- Карачевская Ольга Алексеевна, учитель начальных классов
Ориентировочная дата проведения
диагностики: 1-е полугодие (ноябрь).
Цель диагностической работы –
определение уровня осознанности чтения у
учащихся 2-го класса в процессе самостоятельного
чтения текста и ответов на вопросы по содержанию
текста, а также сформированности некоторых
общеучебных умений – правильного восприятия
учебной задачи, контроля и корректировки
собственных действий в процессе выполнения
заданий.
Время тестирования: 35 минут.
Условия тестирования: Для выполнения
работы по литературному чтению каждый ученик
должен получить листы с текстом для чтения и
задания к тексту. Использование
дополнительных материалов при проведении
тестирования не предполагается. На парте у
каждого учащегося должна быть только ручка для
записи ответов.
Содержание работы соответствует
обязательному минимуму содержания начального
общего образования и требованиям программ к
знаниям, умениям и навыкам начальной школы в
соответствии с Федеральным компонентом
государственного образовательного стандарта
начального общего образования (утвержден
приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. №
1089). Содержание работы ориентировано на
нормативные требования к уровню осознанности
чтения к середине 2-го класса, который должен
достигаться учащимися при обучении по любому
учебно-методическому комплекту, включенному в
Федеральный перечень учебников для начальной
школы, и реализацию преемственности между
требованиями Стандарта-2004 и планируемыми
результатами Стандарта-2009.
Проверка степени осознанности чтения включает
в себя следующие параметры:
1. Проверка умения извлечь фактическую
информацию, т.е. информацию, заданную в явном
виде. Выясняется, насколько ученик понимает, о
чём идёт речь в тексте.
2. Проверка умения извлечь информацию,
содержащуюся в тексте в неявном виде, проверка
умения формулировать простые выводы.
Проверяется умение ребенка понять то, что
говорится в тексте.
3. Проверка умения интерпретировать и обобщать
полученную из текста информацию. Проверяется
умение понять общий смысл текста, подойти к
пониманию основной мысли текста (авторской идеи)
и способов её выражения.
Диагностическая работа содержит текст сказки и
12 заданий к тексту. Все задания можно
разделить на четыре группы в зависимости от их
назначения.
- 1 группа заданий направлена на проверку общего
понимания содержания прочитанного текста, на
проверку умения находить информацию, заданную в
явном виде. - 2 группа заданий направлена на проверку умения
извлечь из текста информацию, данную в неявном
виде, сформулировать на основе прочитанного
несложные выводы. - 3 группа заданий направлена на проверку
понимания последовательности смысловых частей
текста. - 4 группа заданий направлена на проверку умения
понять общий смысл текста, приблизиться к
пониманию авторского замысла, определить на
основе проведенного смыслового анализа чувства
главных героев.
При отборе заданий в силу специфики 2 класса
предпочтение было отдано заданиям первой группы,
так как именно нахождение информации,
содержащейся в тексте в явном и неявном виде,
находится в центре внимания во 2 классе (см.
таблицу).
Распределение заданий в соответствии с
выделенными группами:
Группа заданий |
№ заданий |
Общее количество заданий |
1 группа заданий | 1, 2, 3, 4, 5 | 5 |
2 группа заданий | 6, 7, 12 | 3 |
3 группа заданий | 8 | 1 |
4 группа заданий | 9, 10, 11 | 3 |
Система оценивания отдельных заданий и
работы в целом:
Оценка выполнения заданий диагностической
работы
За выполнение каждого задания, кроме задания
№7, выставляется: 1 балл – верный ответ, 0
баллов – неверный ответ. Если выбрано более
одного ответа, включая и правильный, то задание
считается выполненным неверно (выставляется 0
баллов). Если ответ отсутствует, независимо от
типа заданий, то ставится 0 баллов. Задание №7: 3
балла – полный верный ответ, 2 балла –
подобраны слова к двум названным
героям/предметам (т.е. выполнено 2/3 задания), 1 балл
– подобраны слова к одному названному
герою/предмету (т.е. выполнена 1/3 задания), 0 баллов
– неверный ответ или ответ отсутствует.
Максимальное количество баллов, которые ученик
может получить за работу – 14.
Система оценивания заданий
диагностической работы
Задание |
Критерии оценивания |
1. | 1 балл: выбран 3 вариант ответа 0 баллов: во всех остальных случаях |
2. | 1 балл: выбран 2 вариант ответа 0 баллов: во всех остальных случаях |
3. | 1 балл: выбран 4 вариант ответа 0 баллов: во всех остальных случаях |
4. | 1 балл: Подчеркнуто предложение «Бьют короткие волосы-струи, но не достают даже до крыши самых высоких домов» 0 баллов: во всех остальных случаях |
5. | 1 балл: вписано слово «потускнели» 0 баллов: во всех остальных случаях |
6. | 1 балл: выбран 3 вариант ответа 0 баллов: во всех остальных случаях |
7. | 3 балла: в первой строке выписаны слова «потускнели», «привяли» (допустим вариант «шуршат»); во второй строке выписаны слова «вянут», «рассыпаются» в третьей строке выписаны слова «засыхают», «молчат» 2 балла: выписаны слова в любых двух строках 1 балл: выписаны слова в одной любой строке либо по одному слову в каждой строке 0 баллов: во всех остальных случаях |
8. | 1 балл: 4, 2, 5, 1, 3 0 баллов: во всех остальных случаях |
9. | 1 балл: выбран 4 вариант ответа 0 баллов: во всех остальных случаях |
10. | 1 балл: выбран 2 вариант ответа 0 баллов: во всех остальных случаях |
11. | 1 балл: выбран ответ «Нет» и приведено правильное объяснение, например, указывающее на то, что дождик сильно переживал из-за того, что по его вине могут погибнуть цветы, деревья, люди. Примеры детских ответов на 1 балл: «Потому что он изо всех сил пытался помочь », «Дождик расплакался от того, что не успеет спасти цветы, деревья, людей », «Дождик старался полить растения и людей, чтобы они не погибли», «Дождик ругал себя за то, что наделал», «Дождик сильно переживал, плакал». 0 баллов: во всех остальных случаях. Примеры детских ответов на 0 баллов: «Потому что он зря подстригся», «Потому что короткие волосы-струи не достают до земли», «Потому что он не был равнодушным». |
12. | 1 балл: выписаны предложения предпоследнего абзаца либо приведен весь абзац. А также смысл абзаца может быть передан своими словами. Примеры детских ответов на 1 балл: «Называл себя глупым, беззаботным и плакал», «Плакал и пытался скорее все исправить», «Сильно расстроился, когда понял, что он наделал », «Волновался, плакал». 0 баллов: во всех остальных случаях. Примеры детских ответов на 0 баллов: «Плакал», «Всё поливал», пересказ содержания текста и т.п. |
При оценивании заданий развернутым ответом
(11, 12) важно учитывать, что если учащиеся дали
правильные ответы, синонимичные приведенным в
системе оценивания, их нужно оценивать
соответствующими баллами.
Пересчет тестового балла в школьные
отметки
Количество баллов | 14-12 | 11-10 | 9-7 | менее 7 |
Отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Список литературы, использованной при
подготовке контрольно-измерительных материалов
- Н. Абрамцева «Сказки для добрых сердец».
Изд. «Урал ЛТД», 2007. - И.Ф. Волков «Теория литературы», Москва, 1995.
- Сборник русских пословиц «При солнышке тепло,
при матери добро». Москва, 1979. - Интернет-сайты:
- Официальный сайт Натальи Абрамцевой; http://www.strumishka.narod.ru/
- Пословицы, поговорки; http://poslovicy-pogovorki.ru/
Диагностическая работа по
литературному чтению 2 класс
Школа, класс ___________ Фамилия, имя
ученика_________________________
Дождь
Жил-был дождик. Косматый, длинноволосый дождь.
Если он сердился, холодные пряди его мокрых волос
хлестали людей по лицам. Когда дождик был в
хорошем настроении, его мягкие волосы ласково
касались ваших щёк. И всё-таки дождь был косматым.
И ему это надоело…
– Постригусь, – решил дождик. Отправился к
парикмахеру. Отрезал месяц-серп волосы дождику.
Пока дождь бегал к месяцу, ничего хорошего не
случилось. Наоборот. Листья на деревьях
потускнели, привяли. Цветы на клумбах опустились,
вянут. Люди ходят серые, пыльные, вялые.
Засыхают люди.
Разволновался дождик.
– Сейчас, – говорит, – я вас всех быстренько
полью, вам легче станет! Оживёте сразу.
Дождь торопится, распустил волосы-струи,
поливает.
– Ну же! – кричат люди.
– Жарко…– плачут цветы.
– Сохнем, – шелестят листья.
– Да что вы? – не понимает дождь. – Я же поливаю.
Бьют короткие волосы-струи, но не достают даже до
крыши самых высоких домов.
Сухо, всё суше на земле. В пыль рассыпаются цветы,
шуршат почти мёртвые листья, молчат потерявшие
веру люди.
И тут только понял дождь, что он наделал. Понял,
что пока будут отрастать струи, погибнут цветы,
листья, люди…
– Глупый я, беззаботный я, – плакал дождь. Плакал,
плакал, плакал… И слёзы его упали на землю. Поток
слёз.
И встали цветы – ожили! И весело зашелестели
листья – ожили! И вздохнули легко люди – ожили!
(По Н. Абрамцевой)
Ответь на вопросы и выполни задание. Для этого
ты можешь перечитывать текст.
1. О чем рассказывается в произведении?
1) О том, как жил косматый длинноволосый
дождик
2) О том, как дождик пошёл к парикмахеру
3) О том, как дождик спас от гибели цветы,
листья, людей
4) О том, как дождь расплакался
2. Где происходят действия, описанные в тексте?
1) в деревне
2) в городе
3) в саду
4) в лесу
3. В какое время года происходят события,
описанные в тексте?
1) осенью
2) зимой
3) весной
4) летом
4. Из-за чего у постриженного дождика не
получалось полить землю? Подчеркни в тексте
нужное предложение.
5. Впиши нужное слово.
Листья на деревьях
_______________________ , привяли.
6. Дождик расплакался, потому что
1) он отправился к парикмахеру
2) молчат потерявшие веру люди
3) он не успеет спасти цветы, листья, людей
4) он глупый и беззаботный
7. Что стало с листьями, цветами, людьми без
дождя? Найди слова-действия.Выпиши
из текста по два подходящих слова.
Листья на деревьях ____________________,
________________________.
Цветы на клумбах ____________________, ________________________.
Люди ____________________, _________________________.
8. Укажи, в каком порядке происходили
события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5.
Поток слез
Месяц-серп отрезал дождику волосы
Ожившая земля
1. Дождику надоело быть косматым
Сухо, всё суше на земле
9. В какой книге ты посоветуешь другу искать это
произведение?
1) Стихи
2) Басни
3) Рассказы
4) Сказки
10. Какая пословица больше всего подходит к
тексту?
1) Книга для ума – что тёплый дождик для
всходов.
2) Делать добро спеши.
3) Человек без труда – что земля без воды.
4) Под лежачий камень вода не течёт.
11. Как ты думаешь, можно ли назвать дождик
равнодушным?
- ДА
- НЕТ
Обязательно объясни, почему ты так
думаешь.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
12. Напиши, как переживал дождик за свой
поступок.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Не забудь проверить работу!