Эмоционально-художественное восприятие стихотворения А.Пришельца Снежинка

  • Едалина Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов

Цель урока:

  • познакомить с эмоционально-эстетическим
    содержанием стихотворения А. Пришельца
    «Снежинка»;
  • развивать умение находить характеристические
    свойства содержания произведения, понимать язык
    поэта, развивать воображение, эстетическую
    восприимчивость;
  • воспитывать интерес к чтению, любознательность,
    душевные качества: нежность, обаяние, красоту.

Оборудование:

  • Аудиозаписи: «Зима» – М.Крутицкий.
    «Зимний вечер» – П.Чайковский.
  • «Танец снежинок» – А.Филипенко Иллюстрации
    о зиме (различные пейзажные изображения)
    композиции снежинок, мультимедиа – пейзажи
    зимних явлений.

Организационный момент

— Релаксация.
— Я красивый, я хороший, я счастливый. Я буду всех
любить! И все будут любить меня!

У. – Все улыбнулись и посмотрели
вокруг? О чем сегодня будем беседовать, и с каким
временем года будет связана наша тема урока?
Д. – Много иллюстраций о зимней природе
и висят нежные снежинки, значит, будем говорить о
зиме.
У. — Вы, дети правы. Сейчас прослушаем
музыкальный отрывок из произведения
М.Крутицкого «Зима». И вы мне скажите, что вы
услышали в музыке, что представили?

Прослушивание отрывка.

Д. — Я представила волшебницу – Зиму,
сугробы, падающий снег.
Д. — Мне кажется, что все кругом белое,
как большое пушистое одеяло укрыло землю.
Д. — Падают снежинки, они летают, играют,
им весело.
Д. — Все тихо, все укрыто снегом, звери
спят им тепло, а на верху ветер и снег летает.

У. — Вы ребята правы, я тоже представила
мягкое белое покрывало кругом, все блестит –
сверкает, а снежинки танцуют свой вальс и тихо
падают с неба и укладываются в большие сугробы и
красуются, играя с солнечными лучиками.

У. — Посмотрите за окно, сколько,
сколько снега в этом году, сколько снежинок к нам
спустилось.
У. — А это хорошо?
Д. — Да.
У. — Вспомните урок естествознания, с
какой поговоркой мы познакомились о пользе снега
Много снега – много хлеба!

У. – Правильно дети. Зима нам приносит
не только пользу, но и красоту! Посмотрите, какие
иллюстрации о зимних пейзажах я вам приготовила.
Они молча висят и показывают изображение зимней
природы. Давайте их “оживим”. Я вам раздам
отрывки из произведений поэтов, а вы их
соотнесете в соответствии с художественным
изображением.

Раздаю детям карточки с отрывками
произведений. Они ищут подходящие изображения на
иллюстрациях – к своим отрывкам и встают около
них. (Использую пространство класса).

Карточки.

1. «Мелькает, вьется первый снег, звездами
падая на брег» –

Пушкин «Опрятней медного паркета».

2. Метели снега и туманы
Покорны морозу всегда
Пойду за моря, океаны-
Построю дворцы изо льда.

Н.Некрасов «Мороз-воевода»

3. Валит снег и стелет шаль!

С.Есенин «Пороша»

4. Чародейкого – Зимою,
Околдован, лес стоит

Ф.Тютчев.

5. Белым снегом припорошено
Не осталось следу
Поднялась пыль да вьюга
Не видать и свету

И. Никитин «Песня»

6. На дворах и домах снег
лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.

И.Никитин «Встреча зимы»

Остальные дети работают с учителем.

У. — Дети, пока ребята выполняют
задание, скажите вы мне «Что характерно для
зимнего периода нашей природной зоны» (показываю
на глобус)

Д. — Морозы и метели, снегопады и вьюги,
снежные заносы, бураны, поземка, ясная, морозная
погода. Включаю мультимедиа. Даны “зимние”
слова и картины к ним. Описываем явления природы.

У. — Это зимние слова – снежные, все они
связаны с зимой со снегом.
У. — А сейчас давайте послушаем и оценим
– как наши дети «оживили картины».

Если вы согласны с ответом, то показываем
голубой кружок – это цвет зимы, а если не
согласны – красный, и объясните, почему?

Дети зачитывают тексты со своих карточек, а
другая группа детей оценивает их.

Кто помнит стихотворение Пришельца об осени,
как оно называется?

Д. – Это “Последние листья”.
У.— Давайте вспомним его, побудем
листочками. Согласны?

— Физминутка. Обыгрывание стихотворения
А.Пришельца «Последние листья». Учитель
читает текст, а дети показывают руками и мимикой,
что происходит вокруг.
стр.137.


Слова Действия
Летят над полям Руки в стороны
Последние листья Машут
Последние листья Кружатся, приседают
В лесу облетают
И солнце, едва Руки вверх
Пробиваясь сквозь тучи И падают вниз —
Роняет последний Наклон негреющий лучик
На речке не слышно Повороты
ни песни, ни слова В стороны
Ушли рыболовы Руки на плечи
С последним уловом Ходят по классу
Но верят упрямо Встают, руки в верх
и люди и птицы Улыбаются,
Все снова родится! Хлопают в ладоши
Все вновь повторится! Садятся

У. — Чем характерны стихотворения
А.Пришельца? Подумайте?
Д. — Он воспевает родную природу,
любуются и всегда говорит, что все будет хорошо!

Да, Алексей Пришелец открывает удивительное в
природе.

Знакомство с новым материалом

— Сегодня мы познакомимся с его стихотворением
«Снежинка» – Как вы думаете, о чем оно?
Подумаем вместе, можно другое название дать или
нет? Хорошо!

У. — Так о чем это стихотворение, как вы
предполагаете?
Д. — О зиме, о снежинках, о красоте.
У. — В тексте встретятся такие слова –
объясните, как вы их понимаете? Мультимедиа на
экране контекст.

— Робкой, потревоженной пушинкой (тихой,
незаметной, очень легкой).
— Сию минуту – (тут же, быстро)

Д. — Сейчас я прочитаю это
стихотворение. Включаю музыку Чайковского
«Зимний вечер » А ваша задача рассказать,
какие картины возникли при чтении.

— Включаю. Читаю (Живое слово 3 кл.(1-4) стр.196). .

Нарисуйте, опишите что представили.

Даю время на обдумывание.

— Кто готов. Я снова включаю запись, а вы
рассказывайте представленное.

Д. — Я представил город, вечер, я гляжу в
небо, и падают снежинки. Я их ловлю.
Д. — Ловлю снежинки, а они тают. Мне их
жалко.
У. — Дети, а кто покажет любование
снежинкой. (чтение текста)
У. — А чего боится автор? (что погибнет
снежинка).

Повторное чтение детьми.

У. — Как нужно читать это
стихотворение?
Д. — Неторопливо, спокойно, с любовью, с
жалостью, по — разному

Поработайте авторами прочтения.

У. — Сейчас будете читать
самостоятельно, выразительно, продумайте, что
хотел передать автор, какие качества душевные
пробуждает в людях автор. Возьмите карандаш и
подчеркните ту строчку контекста, которая
наиболее затронула вас и почему?

Дети работают. Зачитывают строчки –
выразительно, объясняют, какие качества в
человеке воспитывают эти строчки.

(В ответах детей: любование, красота, движение
падающих снежинок, растерянность, защита
слабого, смелость, сожаление…).

Разбор куплетов стихотворения.

У. — Что автор хотел изобразить?
Передать?

I. Чтение детьми 1 куплета.

Д. — Автор показывает нежность
снежинки, ее легкость.
У. — А какие слова подтверждают легкость?
Д. — Ниже-ниже – кругом, прямо, криво.
У. — А в каких словах восхищение?

«Ах, и до чего ж она красива! (чтение строчки
несколькими детьми)

II. Чтение детьми 2 куплета.

Д. — Открытую нежность автор показал, и
растерянность, он не знает, что делать?

Держать – растает, упадет – погибнет.

У. — Где возникла тревога? Почему?

Дети доказывают (Вот сейчас, сию минуту)

III. Чтение детьми 3 куплета.

Д. — Автор хочет защитить снежинку,
природу – но кругом опасность. Страх
неизвестность, тревожность.

У. — Где слова утверждения
безопасности?

— У меня, тебя никто не тронет!

(чтение несколькими детьми)

У. – А где у автора сомнение, ирония,
безысходность?

На ладони – долго ль до беды!
Крошечная капелька воды.

(Читают несколько детей)

Чтение – Ключевые слова. Итог.

Д. — Автор показывает сожаление.
У. — Жалко снежинку?
У. — Ребята, это природное явление, что
снег в тепле тает, а вот над чем по- настоящему
сожалеет поэт?
Д. — (О красоте, неповторимости снежинки).
У. — Автор очарован красотой и
разочарован – гибелью ее.

— Вот, что мы должны передать при чтении.

Работа над выразительностью.

Карандашом отмечаем паузы, повышение и
понижение тона, выделение ключевых слов.

Работа с текстом.

Чтение стихотворения детьми

Д. — А какие звуки- аллитерации
помогают нам читать тихо спокойно, неторопливо.
Д. — (ж – ш, щ, глухие согласные).
У. — Например: робкой потревоженной
пушинкой, снежинка, ниже, спасти
крошечная, слезинка.
Д. — Автор применил художественный прием
сравнение, для того, чтобы мы лучше представили и
поняли легкость снежинки.
У. — С чем сравнивает автор снежинку?
Д. — (с пушинкой ) Прочитайте!
Д. — А еще автор говорит, что снежинка
живая?
У. — Где это видно?
Д. — Несу твою слезинку.
Д. — Это слезинка – снежинка-
то-растаяла.

Физминутка. Вы снежинки!

Аудиозапись (Танец снежинок
А.Филиппенко)

— Что услышите, что представите, то и изобразите.
Можно летать, и кружится по всему классу.

(Музыка – задорная, веселая, быстрая и
медленная).

— Отдохнули? – Вернемся к нашему вопросу –
Можно ли заменить название? Почему?

(Можно ли бы «жалость» назвать, но по
всему тексту она не подходит, потому что автор
показывает красоту, прелесть природного явления,
а потом передает сожаление о том, что снежинка
растаяла).

Д. — Мне нравится это название, оно
нежное, точное.
Д. — Оно легкое, прозрачное.
Д. — Хоть она растаяла, но есть же другие
снежинки.

У. — Посмотрите, сколько их в классе, а
сколько на улице.

— Давайте в тетрадях нарисуем снежинку, ту
которую вы представляете.

Д. — Вот тогда она не растает!

Домашнее задание выучить наизусть
стихотворение и показать свою снежинку, можете
вырезать, нарисовать.

Запись музыки «Зимний вечер» Чайковского.
Зарисовка снежинки (синим карандашом)

И Т О Г:

Чем понравился урок?
Что удивило?
Что вызвало радость? Что жалость?

А теперь покажите все свои снежинки, (кто успел
нарисовать), они у нас не растают. Я вами очень
довольна. Спасибо! Работали прекрасно. (Детям
ставятся оценки отлично и хорошо, работали
вместе над выразительным чтением и задача
учителя увлечь работой всех учащихся по системе
Л.В.Занкова – это получается всегда).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *