Элективный курс Основы качественного анализа

  • Спасенкова Ольга Владимировна, учитель химии
  • Хмара Светлана Борисовна, учитель химии

В школьном курсе неорганической химии
знакомство с основами аналитической химии
сводится к работам по определению наличия
отдельных ионов в растворах веществ при изучении
темы “Теория электролитической диссоциации”, а
также к рассмотрению качественных реакций на
отдельные анионы при изучении химии неметаллов.
Эти знания являются минимальными,
эпизодическими, недостаточно
систематизированными. В то же время задания
окружных и городских олимпиад по химии
обязательно включают задачи, основанные на
качественном анализе смеси веществ.

Данный курс разработан для 9 класса с
углубленным изучением химии и является
логическим дополнением к основному изучаемому
материалу.

Целью курса является систематизация,
расширение и углубление знаний об основах
качественного анализа. Для реализации этой цели
необходимо добиться решения следующих задач:

  1. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания
    о качественных реакциях.
  2. Ознакомить учащихся с основными методами
    качественного анализа.
  3. Рассмотреть различные аналитические группы
    катионов и анионов, а также способы их
    определения.

Курс рассчитан на 16 ч, 1 ч в неделю. В
основу изучения материала положена
классификация катионов и анионов на отдельные
аналитические группы. Это позволит более четко
проводить характерные качественные реакции,
использовать те или иные групповые реагенты для
определения качественного состава смеси ионов.
Для формирования практических навыков и
наиболее глубокого и осознанного понимания
учащимися учебного материала использованы
практические работы.

Учебно-тематическое планирование


Темы

Количество часов

Вид занятий

1. Введение в аналитическую
химию. Методы анализа.

1 ч

Теоретическое

2. Теоретические основы
аналитической химии.

1 ч

Теоретическое

3. Техника выполнения
лабораторных работ.

2 ч

Теоретическое (1 ч);

Лабораторная работа (1 ч).

4. Аналитические группы
катионов.

7 ч

Теоретическое (1 ч);

Лабораторные работы (4 ч);

Контрольные задачи (2 ч).

4. Аналитические группы
анионов. Анализ сухого вещества.

5 ч

Теоретическое (1 ч);

Лабораторные задачи (3 ч);

Контрольные задачи (1 ч).

Содержание курса

ТЕМА 1. Введение в аналитическую химию.
Методы анализа.

Аналитическая химия как наука о
методах определения состава веществ. Предмет и
задачи качественного анализа.

ТЕМА 2. Теоретические основы
аналитической химии.

Основные положения теории
электролитической диссоциации. Роль ТЭД в
качественном анализе. Аналитические группы
катионов и периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева.

ТЕМА 3. Техника выполнения
лабораторных работ.

Правила техники безопасности.
Основные приёма работы в аналитической химии
(нагревание и выпаривание, осаждение,
фильтрование через бумажный фильтр и через вату,
промывание и растворение осадка). Капельные
реакции. Правила оформления лабораторного
журнала.

Лабораторные занятия. 1. Основные
приёмы работ в аналитической химии (нагревание и
выпаривание, осаждение, фильтрование через
бумажный фильтр и через вату, промывание и
растворение осадка).

ТЕМА 4. Аналитические группы катионов.

Аналитические группы катионов.
Условия протекания реакций ионного обмена.

Лабораторные занятия. 2. Реакции и
ход анализа смеси катионов первой аналитической
группы (К+, Na+, NH4+). 3.
Реакции и ход анализа смеси катионов второй
аналитической группы (Ag+, Pb2+). 4.
Реакции и ход анализа смеси катионов третьей
аналитической группы (Ва2+, Са2+). 5. Контрольная
задача №1
. Анализ смеси катионов первой, второй
и третьей групп. 6. Реакции и ход анализа смеси
катионов четвёртой группы (Al3+, Cr3+, Zn2+).
7. Реакции и ход анализа смеси катионов пятой
аналитической группы (Mg2+, Fe2+, Fe3+,
Mn2+). 8. Контрольная задача №2. Анализ
смеси катионов четвёртой и пятой групп.

ТЕМА 5. Аналитические группы анионов.
Анализ сухого вещества.

Классификация анионов и групповые
реагенты. Характеристика групп. Особенности
анализа твёрдого вещества.

Лабораторные занятия. 9. Реакции и
ход анализа смеси анионов первой аналитической
группы (SO42-, SO32-, CO32-,
PO43-, SiO32-).10. Реакции и ход
анализа смеси анионов второй и третьей
аналитических групп (I – Сl, Вг, I,
S2-; II — NO3, NO2, CH3COO).
11. Контрольная задача №3. Анализ смеси
анионов первой, второй и третьей групп. 12. Анализ
сухого вещества.

Методические рекомендации.

При проведении занятий можно
использовать в различном сочетании все
традиционные методы обучения. Однако необходимо
введение в преподавание творческих заданий,
содействующих повышению познавательной
активности учащихся. Использовать различные
формы самостоятельной работы учащихся: работа с
книгой, в том числе со справочной литературой,
подготовка рефератов и др. При изучении курса
“Основы качественного анализа” учащимся
предоставляется возможность самостоятельно
выполнять лабораторные и практические работы, в
которые они могут внести элементы творчества.

Перечень рекомендуемой литературы.

  1. Логинов Н.Я. Аналитическая химия: Учеб. пособие
    для студентов химико-биол. и биолого-хим.
    специальностей пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1975.
  2. Основы аналитической химии. В 2 кн. Кн. 1. Общие
    вопросы. Методы разделения: Учеб. для вузов / Ю.А.
    Золотов, Е.Н. Дорохова, В.И. Фадеева и др. Под ред.
    Ю.А. Золотова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:
    Высшая школа, 1999.
  3. Основы аналитической химии. В 2 кн. Кн. 2. Методы
    химического анализа: Учеб. для вузов / Ю.А.
    Золотов, Е.Н. Дорохова, В.И. Фадеева и др. Под ред.
    Ю.А. Золотова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:
    Высшая школа, 1999.
  4. Суворов А.В. и др. Увлекательный мир химических
    превращений. Оригинальные задачи по химии с
    решениями. – СПб.: Химия, 1998.
  5. Ярославцев А.А. Сборник задач и упражнений по
    аналитической химии. – М., 1972.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *