Азбука «Детского альбома» П.И. Чайковского

  • Никифорова Наталья Михайловна, учитель музыки

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: Новый взгляд на цикл
“Детский альбом” П.И.Чайковского с точки зрения
синтеза различных видов искусств, а именно:
музыки П.И.Чайковского, поэзии Виктора Лунина и
иллюстраций Веры Павловой.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Расширить знания об истории создания цикла для
    фортепиано “Детский альбом” через цитирование
    некоторых фрагментов переписки композитора.
  • Познакомить ребят с поэзией Виктора Лунина,
    автора стихов к циклу П.И.Чайковского “Детский
    альбом”, а также продемонстрировать исполнение
    хорошо знакомых пьес цикла в новой
    интерпретации.
  • Подчеркнуть образность восприятия ряда пьес
    цикла через творчество художницы Веры Павловой.

Воспитательные:

  • Приобщение детей к истории создания цикла
    “Детский альбом” и демонстрация современности
    и актуальности творчества П.И.Чайковского в наши
    дни;
  • Провести анализ инструментального исполнения и
    вокальной интерпретации пьес “Детского
    альбома”.
  • Воздействие на чувства, эмоции детей,
    побуждение их к развитию воображения, постижению
    художественных и музыкальных образов.

Развивающие:

  • Формирование музыкального вкуса;
  • Развивать вокально-хоровые навыки;
  • Формировать образное мышление;
  • Расширить кругозор учащихся через знакомство с
    новым репертуаром.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-исследование.

Примечание: Так как презентация представляет
собой ряд информационных слайдов, которые
связаны гиперссылками с алфавитом, то их
последовательность можно менять в зависимости
от тематических акцентов, которые учитель
расставляет в знакомстве детей с материалом.

Методы:

  • наглядный;
  • игровой;
  • объяснительно-иллюстративный.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • звукоусиливающая аппаратура (колонки);
  • синтезатор.

Материалы:

  • слайдовая презентация;
  • нотный материал;
  • музыкальные фонограммы.

Ход урока

I. Организационный момент

Звучит “Марш деревянных солдатиков” из цикла
“Детский альбом” П.И.Чайковского Дети входят в
класс. Музыкальное приветствие.

II. Работа по теме урока

Учитель:

Аз, буки, веди, нам дают наказ,
Аз, буки веди, слушайте рассказ
О музыке, что приглашает нас
В мир детских грёз отправиться сейчас.

Послушать сказки нянины о том,
Как под “Камаринскую” в пляс пустился дом.
О том, как кукла заболела и тогда
С бедою справиться всем мама помогла.

И как солдатики, шагая дружно в ряд,
В восторг приводят взрослых и ребят.
Где “Полька”, “Вальс”, “Мазурка” так
звучат,
Что вновь и вновь их слушать каждый рад.

А сейчас, ребята, попробуйте предположить, о чём
же сегодня пойдёт речь на нашем уроке?

Ученики: Я, думаю, тема урока сегодня будет
связана с циклом “Детский альбом”.

Учитель: А почему Вы так решили?

Ученики: Догадаться несложно, потому что в
стихотворении, которое Вы прочли в начале урока,
были зашифрованы названия произведений из этого
цикла.

Учитель: Вы оказались очень внимательными.
Тогда может кто-нибудь назовёт, а какие
произведения из этого цикла были названы?

Ученики: “Нянина сказка”, “Камаринская”,
“Мама”, “Болезнь куклы”, “Марш деревянных
солдатиков”, “Вальс”, “Полька”, “Мазурка”.

Учитель: А, может быть, что-то ещё привлекло
Ваше внимание в этом стихотворении?

Ученики: Может быть, начало двух первых
строк: “Аз, буки, веди…”. Так в старину
назывались буквы. Отсюда и пошло название
“Азбука”.

Учитель: Я очень благодарна Вам за ответ,
потому что он подводит нас к теме урока. Возможно,
кто-то уже догадался и хотел бы предположить?

Ученики: “Детский альбом” — азбука детской
музыки”

Примечание: Учащиеся высказывают
предположения, пытаясь объединить цикл “Детский
альбом” П.И.Чайковского и слово “азбука”.
Необходимо дать высказаться всем желающим с
обязательным объяснением. В итоге, если
прозвучал оригинальный ответ, учитель
акцентирует на нём внимание и выводит первый
слайд с темой урока на экран. Если же нет – то
подводит итог вышесказанному и объявляет тему
урок сам.

Презентация. Слайд №1 (Тема урока)

Презентация. Слайд №2 (Алфавит)

Учитель: Сегодня мы с Вами ещё раз
прикоснёмся к удивительному творению П.И.
Чайковского “Детскому альбому”. В 2013 году
исполнилось 135 лет (год издания май 1878г.) с того
дня как он был издан в России Петром Ивановичем
Юргенсоном, основателем и владельцем крупной
издательской фирмы, другом и почитателем
творчества П.И. Чайковского.

(Активируется выделенная в рамку буква Ч,
являющаяся гиперссылкой на слайд №25 с
информацией о П.И.Чайковском).

Презентация. Слайд №25 (Чайковский Пётр
Ильич)

Что же послужило поводом для создания этого
цикла из 24 пьес для ребят?

Вот строки из письма к другу, Надежде
Филаретовне фон Мекк, от 30 апреля 1878 г.

(Через гиперссылку в виде стрелочки
возвращаемся на слайд №2 с алфавитом и
активируем букву А , являющуюся гиперссылкой на
слайд №3 с информацией о Р.Шумане и его цикле
“Альбом для юношества”).

Презентация. Слайд №3 (“Альбом для
юношества”)

“Завтра примусь я за сборник миниатюрных пиес
для детей. Я давно уже подумываю о том, что не
мешало бы содействовать по мере сил обогащению
детской музыкальной литературы, которая очень
небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких
отрывков безусловной легкости и заманчивыми для
детей заглавиями, как у Шумана … ”

Первым же упоминанием о замысле “Детского
альбома” можно считать письмо к П.И.Юргенсону 26/14
февраля 1878 года из Флоренции:

(Через гиперссылку в виде стрелочки
возвращаемся на слайд №2 с алфавитом и
активируем букву Ю, являющуюся гиперссылкой на
слайд №29 – Юргенсон Пётр Иванович).

Презентация. Слайд №29 (Юргенсон Пётр
Иванович)

“ <...> я предположил себе понемножку писать
маленькие пиэсы. Хочу попробовать написать ряд
легких пиэс, Kinderstuck-ов. Это будет для меня приятно,
а для тебя, я думаю, даже и выгодно, т.е.
сравнительно. Как ты об этом думаешь? Вообще, друг
мой, напиши, какими мелкими сочинениями я тебе
особенно могу угодить. Я очень расположен теперь
в виде отдыха заняться всякой мелкой работой”. О
порядке сочинения пьес сведений нет. (Через
гиперссылку в виде стрелочки возвращаемся на
слайд №2 с алфавитом и активируем букву Э,
являющуюся гиперссылкой на слайд №28 – Эскизы).

Презентация. Слайд №28 (Эскизы)

Эскизы их были завершены очень быстро. 27 мая 1878
года в письме к Н.Ф.фон Мекк из Браилова
композитор сообщил обо всех сочиненных к этому
моменту произведениях, в том числе и о “Детском
альбоме”, при этом поясняя: “Нужно будет много
времени, по крайней мере месяца полтора
усидчивой работы, чтобы все это привести в
порядок и переписать”. Что именно делал
Чайковский в этот период времени с пьесами
“Детского альбома”, не удается выяснить. Судя по
письмам композитора, в течении июля он работал
над “переписыванием” пьес, в том числе и пьес
“Детского альбома”. Так 13 июля 1878 года он писал:
“ <...> работа переписки понемногу подвигается.
<...> Теперь принимаюсь за сборник детских пиэс
<...>”

(Через гиперссылку в виде стрелочки
возвращаемся на слайд №2 с алфавитом и
активируем букву В, являющуюся гиперссылкой на
слайд №5 – Вербовка).

Презентация. Слайд №5 (Вербовка)

Как об уже полностью завершенном “Детском
альбоме”, Чайковский сообщил из Вербовки 22 июля
1878 года. 29 июля из Вербовки он написал издателю
П.И.Юргенсону, что выслал ему рукописи всех
завершенных к тому времени сочинений, в том числе
и “Детского альбома”, за который он просил
назначить цену по 10 рублей за пьесу, а всего 240
рублей. Порядок пьес “Детского альбома”,
обозначенный в автографе Чайковского уже в
первом издании, которое осуществлялось при
участии автора, был изменен.

Думаю, нам пора немного отвлечься от уникальных
свидетельств, связанных с созданием цикла и
послушать музыку. В связи с этим позвольте задать
вопрос: из какой страны было написано письмо
П.И.Юргенсону, которое считается первым
документом, свидетельствующим о замысле
композитора?

Ученики: Из Италии.

Учитель: Молодцы! Тогда ещё один вопрос для
любителей и знатоков “Детского альбома”. Какие
пьесы связаны с Италией?

Ученики: “Итальянская песенка” и
“Неаполитанская песенка”. (Через гиперссылку
в виде стрелочки возвращаемся на слайд №2 с
алфавитом и активируем букву И, являющуюся
гиперссылкой на слайд №11 – Итальянская песенка).

Презентация. Слайд №11 (Итальянская
песенка)

III. Слушание музыки

Учитель: Мелодия этой пьесы народная и
записана на ее родине, во Флоренции. Из письма
П.И.Чайковского к брату: “… Вечером я ходил по
набережной в тщетной надежде услышать где-нибудь
знакомый чудный голосок… Встретить и еще раз
услышать пение этого божественного мальчика
сделалось целью моей жизни во Флоренции…”
(Флоренция, 18 февраля 1878 г.).

Из другого письма: “Вечером мне предстояла
встреча с певцом — мальчиком… Что со мной
сделалось, когда он запел? Описать невозможно! Я
плакал, изнывая таял от восторга… Я записывал
все его песни…”

Виктор Лунин так описывает в своих стихах эту
мелодию:

“… Прекрасны здесь небеса!
Прекрасны птиц голоса!
Льет солнце с высоты
На эту землю мягкий свет,
Лучше нашей Италии нет!”

Слушание “Итальянской песенки”

IV. Работа по теме урока

Учитель: Весной 1878 года П.И.Чайковский
вернулся на Родину и приехал на Украину, к своей
любимой сестре Александре Ильиничне, которая
проживала там со своей семьей: мужем и семью
детьми. Место это было живописное. Чайковский
называл ее “лучезарным краем”. У поэта Алексея
Константиновича Толстого есть строки,
великолепно отражающие богатство природы этих
просторов:

“Ты знаешь край, где все обильем дышит,
Где реки льются чище серебра,
Где ветерок степной ковыль колышет,
В вишневых рощах тонут хутора…”.

В Каменке действительно было хорошо работать и
отдыхать. Все свободное время Петр Ильич
проводил в кругу молодежи и детей – своих
племянников и племянниц. “Цветы, музыка и дети, —
часто говорил композитор, — составляют лучшее
украшение жизни”.

Были и веселые походы в лес, в поле – за цветами
и грибами, пикники, костры, фейерверки,
музыкальные спектакли, вечера с танцами, когда за
роялем сидел неизменный “тапер – дядя Петя”.
Любил Петр Ильич слушать, как ребята занимаются
музыкой. Особенно серьезно относился к занятиям
семилетний Володя Давыдов, или попросту Боб, —
любимец Чайковского. Композитор называл его
“восхитительным экземпляром человеческой
породы”. “Бобику, — сказал Чайковский однажды, —
хоть ради его неподражаемо прелестной фигурки,
когда он играет, смотрит в ноты и считает, можно
целые симфонии посвящать”.

Слушая игру маленького Боба, Петр Ильич не раз
задумывался над тем, что сочинений для детей, не
так уж много … А в мае 1878 года сборник был уже
закончен и напечатан.

(Через гиперссылку в виде стрелочки
возвращаемся на слайд №2 с алфавитом и
активируем букву Б, являющуюся гиперссылкой на
слайд №4 – Бобик).

Презентация. Слайд №4 (Бобик)

Чайковский писал Льву Васильевичу Давыдову –
отцу Боба: “Скажите Бобику, что напечатаны ноты с
картинками, что ноты эти сочинил дядя Петя и что
на них написано: “Посвящается Володе Давыдову”.
Он, глупенький, не поймет, что значит
посвящается”.

(Через гиперссылку в виде стрелочки
возвращаемся на слайд №2 с алфавитом и
активируем букву Д, являющуюся гиперссылкой на
слайд №7– “Детский альбом”).

Презентация. Слайд №7 (Детский альбом)

Чайковский был доволен первым изданием
“Детского альбом”, отсутствием, как он считал, в
нем опечаток. Правда, некоторое огорчение он
высказал издателю по поводу внешнего вида
издания: “Я сожалею, что мне не пришло в голову
просить тебя детский альбом напечатать другим
форматом. Ведь Володя Давыдов должен будет
играть стоя, чтоб смотреть на ноты! Картиночки
значительно уступают по художественному
достоинству Сикстинской мадонне Рафаэля, — но
ничего, сойдет, — детям будет занятно”.

При всем многообразии бытовых сцен, картин и
ситуаций, запечатленных в сборнике, в нем
просматривается несколько относительно
самостоятельных сюжетных линий. Исходя из
процитированного стихотворения в начале урока и
музыки, звучавшей на уроках, попробуйте выделить
некоторые из них.

Ученики:

Пробуждение ребёнка и начало дня;

  • детские игры;
  • путешествия;
  • русская тема;

Учитель: Совершенно верно. Сегодня мы
прослушаем три ярких русских образа в пьесах:
“Русская песня”, “Мужик на гармонике играет” и
“Камаринская”. Несмотря на принадлежность этих
произведений к жанрам фортепианной миниатюры, с
какими ещё жанрами мы встречаемся в этих пьесах?

Ученики: Песня, танец.

Учитель: Здесь и песня, и национальный
инструмент и пляска. Итак, этот мини-цикл
начинается с пьесы “Русская песня”.

(Через гиперссылку в виде стрелочки
возвращаемся на слайд №2 с алфавитом и
активируем букву Р, являющуюся гиперссылкой на
слайд №18– Русская песня).

Презентация. Слайд №18 (Русская песня)

V. Слушание музыки

Слушание “Русской песни”

Учитель: “Русская песня” записана с
подлинно народной мелодии известной как “Голова
ль ты, моя головушка” и является примером
композиторства в народном стиле. Послушайте и
скажите, разновидности каких русских народных
песен Вы услышите в этом произведении?

Ученики: Лирическая, протяжная, хороводная.

Учитель: В какой форме написана пьеса? Замечу,
что подобное развитие музыкального материала
характерно для русского фольклора.

Ученики: Вариационное развитие.

Учитель: Эта форма представляет тему с одной
вариацией, мелодия звучит сдержанно с
достоинством. Что ещё, кроме музыки, подсказывает
вам наличие вариоционного развития?

Ученики: Стихотворный текст на слайде,
который сопровождает эту пьесу.

Учитель: Я очень благодарна Вам за то, что Вы
обратили внимание на стихотворное сопровождение
этого произведения.

(Через гиперссылку в виде стрелочки
возвращаемся на слайд №2 с алфавитом и
активируем букву Л, являющуюся гиперссылкой на
слайд №13– Лунин Виктор).

Презентация. Слайд №13 (Лунин Виктор)

По-видимому, в один прекрасный день, слушая
“Детский альбом” Чайковского, Виктор Лунин
удивился: почему столь о многом говорящая музыка
до сих пор не подсказала слов. Идея написать
стихи к “Детскому альбому” чрезвычайно смела
именно потому, что эта музыка с самых ранних лет
знакома каждому из нас. Гораздо привычнее, когда
композитор кладёт на музыку понравившиеся ему
стихи – в стихах уже содержится ритм, мелодия и
тот образный поэтический ряд, которые
подсказывают музыкальное решение. Поэт сумел
найти слова точно под стать интонации и
настроению музыки. Видимо в этом кроется секрет
чарующей иллюзии, будто слова и стихи созданы
одновременно — иллюзии очевидной, но тем более
удивительной.

(Через гиперссылку в виде стрелочки
возвращаемся на слайд №2 с алфавитом и
активируем букву Г, являющуюся гиперссылкой на
слайд №6 – Гармоника).

Презентация. Слайд №6 (Гапмоника)

А сейчас я предлагаю Вам послушать миниатюру
“Мужик на гармонике играет”. Каким Вы видите
главного героя этой пьесы? Почему композитор в
финале неоднократно повторяет один и тот же
мотив?

Слушание “Мужик на гармонике играет”.

Ученики: Композитор имитирует игру на
гармонике. Мелодия очень напевна и широка, как
будто гармонист растягивает меха. А повторы
можно связать с тем, что гармониста что-то
отвлекло и он постепенно откладывает гармонь в
сторону.

А может быть это новичок, который только
учится играть. Присел мужичок на завалинке.
Растянул меха, да не тут-то было, вот вам и
повторы.

Учитель: И вот кульминация русского цикла
“Камаринская”.

(Через гиперссылку в виде стрелочки
возвращаемся на слайд №2 с алфавитом и
активируем букву Г, являющуюся гиперссылкой на
слайд №12 – Камаринская).

Презентация. Слайд №12 (Камаринская)

Учитель: С разновидностями каких русских
народных песен мы встречаемся в этой пьесе?

Ученики: Плясовая, частушки, игровая.

Учитель: А какие характерные особенности
развития музыкального материала, которые мы
встречаем в русском фольклоре, Вы услышали здесь?

Ученики: Вариационное развитие.

Учитель: При повторном прослушивании
обратите внимание, не напоминает ли фактура
фортепианного изложения имитацию игры на
народных инструментах и если да, то каких?

Повторное слушание “Камаринской”.

Ученики: Гармонь, балалайка, свирель.

Учитель: Молодцы. Я думаю, композитор
стремился имитировать ещё один народный
инструмент, а именно волынку. Когда исполняется
тема, то в басу мы слышим гудящий бас, что
собственно и напоминает нам звучание волынки на
которой можно сыграть одновременно и мелодию и
тянущийся бас. Эта пьеса словно восклицает:
“Россия процветет искусством!”

А как органично с этой пьесой настроение,
созданное в стихотворении В.Лунина. Вот его
финал:

“Пляшет кошка, пляшет кот,
Пляшет Жучка у ворот,
И катка, и ушат,
И грабли, и ухват,
И веник, и метла,
И ножки у стола …
Пляшут миски, пляшут ведра,
Пляшет таз …
До чего сегодня весело у нас!”

Я думаю, пришло время обратить внимание на
иллюстрации, которые появлялись на слайдах и
очень органично вплетались в тот образный строй,
который создавался музыкой П.И.Чайковского и
поэзией В.Лунина.

(Через гиперссылку в виде стрелочки
возвращаемся на слайд №2 с алфавитом и
активируем букву П, являющуюся гиперссылкой на
слайд №17 – Павлова Вера).

Презентация. Слайд №17 (Павлова Вера)

Продемонстрированные иллюстрации и стихи
подобраны не случайно. Они дополнили прекрасное
подарочное издание “Детского альбома”, которое
отметило 125 лет со дня рождения этого
замечательного творения.

VI. Работа над песней. Исполнение

Учитель: Как часто мы слышим такие крылатые
выражения, как: “Красота спасёт мир”, или “Миром
правит любовь”, но мне кажется, что на Земле есть
ещё одно чувство, которое правит и красотой, и
любовью – и чувство это – ДОБРОТА. Не случайно
именно добро побеждает зло и тем самым не даёт
разрушить гармонию, красоту и любовь. Сегодня мы
продолжим работу над песней “Доброта”.

Слова благодарности за работу на уроке.
Прощание с классом.

Музыкальное сопровождение
урока.

Список литературы.

  1. П.И. Чайковский. Письма к близким. Избранное.
    Музгиз. М. 1995, с. 149, 151
  2. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 5 класс:
    учебник для общеобразовательных учреждений — 6-е
    издание М.: Просвещение, 2010 , с.58-63
  3. Яснов М. Чайковский. – СПб.: “Азбука-классика”;
    “Нота МИ”, 2006.

Список сайтов

  1. П.И.Чайковский “Детский альбом” сайт
    издательства Вита Нова санкт-Петербург http://www.vitanova.ru/katalog/tirazhnie_izdaniya/detyam/detskiy_albom_240
  2. Песня “Доброта” музыка И. Лученка, слова
    Н.Тулуповой (плюс и минус) на сайте
    http://s-f-k.forum2x2.ru/t1333-topic
  3. П.И.Чайковский. Биография. Произведения. Статьи.
    Персоналии. Фотоальбом. На сайте
    http://www.tchaikov.ru/1888-409.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *