Диагностическая работа по литературному чтению для 2-го класса

  • Карачевская Ольга Алексеевна, учитель начальных классов

Ориентировочная дата проведения
диагностики:
1-е полугодие (ноябрь).

Цель диагностической работы
определение уровня осознанности чтения у
учащихся 2-го класса в процессе самостоятельного
чтения текста и ответов на вопросы по содержанию
текста, а также сформированности некоторых
общеучебных умений – правильного восприятия
учебной задачи, контроля и корректировки
собственных действий в процессе выполнения
заданий.

Время тестирования: 35 минут.

Условия тестирования: Для выполнения
работы по литературному чтению каждый ученик
должен получить листы с текстом для чтения и
задания к тексту. Использование
дополнительных материалов при проведении
тестирования не предполагается. На парте у
каждого учащегося должна быть только ручка для
записи ответов.

Содержание работы соответствует
обязательному минимуму содержания начального
общего образования и требованиям программ к
знаниям, умениям и навыкам начальной школы в
соответствии с Федеральным компонентом
государственного образовательного стандарта
начального общего образования (утвержден
приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. №
1089). Содержание работы ориентировано на
нормативные требования к уровню осознанности
чтения к середине 2-го класса, который должен
достигаться учащимися при обучении по любому
учебно-методическому комплекту, включенному в
Федеральный перечень учебников для начальной
школы, и реализацию преемственности между
требованиями Стандарта-2004 и планируемыми
результатами Стандарта-2009.

Проверка степени осознанности чтения включает
в себя следующие параметры:

1. Проверка умения извлечь фактическую
информацию, т.е. информацию, заданную в явном
виде. Выясняется, насколько ученик понимает, о
чём идёт речь в тексте.

2. Проверка умения извлечь информацию,
содержащуюся в тексте в неявном виде, проверка
умения формулировать простые выводы.
Проверяется умение ребенка понять то, что
говорится в тексте.

3. Проверка умения интерпретировать и обобщать
полученную из текста информацию. Проверяется
умение понять общий смысл текста, подойти к
пониманию основной мысли текста (авторской идеи)
и способов её выражения.

Диагностическая работа содержит текст сказки и
12 заданий к тексту. Все задания можно
разделить на четыре группы в зависимости от их
назначения.

  • 1 группа заданий направлена на проверку общего
    понимания содержания прочитанного текста, на
    проверку умения находить информацию, заданную в
    явном виде.
  • 2 группа заданий направлена на проверку умения
    извлечь из текста информацию, данную в неявном
    виде, сформулировать на основе прочитанного
    несложные выводы.
  • 3 группа заданий направлена на проверку
    понимания последовательности смысловых частей
    текста.
  • 4 группа заданий направлена на проверку умения
    понять общий смысл текста, приблизиться к
    пониманию авторского замысла, определить на
    основе проведенного смыслового анализа чувства
    главных героев.

При отборе заданий в силу специфики 2 класса
предпочтение было отдано заданиям первой группы,
так как именно нахождение информации,
содержащейся в тексте в явном и неявном виде,
находится в центре внимания во 2 классе (см.
таблицу).

Распределение заданий в соответствии с
выделенными группами:


Группа заданий

№ заданий

Общее количество заданий

1 группа заданий 1, 2, 3, 4, 5 5
2 группа заданий 6, 7, 12 3
3 группа заданий 8 1
4 группа заданий 9, 10, 11 3

Система оценивания отдельных заданий и
работы в целом:

Оценка выполнения заданий диагностической
работы

За выполнение каждого задания, кроме задания
№7, выставляется: 1 балл – верный ответ, 0
баллов – неверный ответ. Если выбрано более
одного ответа, включая и правильный, то задание
считается выполненным неверно (выставляется 0
баллов). Если ответ отсутствует, независимо от
типа заданий, то ставится 0 баллов. Задание №7: 3
балла – полный верный ответ, 2 балла –
подобраны слова к двум названным
героям/предметам (т.е. выполнено 2/3 задания), 1 балл
– подобраны слова к одному названному
герою/предмету (т.е. выполнена 1/3 задания), 0 баллов
– неверный ответ или ответ отсутствует.
Максимальное количество баллов, которые ученик
может получить за работу – 14.

Система оценивания заданий
диагностической работы


Задание

Критерии оценивания

1. 1 балл: выбран 3 вариант ответа
0 баллов: во всех остальных случаях
2. 1 балл: выбран 2 вариант ответа
0 баллов: во всех остальных случаях
3. 1 балл: выбран 4 вариант ответа
0 баллов: во всех остальных случаях
4. 1 балл: Подчеркнуто предложение «Бьют
короткие волосы-струи, но не достают даже до
крыши самых высоких домов»
0 баллов: во всех остальных случаях
5. 1 балл: вписано слово «потускнели»
0 баллов: во всех остальных случаях
6. 1 балл: выбран 3 вариант ответа
0 баллов: во всех остальных случаях
7. 3 балла: в первой строке выписаны слова
«потускнели», «привяли» (допустим вариант
«шуршат»);
во второй строке выписаны слова «вянут»,
«рассыпаются»
в третьей строке выписаны слова «засыхают»,
«молчат»
2 балла: выписаны слова в любых двух строках
1 балл: выписаны слова в одной любой строке
либо по одному слову в каждой строке
0 баллов: во всех остальных случаях
8. 1 балл: 4, 2, 5, 1, 3
0 баллов: во всех остальных случаях
9. 1 балл: выбран 4 вариант ответа
0 баллов: во всех остальных случаях
10. 1 балл: выбран 2 вариант ответа
0 баллов: во всех остальных случаях
11. 1 балл: выбран ответ «Нет» и приведено
правильное объяснение, например,
указывающее на то, что дождик сильно переживал
из-за того, что по его вине могут погибнуть цветы,
деревья, люди.
Примеры детских ответов на 1 балл: «Потому
что он изо всех сил пытался помочь », «Дождик
расплакался от того, что не успеет спасти цветы,
деревья, людей », «Дождик старался полить
растения и людей, чтобы они не погибли», «Дождик
ругал себя за то, что наделал», «Дождик сильно
переживал, плакал».
0 баллов: во всех остальных случаях.
Примеры детских ответов на 0 баллов: «Потому
что он зря подстригся», «Потому что короткие
волосы-струи не достают до земли», «Потому что
он не был равнодушным».
12. 1 балл: выписаны предложения
предпоследнего абзаца либо приведен весь абзац.
А также смысл абзаца может быть передан своими
словами.
Примеры детских ответов на 1 балл: «Называл
себя глупым, беззаботным и плакал», «Плакал и
пытался скорее все исправить», «Сильно
расстроился, когда понял, что он наделал »,
«Волновался, плакал».
0 баллов: во всех остальных случаях.
Примеры детских ответов на 0 баллов: «Плакал»,
«Всё поливал», пересказ содержания текста и
т.п.

При оценивании заданий развернутым ответом
(11, 12) важно учитывать, что если учащиеся дали
правильные ответы, синонимичные приведенным в
системе оценивания, их нужно оценивать
соответствующими баллами.

Пересчет тестового балла в школьные
отметки


Количество баллов 14-12 11-10 9-7 менее 7
Отметка 5 4 3 2

Список литературы, использованной при
подготовке контрольно-измерительных материалов

  1. Н. Абрамцева «Сказки для добрых сердец».
    Изд. «Урал ЛТД», 2007.
  2. И.Ф. Волков «Теория литературы», Москва, 1995.
  3. Сборник русских пословиц «При солнышке тепло,
    при матери добро». Москва, 1979.
  4. Интернет-сайты:

Диагностическая работа по
литературному чтению 2 класс

Школа, класс ___________ Фамилия, имя
ученика_________________________

Дождь

Жил-был дождик. Косматый, длинноволосый дождь.
Если он сердился, холодные пряди его мокрых волос
хлестали людей по лицам. Когда дождик был в
хорошем настроении, его мягкие волосы ласково
касались ваших щёк. И всё-таки дождь был косматым.
И ему это надоело…
– Постригусь, – решил дождик. Отправился к
парикмахеру. Отрезал месяц-серп волосы дождику.
Пока дождь бегал к месяцу, ничего хорошего не
случилось. Наоборот. Листья на деревьях
потускнели, привяли. Цветы на клумбах опустились,
вянут. Люди ходят серые, пыльные, вялые.
Засыхают люди.
Разволновался дождик.
– Сейчас, – говорит, – я вас всех быстренько
полью, вам легче станет! Оживёте сразу.
Дождь торопится, распустил волосы-струи,
поливает.
– Ну же! – кричат люди.
– Жарко…– плачут цветы.
– Сохнем, – шелестят листья.
– Да что вы? – не понимает дождь. – Я же поливаю.
Бьют короткие волосы-струи, но не достают даже до
крыши самых высоких домов.
Сухо, всё суше на земле. В пыль рассыпаются цветы,
шуршат почти мёртвые листья, молчат потерявшие
веру люди.
И тут только понял дождь, что он наделал. Понял,
что пока будут отрастать струи, погибнут цветы,
листья, люди…
– Глупый я, беззаботный я, – плакал дождь. Плакал,
плакал, плакал… И слёзы его упали на землю. Поток
слёз.
И встали цветы – ожили! И весело зашелестели
листья – ожили! И вздохнули легко люди – ожили!

(По Н. Абрамцевой)

Ответь на вопросы и выполни задание. Для этого
ты можешь перечитывать текст.

1. О чем рассказывается в произведении?

1) О том, как жил косматый длинноволосый
дождик
2) О том, как дождик пошёл к парикмахеру
3) О том, как дождик спас от гибели цветы,
листья, людей
4) О том, как дождь расплакался

2. Где происходят действия, описанные в тексте?

1) в деревне
2) в городе
3) в саду
4) в лесу

3. В какое время года происходят события,
описанные в тексте?

1) осенью
2) зимой
3) весной
4) летом

4. Из-за чего у постриженного дождика не
получалось полить землю? Подчеркни в тексте
нужное предложение.

5. Впиши нужное слово.

Листья на деревьях
_______________________ , привяли.

6. Дождик расплакался, потому что

1) он отправился к парикмахеру
2) молчат потерявшие веру люди
3) он не успеет спасти цветы, листья, людей
4) он глупый и беззаботный

7. Что стало с листьями, цветами, людьми без
дождя? Найди слова-действия.Выпиши
из текста по два подходящих слова.

Листья на деревьях ____________________,
________________________
.
Цветы на клумбах ____________________, ________________________.
Люди ____________________, _________________________.

8. Укажи, в каком порядке происходили
события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5.

Поток слез
Месяц-серп отрезал дождику волосы
Ожившая земля
1. Дождику надоело быть косматым
Сухо, всё суше на земле

9. В какой книге ты посоветуешь другу искать это
произведение?

1) Стихи
2) Басни
3) Рассказы
4) Сказки

10. Какая пословица больше всего подходит к
тексту?

1) Книга для ума – что тёплый дождик для
всходов.
2) Делать добро спеши.
3) Человек без труда – что земля без воды.
4) Под лежачий камень вода не течёт.

11. Как ты думаешь, можно ли назвать дождик
равнодушным?

  • ДА
  • НЕТ

Обязательно объясни, почему ты так
думаешь.

____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________

12. Напиши, как переживал дождик за свой
поступок.

____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________

Не забудь проверить работу!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *