказки); творчество В.Д.
Берестова (поэт, прозаик, переводчик, автор
мемуаров о многих выдающихся людях,
литературовед, исследователь фольклора, ученый
— археолог); короны для инсценирования:
воробышки, 7-головый дракон, лягушата, петух, кот;
кроссворд.

Ведущий 1. Добрый день ребята!

Мы пришли к вам, чтобы познакомить вас поближе с
одним очень вам знакомым детским поэтом.

А кто он, вы узнаете, отгадав кроссворд из
отрывков его произведений.

1. — Учитель у меня в портфеле.
— Кто? Быть не может! неужели!
— Взгляни, пожалуйста! Он тут, его (…) зовут!
(Учебником)

2. Прямота — главная моя черта.
(Линейка)

3. Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился — и ни шагу.
(Циркуль)

4. Карандаш в нем мается,
Но зато он не ломается.
Ручка в тесноте находится,
Но зато легко находится.
(Пенал)

5. То считаю втихомолку я,
То опять на них я щелкаю.
Если правильно считать,
То всегда получишь «5».
(Счеты)

6. Они в портфеле шуршали,
Что в жизни важнее, решали.
Одна в линейку, бормочет.
— Грамматика!
А в клетку ворчит.
— Математика!
(Тетради)

7. И в десять лет, и в семь, и в пять
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует.
Все, что его интересует.
(Альбом)

8. В нем заданья на дом
И стоят отметки рядом.
(Дневник)

— А теперь прочитайте, с каким поэтом вы сегодня
встретитесь и познакомитесь поближе.

(Берестов)

(На доску вывешивается фотопортрет В.Д.
Берестова.)

Ведущий 2. Валентин Дмитриевич Берестов
родился в семье учителя. Отец будущего поэта
привил мальчику любовь к чтению, и он стал очень
много читать с малых лет. Он вспоминал: «Когда
мне было 4 года, в моей жизни произошло
чрезвычайное событие: я научился читать.»

Ведущий 3. Поэтические способности у мальчика
обнаружились рано, но на первых порах это было
скорее неприятностью, чем радостью: за
поэтические дразнилки одноклассники не раз
жестоко расправлялись с юным поэтом:

«Привет, поэт!» — кричали вслед.
Поэту было мало лет.
Он не мечтал о славе,
Мечтал он о расправе.
Со всеми, кто кричал вслед:
«Поэт! Поэт! Поэт! Поэт!»
(«Ранняя слава»)

Ведущий 4. Писать для детей Валентин
Дмитриевич начал не сразу, потому что выбрал
профессию археолога: окончил исторический
факультет МГУ, аспирантуру. Студентом побывал на
археологических раскопках в древнем Хорезме, в
Новгороде, работал археологом.

В 1957 году вышел его первый поэтический сборник
«Открытие» и книжка для дошкольников «Про
машину».

Ведущий 1. Творчество Берестова разнообразно:
он поэт, прозаик, переводчик, автор мемуаров о
многих выдающихся людях (о К.И. Чуковском, А.А.
Ахматовой, С.А. Есенине), литературовед (он
исследовал творчество А.С. Пушкина),
исследователь фольклора, ученый — археолог.

Ведущий 2. Его поэзия адресована и самым
маленьким детям, и подросткам, и взрослым.

Ведущий 3. В жизни В.Д. Берестова произошли
удивительные встречи.

Так уж случилось — Валентин Берестов еще в
школьные годы подружился с самым главным детским
писателем того времени, книги которого особенно
любила детвора. А случилось это вот как. В самом
начале Отечественной войны четырнадцатилетний
Валя Берестов вместе с матерью и братом был
эвакуирован из прифронтовой Калуги в Ташкент.
Там он встретился с Корнеем Ивановичем
Чуковским, показал ему свои ученические стихи.
Знаменитый писатель не только благословил
начинающего поэта на литературное поприще, но
еще и спас ему жизнь: когда Валентин заболел, он
устроил его на лечение и добился, чтобы голодному
подростку выделили дополнительный паек.

Ведущий 2. Семья Берестовых еще до окончания
войны возвратилась из эвакуации, и через
несколько лет в Москве начинающего поэта заметил
и по-доброму оценил еще один крупный детский
писатель — Самуил Яковлевич Маршак.

Ведущий 4. О чем же писал В.Д. Берестов?

Тематика его произведений разнообразна:

(На доску вывешиваются иллюстрации,
изображающие темы его произведений).

о детях, о животных и растениях, об археологии, о
сказке и ее героях, о поэтах и поэзии, о природе, о
себе, о школе, даже о театре.

Ведущий 1. Валентин Дмитриевич Берестов
создал цикл произведений «Кукольный театр». Я
предлагаю заглянуть в театр поэта. Попробуйте
угадать его героев.

Эй, белобрысый из первого ряда!
Что не узнал меня с первого взгляда?
Думаешь, что за игрушка?
А я — (Петрушка)!

Без тебя, моя Мальвина,
Я и чахну и старею.
А с тобою — ах, Мальвина! —
Я от счастья умираю.
(Пьеро)

Не имел я, друзья, ничего,
Кроме имени моего.
Но могучий мне служит джин,
Потому что я…
(Алладин)

Пусть идет вперед, не зная страха,
Следом за прекрасною мечтой.
Тот, кому старуха-черепаха
Подарила ключик золотой.
(Черепаха Тортила и Буратино)

Ведущий 2. А кто из вас, уважаемые зрители,
умеет прыгать?

А вот мы сейчас и проверим. Повторяйте движения
за нашими лягушатами.

На «ква-ква» — прыжки и хлопки, на «ать-два» —
шаги!

Лягушата (выходят).

Раньше были мы икрою, ква-ква!
А теперь мы все — герои, ать-два!
Головастиками были, ква-ква!
Дружно хвостиками были, ать-два!
А теперь мы лягушата, ква-ква!
Прыгать с берега, ребята!
Ать-два!
И с хвостом и без хвоста
Жизнь на свете — красота!

Ведущий 2. Молодцы! Все как один принимаетесь
в почетные лягушата нашего театра Валентина
Берестова.

Ведущий 3. А сейчас мы с вами продолжим
знакомство с творчеством Валентина Дмитриевича
Берестова и предлагаем вашему вниманию
следующие сценки.

Инсценировка 1.

Бродячий кот

«Живешь, — вздохнул бродячий кот, —
И ждешь, пока прогонят».
Вдруг видит он: сидит и шьет
Старушка на балконе.
Он ей сказал: «Я одинок.
Забот со мною мало.
Воды глоток да пирожок,
И сыт я до отвала «.
«Добро пожаловать, мой кот! —
Ответила старушка. —
Вас в этом доме ужин ждет
И мягкая подушка».
Бродячий кот явился в дом
К доверчивой старушке
И съел… хозяйку целиком
От пяток до макушки.

Инсценировка 2.

Воробушки

О чем поют воробушки
В последний день зимы?
— Мы выжили!
— Мы дожили!
— Мы живы! Живы мы!

Ведущий 4. А теперь, уважаемые зрители,
антракт. Приглашаем вас в театральный буфет. И не
пугайтесь, если встретите там нашего дракона. Он
добрый, хоть и огнедышащий!

(Появляется семиголовый дракон).

Инсценировка 3.

Дракон

В дверь диетической столовой
Вошел дракон семиголовый.
Он хором «Здравствуйте» сказал
И, улыбаясь, заказал:
— Для этой головы,
Пожалуйста, халвы.
Для этой пасти —
Прочие сласти.
Для этой головки —
Перловки.
Для этой глотки —
Селедки.
Для этой башки —
Пирожки.
Для этой рожи —
То же.
Для этого личика —
Два сдобных куличика.
Что еще? Лимонада бутылку,
Семь салфеток, ножик и вилку.

Инсценировка 4.

Про машину

На, машина, чашку,
Ешь, машина, кашку!
Вот тебе кроватка,
Спи, машина, сладко!
Я тобою дорожу,
Я тебя не завожу.
Надоело жить без дела —
И машина заболела.
Ей не нужно тишины,
Ей движения нужны.
Как больную нам спасти?
Ключик взять —
И завести!

Ведущий 2. 1 апреля Валентину Берестову
исполнилось бы 80 лет.

Наша встреча заканчивается. И нам хочется,
чтобы вы прочитали произведения В.Д. Берестова,
ведь они очень интересные.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *