Архимедова сила. 7-й класс

  • Тюменцева Ольга Михайловна, учитель физики, математики

Раздел программы: Глава 3. Давление
твердых тел, жидкостей и газов.

Цель урока: обнаружить наличие силы,
выталкивающей тело из жидкости; установить , от
каких факторов она зависит и от каких — не зависит
выталкивающая сила.(экспериментальный метод:

— выдвигается вопрос, который раскрывается на
основе опыта;

— формулируется рабочая гипотеза;

-проводится планирование эксперимента;

— проводится экспериментальная работа; дается
теоретический вывод на основе экспериментальных
данных.

(изучаемый материал ученики получают из
эксперимента наглядным образом и практическими
действиями.)

Задачи урока:

Образовательная

— освоение знаний о выталкивающей силе,
действующей на тело, погруженное в жидкость ;

— освоение знаний о методах познания природы;

— овладение умениями проводить
экспериментальные исследования и обобщать
результаты опытов;

— применять полученные знания для объяснения
разнообразных природных явлений.

Воспитательная

— воспитание убежденности в возможности
познания природы;

— формирование навыков коллективной работы над
общей проблемой;

Развивающая – развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих
способностей, самостоятельности в приобретении
новых знаний при выполнении экспериментальных
исследований.

На уроке осуществляется: познавательная,
информационно-коммуникативная, рефлексивная
деятельность учащихся.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование: (у каждого ученика) сосуд с
водой, динамометр, набор грузов.

(у учащихся 1 ряда ) сосуд с водой, динамометр,
алюминиевый и медный цилиндры (тела равного
объема, но разной массы) из набора тел для
калориметров, нить.

(у учащихся 2 ряда ) сосуд с водой, динамометр,
три тела равной массы, но разного объема, нить.

(у учащихся 3 ряда ) сосуд с водой, сосуд с
соленой водой, сосуд с растительным маслом,
динамометр, алюминиевый цилиндр, нить.

Мензурка с водой, динамометр, алюминиевый
цилиндр, нить.

Сосуд с водой, динамометр, алюминиевый цилиндр,
кусочек пластилина.

Портрет Архимеда. Наглядные задачи.

Список литературы.

1. Ерунова Л. И. Урок физики и его структура при
комплексном решении задач обучения. Книга для
учителей. М., просвещение.,1988г. 160с

2. Малафеев Р, И. проблемное обучение физике в
средней школе: Из опыта работы. Пособие для
учителей. М.,Просвещение,1980г. 127с.

3. Осмоловская И.М. Организация
дифференцированного обучения в современной
общеобразовательной школе. М.,Воронеж.
Издательство НПО “МОДЕК”,1998г. 160с.

4. Постников А.В. Проверка знаний учащихся по
физике: 6-7 класс. Дидактический материал. Пособие
для учителей. М.,Просвещение.,1986г. 208с.

5. Шевцов В. А. физика. 7 класс: поурочные планы по
учебнику А, В. Перышкина. Волгоград., Учитель., 2005г.
303с.

6. Малафеев Р, И. Творческие задания по физике в
6-7 классах. Пособие для учителей. М.,
“Просвещение”.1971. 88с.

7. Волков В.А., Полянский С.Е. Поурочные
разработки по физике к учебникам А. В. Перышкина,
“М.: Дрофа”;

8. С, В, Громова, Н, А, Родиной “М,: Просвещение” 7
класс,- М,: ВАКО 2005. -304 с.

9. Родина Н. А. и др. Самостоятельная работа
учащихся по физике в 7-8 классах средней школы.
Дидактический материал. М., Просвещение., 1991г., 128с.

Описание хода урока

1. Организационный момент.

2. Опыты по обнаружению выталкивающей силы.

1. По плану, записанному на доске, каждый ученик
приступает к выполнению эксперимента:

А) определите вес данного вам тела в воздухе: Р1

Б) определите вес данного вам тела в воде: Р2

В) сравните результаты измерений и сделайте
вывод: вес тела в воде меньше веса тела в воздухе:
Р2 < Р1.

Г) дайте объяснение полученному выводу.

Вопрос: Почему вес тела в воде меньше веса
тела в воздухе?

Ответ: Существует сила, действующая на
тела в воде и направленная вертикально вверх.

Действительно, существует такая сила. Она
называется выталкивающей, или архимедовой силой
в честь древнегреческого ученого Архимеда,
который впервые указал на ее существование и
рассчитал ее значение.

Вопрос: а как можно найти величину
выталкивающей силы?

Ответ: из веса тела в воздухе надо вычесть
вес тела в воде.

Запись формулы на доске. F=Р1* Р2

3. Опыты, изучающие выталкивающую силу?

Задания учащимся по рядам:

1 ряд. Определите выталкивающие силы,
действующие на тела, сравните результаты и
сделайте вывод.

Вывод: тела имеют разный вес в воздухе, но
равные объемы, выталкивающие силы одинаковы в
воде, выталкивающая сила не зависит от плотности
тел.

2 ряд. Определите выталкивающие силы,
действующие на тела, сравните результаты и
сделайте вывод.

Вывод: тела имеют одинаковый вес в воздухе,
разные объемы и разные выталкивающие силы, у тела
большего объема большая выталкивающая сила.

3 ряд. Определите выталкивающие силы,
действующие на тело в разных жидкостях, сравните
результаты и сделайте вывод.

Вывод: выталкивающая сила в разных
жидкостях для одного и того же тела разная, в
соленой воде наибольшая, а в масле наименьшая, в
жидкости с большей плотностью выталкивающая
сила больше.

4. Опыты изучающие выталкивающую силу?

(индивидуальный эксперимент учащихся).

Вопрос 1: зависит ли архимедова сила от
глубины погружения тела в жидкость?

Провести эксперимент, используя необходимое
оборудование на демонстрационном столе.

Измеряем архимедову силы, действующую на тело в
воде в мензурке на разных глубинах.

Вывод: архимедова сила не зависит от
глубины погружения.

Вопрос 2: зависит ли архимедова сила от
формы тела?

Провести эксперимент используя необходимое
оборудование на демонстрационном столе.

Изменяем форму кусочка пластилина (куб, шар,
цилиндр) не изменяя объем. Измеряем архимедовы
силы сравниваем результаты и делаем вывод.

Вывод: архимедова сила не зависит от формы
тела.

Выводы записываем в таблицу.


Архимедова сила

Не зависит от:
  • плотности тела;
  • формы тела;
  • глубины погружения.
Зависит от:
  • объема тела;
  • плотности жидкости.

5. Закрепление материала.

Решение качественных задач: наглядные задачи.

Изменится ли равновесие весов? Пояснить.

Какая из пружин сократится больше и почему?

Почему собака — водолаз легко вытаскивает
тонущего человека из воды, но дотащив до берега,
не может сдвинуть его с места?

Благодаря чему многие водоросли располагаются
в воде вертикально, несмотря на то что они имеют
мягкие стебли?

6. Итог урока: анализ таблицы –
архимедова сила.

7. Домашнее задание: параграфы
48, 49 прочитать, ответить на вопросы.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *