- Амосова Лариса Николаевна, учитель начальных классов
Цели:
корня в однокоренных словах и о проверке
безударных гласных в корне, учить точно,
употреблять их в тексте, развивать
орфографическую зоркость, выполнить тест с
элементами какографии, активизировать словарь
по теме “Животные”;
воображение, наблюдательность;
интонационную выразительность речи; зрительную
память с помощью наглядных пособий и слайдов;
русскому языку, внимание к слову,
ответственность; интерес, любовь и бережное
отношение к природе;
посредством создания ситуации успеха в ходе
выполнения практических упражнений.
Оборудование:
- набор слайдов (презентация), текст, физминутка
для глаз, музыкальное сопровождение для
физминутки, компьютер, видеопроектор,
магнитофон, тест (9 шт.), буквы на магнитах “А”,
“О”, “Е”, “И”, “Я”.
ХОД УРОКА
1. Организация класса.
— Прозвенел звонок, начинается урок русского
языка. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу
и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все
вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.
Мы все здоровы. Глубоко вздохните и выдохните.
Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство.
Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть раннего
утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю
вам хорошего настроения и бережного отношения
друг другу.
— Откройте тетради. Запишите число. Классная
работа.
2. Актуализация знаний. Объявление темы урока.
— Внимание на экран! СЛАЙД № 1. Презентация
1. Прочитайте слова. Поставьте ударение в каждом
слове.
— Как мы называем такие гласные? (Ударные)
2. Определите, в какой части слов пропущена
буква. (Буква пропущена в корне слова)
3. — Вставьте пропущенные буквы. (В слове
линейка вставили букву “И”, в слове лесной –
“Е”, в слове водить – “О”)
— Какие это буквы? (Они гласные)
— Что можно сказать об этих гласных? (Гласные в
корнях — безударные)
СЛАЙД № 2
– Тема урока: “Безударные гласные в коне слов.
Проверочные и проверяемые слова”.
СЛАЙД № 3
— Для этого мы отправляемся на воздушном шаре в
“Путешествие за буквами-ловушками”. Во время
путешествия нам будут помогать добрые друзья.
Дружно подули, чтобы наш воздушный шар набрал
высоту (дети дуют).
3. Формирование новых знаний.
СЛАЙД № 4
— На нашем пути мы встречаем первое задание.
Прочитайте слова. Подумайте, какое из этих слов
является проверочным для остальных. (Слово бег
является проверочным для остальных)
— Почему? (В корне слова гласная “Е” хорошо
слышится, т.к. она ударная)
— Запишите сначала проверочное слово, а потом
остальные однокоренные слова. Вставьте
пропущенные буквы. Выделите корень, подчеркните
буквы на месте безударных гласных звуков.
— Какие буквы вставили?
— Подведем итог. Чем отличаются проверочные
слова от проверяемых? (В проверочных словах
гласная в корне слова ударная, а в проверяемых
она безударная)
4. Закрепление новых знаний.
СЛАЙД № 5
– Сейчас вы будите работать в парах. Выполните тест.
Второе задание. Выбери правильный ответ.
Букву правильного ответа вставьте в кружочки.
— Какие буквы вы поместили в кружочки? (Дети
называют буквы, а учитель помещает их на доску)
— Где мы можем встретиться с этими
буквами-ловушками? (В слова с безударной
гласной в корне)
5. Физминутка для глаз.
СЛАЙДЫ № 6, 7, 8
— Сейчас проведем физминутку для глаз “Нарисуй
солнышко”. Ваша задача смотреть на экран и
следить глазками за лучиками солнышка.
6. Словарная работа.
— Запишите словарь.
СЛАЙД № 9
Третье задание. Поберите по смыслу словарные
слова. (Дети читают и дополняют предложение, на
месте пропущенного слова появляется картинка)
— Какое слово лишнее и почему?
— Откройте учебник и найдите на с. 109
“Словарик”. В “Словарике” найдите слова,
которые соответствуют данным картинкам,
запишите их в тетрадь, поставьте ударение,
подчеркните буквы, которые нужно запомнить в
данных словах. (Взаимопроверка)
7. Работа над текстом.
СЛАЙД № 10
Четвертое задание. Прочитайте и озаглавьте
текст. (“Пестрый ковер”, “Луг” и т.д.)
— Подумайте и скажите, какой это текст
(повествование, описание). (Текст — описание)
— Почему? (В этом тексте использовано много
прилагательных)
— На какие вопросы отвечают прилагательные? (Какой?,
какая?, какая?, какое?)
— Найдите их в тексте. (Пестрый, красные, синие,
серых, голубые)
— Найдите предложения с однокоренными словами. (Пышно
цветет луг. Вот красные цветы мака. На цветочки
садятся бабочки.)
— Назовите однокоренные слова. (Цветет, цветы,
цветочки)
— Какие это слова проверочные или проверяемые? (Проверяемые)
— Подберите к ним проверочное слово. (Цвет)
— Прочитайте и запомните первое предложение.
Запишите его по памяти. (Дети пишут, а потом
проверяют)
— В этом предложении определите, подчеркните
главные члены предложения.
— Второе предложение спишите самостоятельно, с
проговариванием.
— Третье предложение прокомментирует …
— В третьем предложении определите, напишите
часть речи слов.
8. Физминутка.
СЛАЙД № 11. Танец “Утят”
9. Творческое задание.
СЛАЙД № 12
Задание пятое. Прочитайте. Угадайте, что это
за зверь.
— Кто это? (Лиса)
— А сейчас вы самостоятельно составьте и
запишите в тетради рассказ-загадку о животном и
птице. (Дети работают самостоятельно под
мелодию, проверить 2-3 человека)
Если останется время, сделать задание на слайде
№ 13.
13. Итог урока.
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
— Расскажите вместе со мной про безударные
гласные в корне:
Безударных гласных пять
Тех, что надо проверять
Вы запомните, друзья,
Буквы (учитель показывает буквы, дети
произносят громко):
А, О, Е, И, Я!
— Приведите примеры проверяемых слов, которые
окружают нас в классе. Подберите к ним
проверочные.
14. Оценка.
— Вы славно потрудились. Сегодня на уроке
работали все хорошо, но особенно мне хочется
отметить следующих учеников … (оценка)
15. Домашнее задание. С. 50 упр. 14.
— Я благодарна вам. У меня хорошее настроение. А
у вас?
— Спасибо всем! Урок окончен!
Тест (приложение 1)
Музыкальное приложение