Этнокомпонент в нравственном воспитании младших школьников

  • Шаова Фатима Ильясовна, учитель начальных классов

“Любовь к родному краю, к родной культуре,
к родному селу или городу, к родителям,
к родной речи начинается с малого –
с любви к своей семье, к своему жилищу,
к своей школе, постепенно расширяясь,
эта любовь к родному переходит к своей
стране, к ее истории, ее прошлому
и настоящему”.
Д.С. Лихачев

У каждого человека Родина начинается с
колыбельной песни, которую пела ему мать, потому
что тот человек, который знает свои корни, любит
свою малую Родину, гордится славой и культурой
своих предков, будет уважать, и другие народы и
понимать их национальные чувства.

Известно, что главной целью воспитания и
обучения является гармоничное развитие
личности. Значит, передо мной стоит задача –
воспитать независимого и самостоятельного
человека.

Демократия широко распахнула “железный
занавес”, закрывавший от нас долгие годы
культуру и идеологию других стран. Но вместо
высоких образцов культуры с экрана телевизора, с
компьютерных дисков, с обложек книг и журналов на
нас хлынул мутный поток низкопробной массовой
культуры других стран. Этот поток захлестнул
наших детей и подрастающее поколение Адыгеи и
всей России захлебывается в нем.

Я всегда считала, что основой воспитания
подрастающего поколения является адыгэ хабзэ –
адыгагъэ – адыгство – свод неписаных законов,
который должен был выполнять всякий адыг. Ведь
адыги сохранились как этнос благодаря
соблюдению принципов этой древней этической
традиции – адыгэ хабзэ – означающей
совокупность лучших нравственных качеств, норм
общения в обществе, в семье и в быту. Велика роль
национальных традиций, родного языка в
нравственном воспитании подрастающего
поколения.

В школе более 15 лет работают такие кружки, как
“Золотое шитье” (дети учатся исконному
адыгейскому искусству вышивания золотыми
нитями), “Национальный орнамент”, кружок
национального танца “Лезгинка”. В школе
работает “Хьак1эщ” — “Гостиная”. В каждой
адыгейской семье местом воспитания молодежи
являлся Хьак1эщ – специальное помещение для
гостей. В них собирались старшие, которые
обсуждали проблемы, волнующие народ,
рассказывали легенды о нартах, сказки о
мужественных людях. В наш школьный Хьак1эщ мы
приглашаем почетных гостей нашей школы: членов
Совета ветеранов, писателей, знаменитых
спортсменов, старейшин аула. Здесь проводятся
такие обрядовые мероприятия, как
“Лъэтегъэуцу”-праздник первого шага,
“К1ащ”-обряд врачевания больного, “Встреча
весны”, “Адыгэ джэгу”, уроки этнокультуры.
Традиционным стало участие наших учащихся в
проектно-исследовательской деятельности по
темам “Моя родословная”, “История моего аула”,
“Моя семейная реликвия”.

Я хочу процитировать слова академика Д.С.
Лихачева: “Любовь к родному краю, к родной
культуре, к родному селу или городу, к родителям,
к родной речи начинается с малого — с любви к
своей семье, к своему жилищу, к своей школе,
постепенно расширяясь, эта любовь к родному
переходит к своей стране, к ее истории , ее
прошлому и настоящему”.

В учебный план нашей школы включены такие
учебные предметы, как адыгейский язык,
адыгейская литература, история Адыгеи, кружки
по этнокультере
. Учителя разработали
авторские программы, методические пособия,
дополнительные материалы. Они помогают
обеспечить достижение одной из важнейших целей
современного начального образования:
формирование гражданской идентичности
обучающихся, приобщение их к общекультурным,
национальным и этнокультурным ценностям.

Я хочу рассказать о некоторых авторских
разработках.

Учителя начальных классов в своей работе
используют разработанное методическое пособие
“Родной язык – святой язык”. Благодатный
детский возраст открыт и восприимчив к чудесам
познания, к умению удивляться богатству и
красоте окружающего мира. Для осуществления
развивающих целей обучения необходимо
активизировать познавательную деятельность,
создать ситуацию заинтересованности. Решению
этой цели способствует методическое пособие
“Родной язык – святой язык”.

Необходимость пособия:

  • учебники начальных классов дают мало
    возможностей учителю для развития фантазии,
    мышления детей;
  • концентрация большого интересного,
    увлекательного материала, по определенной теме,
    что позволяет экономить время и учителя и
    учащихся.

Суть пособия:

  • развитие устой речи;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • развитие памяти, мышления, внимания.

Средства пособия.

1. Дополнительный материал по родному языку,
природоведению, математики, музыки, изо.

2. Развитие творческих способностей,
посредством определенного материала.

3. Связь с жизнью.

Что входит в пособие.

В пособие входит дополнительный материал в
период обучения грамоте адыгейского языка. При
изучении новой буквы специально подобраны
материалы, позволяющие закрепить новую букву и
повторить изученные буквы. Здесь есть пословицы,
загадки, скороговорки, ребусы на данную букву.

1. Под номером 1 даются пословицы.

2. Под номером 2 – загадки .

3. Под номером 3 — скороговорки.

4. Под номером 4 – ребусы .

5. Материал расположен по принципу. “От
знакомого к неизвестному”, “От простого к
сложному”.

6. Материал в пособии расположен так, чтобы
сэкономить время учителя и при подготовке к
урокам.

Опыт работы в школе, анализ посещенных уроков,
наблюдения, показали, что в целях успешного
развития практической речи учащихся-адыгейцев
целесообразно полезно использовать
методическое пособие “Родной язык – святой
язык”.

В результате использования данного
методического пособия, у учащихся обогащается
словарный запас. В дальнейшем при составлении
стихов, сказок, задач, загадок учащиеся широко
используют выученные пословицы, поговорки,
загадки, скороговорки, ребусы, что украшает и
обогащает речь, что способствует повышению
качества знаний. Большую пользу данное пособие
приносит и в воспитательной работе: учащимся
прививаются навыки культурного поведения,
культуры речи.

Учителями школы разработана программа по
дополнительному образованию и воспитанию для
учащихся начальных классов.

Ведущий замысел воспитательной программы
состоит в создании в классном коллективе
комфортной атмосферы жизнедеятельности,
основанной на дружелюбном обращении друг с
другом, способствующей индивидуальному и
коллективному творчеству.

Главным целевым ориентиром программы является
содействие формированию у детей нравственной
направленности на основе “Адыгэ хабзэ”

Данная программа определяет цели, задачи и
содержание работы по дополнительному
образованию в начальных классах национальной
школы, определяет в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями младших
школьников оптимальные объемы различных видов и
форм деятельности.

Программа позволяет снять возникающие
трудности языкового характера, поведенческого
характера, скорости усвоения новых знаний,
умение использовать полученные знания на
практике и другие.

Данная программа носит личностно —
ориентированный характер. Он обусловлен рядом
объективно существующих обстоятельств.

Во-первых, динамическое развитие российского
общества требует формирования в человеке не
столько социально типичного, сколько ярко
индивидуального, позволяющего ребенку стать и
оставаться самим собой в быстро изменяющемся
социуме. Во- вторых, психологи и социологи
отмечают, что нынешним школьникам свойственны
програматичность мыслей и действий,
раскрепощенность и независимость, а это, в свою
очередь, детерминирует применение педагогами
новых подходов и методов во взаимодействий с
учащимся.

В-третьих, современная школа остро нуждается в
гуманизации отношений детей и взрослых, в
демократизации ее жизнедеятельности.

Отсюда очевидна необходимость построения
личностно — ориентированных систем обучения и
воспитания школьников.

В настоящий период радикального
преобразования воспитательной практики нет.
Классный руководитель должен в школе провести в
течение месяца классные часы и классные
собрания, на которых обсуждаются текущие дела.

Часто эти собрания превращаются в гневный
монолог учителя о плохом поведении или о плохом
успеваемости учащихся, в проставление оценок в
дневнике или дополнительные занятия по
выполнению домашних заданий.

Я уверена, что такое использование данного
времени не только бесполезным, но и вредным.

Вот это время я предлагаю использовать для
своей программы, чтобы снять негативные моменты
и исключить перегрузку учащихся.

Данная программа предполагает проведение
интегрированных занятий. Эти занятия не являются
продолжением урока, они носят поисковый характер
индивидуально — самостоятельной или
самостоятельно — групповой деятельности.

Моя основная цель – дойти до каждого ученика,
наиболее полно раскрыть его возможности и
способности, помочь каждому успешно овладеть
школьной программой.

Предлагается следующая почасовая сетка по
классам, обусловленная возрастными
особенностями учащихся их УУД.


Класс Воспитательский час Предметный час
1 3 1
2 2 2
3 1 полуг 2 2
2 полуг 1 3
4 1 3

Практика моей работы потребовала следующей
часовой сетки по предметам. У кого-то она может
быть иной (приложение)

Мы открыты для общения. Опыт работы нашего
коллектива представлен на сайте школы, обобщен
Адыгейским республиканским институтом
повышения квалификации.

В течение двух лет школа является
республиканской экспериментальной площадкой по
апробации федерального государственного
образовательного стандарта начального общего
образования.

Работа, которую проводим мы, педагоги, в школе
помогает детям восстановить и сохранить лучшее,
что накопилось у адыгейского народа, воспитывать
у учащихся чувство ответственности и
сопричастности к сохранению национальных
традиций.

Мы живем в такое время, когда нет
общеидиологических установок, на которых можно
было бы воспитывать подрастающее поколение, и, на
мой взгляд, этнокомпонент в образовании является
одной из актуальных составляющих в национальной
политике не только нашей республики, но и всей
Российской Федерации.

Литература.

1. Шоров И.А. Адыгейская народная педагогика.
Монография.- Майкоп, 1989.

2. Шоров И.А. Идеи нравственного воспитания в
адыгском устном народном творчестве. Учебное
пособие. – Ростов-на-Дону, 1977.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *