А.Н. Островский. Анализ 1-го действия пьесы Гроза. 10-й класс

  • Урицкая Татьяна Валентиновна, учитель

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (538,1 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели уроки:

  1. Обучающая: познакомить с историей создания
    пьесы “Гроза”, её действующими лицами,
    определить тему, идею, основной конфликт пьесы.
  2. Развивающая: развивать навыки анализа
    драматического произведения, умение определять
    в произведении авторскую позицию.
  3. Воспитывающая: воспитать нравственную
    читательскую позицию учащихся, интерес к русской
    классической литературе, истории и культуре.

Оборудование: мультимедийный проектор,
экран, учебники, тетради, тексты пьесы,
презентация к уроку.


Ход урока


1. Проверка домашнего задания.

2. Знакомство с творческой историей драмы
“Гроза”. ( Презентация “История создания
драмы “Гроза”.)

3. Анализ 1-го действия пьесы. Слово учителя:

Главная героиня пьесы – молодая купчиха
Катерина Кабанова. Но чтобы понять её характер,
причины её поступков, надо знать, среди каких
людей она живёт, кто её окружает. Знакомство с
персонажами происходит в первом действии пьесы. 1-4
явление
первого действия являются
экспозицией, а в пятом-девятом действиях
происходит собственно завязка действия драмы.

А) Вопросы и задания для анализа 1 действия
пьесы ( 1-4 явления):

– Где происходит действие? ( город Калинов,
который находится на реке Волге).

– Какая картина предстаёт перед зрителем,
когда открывается занавес? Зачем автор рисует
перед нами эту живописную картину? ( Красота
природы подчёркивает безобразие, трагизм
происходящего в мире людей). Островский ещё по
одной причине выбрал местом действия пьесы
общественный сад, а временем действия – после
службы в церкви – так легче и естественнее
познакомить с персонажами, путь которых лежит
через бульвар.

Основной конфликт пьесы – между
Катериной и Кабанихой, а семья Кабановых
появляется лишь в 5-м явлении. Какое значение
имеют первые четыре явления? ( 1-4 явления –
экспозиция пьесы. Из них мы узнаём о порядках,
царящих в городе Калинове, о самых влиятельных
его жителях, о любви Бориса к Катерине).

– О каких персонажах мы узнали из первых
четырёх явлений? Дайте им характеристику. ( Купец
Савел Прокопьевич Дикой, его племянник Борис,
изобретатель-самоучка Кулигин, Кудряш ).

– Какую характеристику даёт Кулигин жизни
города?

Б) Вопросы и задания для анализа 1 действия
пьесы ( 5-6 явления)
В пятом явлении
происходит знакомство с главными героинями
пьесы – Катериной и Кабанихой. Давайте прочитаем
это явление по ролям и ответим на вопросы:

– Какое впечатление осталось после знакомства
с Марфой Кабановой? Почему (привести цитаты из
текста)? (её речь – смесь грубости, холодного
повелительного тона с притворным смирением и
ханжескими вздохами. Из её слов видно отношение к
домашним: она презирает Тихона, холодна к Варваре
и ненавидит Катерину.)

– Почему Кабанова так ненавидит Катерину?

— Что значит в устах Кабанихи слово “порядок”?

– пятиминутка: самостоятельно сделать выводы о
характере Кабанихи, на оценку зачитать.

В) Анализ 7, 8, 9 явлений. Работа по группам
самостоятельно.

1 группа: а) Как мотивировано возникновение
откровенного разговора между Катериной и
Варварой?

б) Проанализируйте речь Катерины. Как речь
героини раскрывает её внутренний мир?

2 группа: а) Как Катерина вспоминает жизнь в
доме родителей?

б) В чём она видит различие между жизнью в
родительском доме и у Кабанихи?

3 группа: а) Почему Катерина с ужасом
отвергает предложение Варвары?

б) Почему Варвара не поняла Катерину?

4 группа: а) Как в речи Катерины проявляется
внутренняя борьба, происходящая в её душе?

б) Какое значение для понимания характера
Катерины имеет страх перед грозой?

Опрос по группам.

4. Актуализация знаний: Составление
таблицы.


Тема пьесы “Гроза” Столкновение между новыми веяниями и
старыми традициями, между теми, кто притесняет и
теми, кого притесняют, между стремлением к
свободному проявлению своих чувств,
человеческих прав, духовных потребностей и
господствовавшими в предреформенной России
общественными и семейно-бытовыми порядками.
Идея пьесы. Обличение социальных порядков.
Природа, в которой живут люди, прекрасна, но
общественные порядки безобразны. При этих
порядках большинство населения находится в
материальной и духовной зависимости у богатого
меньшинства.
Конфликты: Основной – между старыми, уже
изжившими себя, авторитарными
социально-бытовыми принципами, которые
опираются на феодально-крепостнические
отношения, и новыми, прогрессивными стремлениями
к равноправию, свободе человеческой личности.
Основной конфликт объединяет в себе узел
конфликтов:
выявить эти конфликты и заполнить таблицу на
следующих уроках.

Д/з: дочитать драму; какие конфликты,
отражающие основной конфликт пьесы, мы можем
выделить?

Спасибо за урок!

Литература:

  1. Журавлёва А.И., Некрасов В.Н. Театр А.Н.
    Островского: Кн. для учителя. – М.: Просвещение,
    1986.
  2. Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и
    схемах. 9-11 классы. – СПб.: Издательский дом
    “Литера”, 2010.
  3. Лебедев Ю.В. Литература. Учебник .10 кл. в 2 частях.
    Часть 1. – М.: Просвещение, 2007.
  4. Поспелов Г.Н. История русской литературы XIX
    91840-1860-е годы)6 учебник для филол.спец.вузов. – М.:
    Высшая школа, 1981.

Интернет-ресурсы: http://revolution.allbest.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *