- Блинникова Екатерина Александровна, преподаватель дополнительного образования
Блок уроков на тему “Музыка и
живопись” для детей 8-9 лет проводился в
подготовительном классе Детской школы искусств
№1 г.Артема Приморского края, однако он с успехом
может быть применен и в средней школе с детьми
этого возраста.
Решение провести блок уроков возникло
у меня не случайно, так как многие дети
занимаются не только изобразительным
искусством, но и учатся играть на музыкальных
инструментах, поют в хоре. Тема музыки им близка и
понятна. Поэтому уроки проводятся в контексте
взаимодействия различных видов искусства:
живописи, музыки, литературы, сценографии.
Взаимодействие искусств в педагогическом
процессе активизирует творческий потенциал
детей, расширяет диапазон воздействия каждого
вида искусства и соответствует возрастным
особенностям младших школьников. Картина мира у
детей целостна, художественна по своей основе.
Синтез искусств совпадает с этой картиной.
Основная цель этого блока – научить
детей трансформировать слуховые образы в
зрительные и создавать на их основе графическое
изображение, что развивает не только
изобразительные, но и музыкальные способности
детей. В соответствии с этой целью мы решаем
следующие педагогические задачи:
- Научить детей слушать музыку, понимать ее
характер, узнавать музыкальные образы. Научить
отражать полученные слуховые впечатления в
рисунках. - Способствовать интеллектуальному развитию
(операции анализа, синтеза для понимания
произведения), тренировке анализаторов.
Развивать творческое мышление, эмоциональную
отзывчивость, речь детей (использование
эпитетов, сравнений). - Воспитывать у детей эстетические чувства
(эстетический вкус, чувство гармонии и
прекрасного), а также внимательность и
усидчивость.
На уроках используются методы
развивающего обучения: исследовательский (дети
анализируют музыкальные произведения) и
эвристический (педагог ставит, а дети решают
изобразительную задачу). Также были
задействованы традиционные методы организации и
осуществления учебно-познавательной
деятельности: слушание музыки, беседа,
рассматривание иллюстраций, показ педагогом
способа действия, упражнения, выполнение
композиции на заданную тему. Постоянный интерес
детей к учению поддерживается при помощи методов
формирования долга и ответственности в учении,
быстрой сменой деятельности, созданием ситуаций
занимательности, учебными дискуссиями. Все
перечисленные методы и приемы приводят в высокой
степени творческой активности и продуктивности
в выполнении задания.
Блок состоит из пяти уроков, каждый из
которых решает свои образовательные,
развивающие и воспитательные задачи. Так как
уроки композиции в подготовительном классе
художественного отделения ДШИ стоятся из
расчета 3 учебных часа на занятие, это дает
возможность выполнения длительных заданий без
потери детьми свежести полученных впечатлений.
Урок 1 (бинарный). “Цветная музыка”
Первый урок нашего блока мы проводили
в паре с педагогом теории музыки Радьковой
Еленой Юрьевной. Ее беседа помогала детям слушать
и понимать музыку, усиливала воздействие
искусства на эмоции детей, а я учила отражать
полученные слуховые впечатления в рисунках.
На уроке мы использовали
СD-проигрыватель с записью музыкального
произведения Мусоргского “Картинки с
выставки”. Рассказы педагогов иллюстрировались
подборкой слайдов на персональном компьютере с
декорациями Н.Рериха, Л.Бакста, Н. Гончаровой и
др., эскизов костюмов Л.Бакста, И.Билибина,
театральных афиш, картин К.А.Сомова.
Дети работали гуашью, кистями средней
толщины на бумаге 1/16 листа ватмана.
Ход урока:
- Вступительная беседа (сопровождается
демонстрацией слайдов):
– Дорогие ребята! Сегодня у нас с
вами первый урок из цикла уроков на тему “Музыка
и живопись”. Иллюстрировать музыку на самом деле
совсем не трудно, ведь многие виды искусства
взаимосвязаны. Танец тесно связан с музыкой, ведь
танцевать лучше под музыку. С танцем и театром
связано изобразительное искусство: художники
разрабатывают сценические костюмы и варианты
грима для артистов, занимаются оформлением сцены
(это называется сценографией). Например,
декорации к спектаклям и эскизы театральных
костюмов создавали такие известные художники,
как Лев Бакст, Александр Бенуа, Валентин Серов,
Наталья Гончарова, Иван Билибин, Николай Рерих и
др.
Есть исторические примеры, когда
композитор создавал музыкальное произведение
под впечатлением от увиденной картины
какого-либо художника. Например, композитор
Мусоргский написал цикл музыкальных
произведений “Картинки с выставки” под
впечатлением от выставки своего друга, художника
и архитектора Гартмана. А некоторые художники,
как например Константин Сомов, писали свои
картины по мотивам театральных постановок и
музыкальных произведений.
Таким образом, и мы с вами сегодня
будем иллюстрировать музыкальные отрывки из
произведений русских композиторов. А расскажет
вам об этих произведениях Елена Юрьевна.
- Слушание и анализ музыки
Краткий рассказ педагога о
музыкальном языке подготавливает восприятие
детей к прослушиванию музыкального фрагмента
“Избушка на курьих ножках” из цикла Мусоргского
“Картинки с выставки”
Общение педагога и детей о характере
музыкального произведения помогает детям понять
переданное композитором настроение и
музыкальный образ: “Какое настроение вызывает у
вас, ребята, эта музыка? Подберите как можно
больше определений для этой музыки. Какие
средства музыкальной выразительности помогали
композитору (темп, высота звуков)? Песенность или
танцевальность? А какими цветами вы бы
изобразили эту музыку? А какими еще
выразительными средствами можно нарисовать эту
музыку (пятно, линия, штрих, завиток)?” <Рисунок
1>
Затем дети прослушивают музыкальный
фрагмент противоположного характера — “Балет
невылупившихся птенцов”. Педагог с детьми
анализируют произведение в сравнении с
предыдущим фрагментом, обсуждают, какими
выразительными средствами можно нарисовать эту
музыку. <Рисунок 2>
- Показ педагогом способов действия
Свои впечатления от музыки можно
отразить цветовыми пятнами, линиями, завитками и
т.д. Чтобы дать детям представление о порядке
выполнения задания, я показываю на отдельном
листе пример упражнения на слуховые ассоциации
во время звучания любого неиспользовавшегося
ранее музыкального фрагмента. С Еленой Юрьевной
мы договорились, что это будет случайный выбор, и
мне достались “Богатырские ворота”. Прослушав
несколько первых тактов, я стала рисовать линии,
пятна, штрихи, передающие мое впечатление от
музыки. С последним аккордом был закончен и мой
рисунок.
— Ребята, я использовала именно эти
краски, пятна и линии, потому что характер музыки
подтолкнул меня к этому изобразительному
решению. Я увидела музыку такой. А какой увидите
музыку вы? Послушайте музыкальные отрывки еще
раз и попробуйте передать ее характер цветовыми
пятнами и линиями.
Я убираю свой рисунок, чтобы избежать
срисовывания детьми моего образца.
- Дети работают над двумя рисунками, выполняя
- Подведение итогов урока
упражнения на слуховые ассоциации во время
звучания двух музыкальных отрывков, которые они
ранее анализировали. По окончании работы я прошу
их поднять свои рисунки, чтобы показать, какие
чувства вызвала у них музыка. Рисунки у всех
разные, потому что одна и та же музыка может
вызывать у разных людей разнообразные чувства и
эмоции. Только после выполнения детьми работы я
говорю им, что они иллюстрировали музыкальные
фрагменты из цикла Мусоргского “Картинки с
выставки”.
По окончании урока мы устраиваем
текущую выставку, вывешивая детские работы с
помощью магнитов на доску. Дети обсуждают, кому
из них лучше удалось передать характер
музыкальных произведений, рассказывают, что им
понравилось в музыке и как они это передали в
своих рисунках. Елена Юрьевна рассказывает детям
о музыкальном видении Мусоргским работ
художника Гартмана.
Урок 2
. Беседа “Музыка и
живопись”
Проводится как подготовительная
работа к занятию на тему “Иллюстрации к
произведениям русских композиторов”.
Материалы: Музыкальная литература,
передающая содержание оперы
Н.А.Римского-Корсакова “Снегурочка”. Небольшие
отрывки этого музыкального произведения,
передающие характер персонажей. Репродукции
декораций и костюмов В.М.Васнецова к опере,
созданные для московской Частной оперы
С.И.Мамонтова (берендейки, Купава, берендеи,
бирючи); картины В.М.Васнецова “Снегурочка” и
“Гусляры”; иллюстрации И.Л.Билибина к русским
народным сказкам.
Структура беседы:
- Я рассказываю детям содержание оперы
Римского-Корсакова “Снегурочка”, историю ее
создания, обращаю внимание детей на ее отличие от
одноименной русской народной сказки. - Затем предлагаю ребятам послушать внимательно
музыкальный отрывок из оперы. Дети слушают арию
Снегурочки, после чего мы общаемся о характере
музыкального произведения (“О чем хотел сказать
нам композитор своим произведением? Какое
настроение вызывает у вас, ребята, эта музыка?”) - Просмотр живописного произведения и общение о
его характере (“Что нарисовал художник? Какие
черты характера персонажа передает художник? Как
художнику удалось это показать? Какие краски он
использовал?”) - Затем мы сравниваем сходство музыкального и
живописного произведений по выраженному в них
эмоциональному настрою, характеру
художественного образа (“Как вы думаете, ребята,
передает ли это музыкальное произведение
характер персонажа? Почему?”) - Повторное прослушивание музыкального отрывка с
одновременным просмотром картины. - Затем мы беседуем по следующей паре музыкальных
и живописных произведений и т.д. - В заключение мы с детьми обсуждаем
изобразительные замыслы. Я выясняю у детей,
какого персонажа музыкального произведения они
хотели бы изобразить, если были бы художниками.
Как его изобразили бы, какими красками?
Урок 3.
Тема: “Иллюстрации к произведениям
русских композиторов”
Цель этого урока — осуществляя
межпредметные связи, научить детей
иллюстрировать музыкальные произведения,
отображая в рисунках возникшие при
прослушивании музыки чувства, а также характер
персонажей.
Материалы: бумага ? листа ватмана,
акварель, гуашь, пастель.
Для иллюстрирования мы взяли оперу
Римского-Корсакова “Снегурочка” как хорошо
знакомое и доступное детям по содержанию
произведение. Детям дается задание – нарисовать
портрет героя, декорации или сцену из оперы (по
выбору). Дети обдумывают и обсуждают
изобразительные замыслы, работают над
небольшими эскизами рисунков. Выполнение
эскизов помогает закрепить первое
непосредственное впечатление от музыки, выбрать
подходящий формат листа, продумать композицию
рисунка и цветовое решение. После выполнения
эскизов дети работают на большом листе простым
карандашом: компоновка, рисование больших форм,
проработка мелких деталей.
Урок 4. Продолжение работы над
заданием. Работа в цвете, начинающаяся с закладки
основных тоновых и цветовых отношений, далее –
проработка основных объемов. Я помогаю им
индивидуально советом, напоминанием.
Урок 5. Окончание работы в цвете,
проработка мелких деталей, усиление акцентов.
В конце занятия – просмотр и
обсуждение детских работ. Я напоминаю детям, над
какой темой они работали, предлагаю обсудить, чей
рисунок лучше отражает содержание музыкального
произведения и почему. Похвалы достойны все
работы, так как каждая отражает душевный мир
ребенка, является плодом его усилий. Из
выполненных работ оформляется выставка, как бы
давая возможность “артистам” с рисунков
“поклониться публике”.
Об огромной пользе подобных
интегративных уроков в развитии творческого
потенциала детей лучше всего говорят сами
рисунки учащихся. Лучшие работы <Рисунок 3-9>
были отобраны для участия в Международном
конкурсе “Живопись в произведениях русских
композиторов”, проходившем в г. Владивостоке в
мае 2006 г. В этом конкурсе Мигаль Поля (8 лет)
<Рисунок 3> и Новикова Полина (8 лет) <Рисунок
4> разделили между собой I-е место.
Десятниченко Марина (9 лет) <Рисунок 5> приняла
участие в выставке-конкурсе “Москва встречает
друзей” в рамках III Международного фестиваля МБФ
Владимира Спивакова, награждена дипломом.
Приложение (рисунки)