- Протасова Ольга Леонидовна, учитель-логопед
Цели:
- Активизировать словарь по теме «Перелётные
птицы» (названия, признаки, действия). - Учить группировать птиц по месту обитания
(лесные, болотные, водоплавающие), отгадывать по
названным признакам в загадках. - Образовывать новые слова при помощи
уменьшительно-ласкательных суффиксов (птенцы,
части тела птиц). - Закреплять и использовать на практике предлоги
(в, на, к, под, с, из, за, над, от, из-за, из-под) через
игровое упражнение «Птичка». - Развивать диалогическую речь через ответы на
вопросы по содержанию картины «Скворушка в
гости собирается». - Развивать речевое дыхание и
мимико-интонационную сторону речи через
упражнения «Свеча», «Чудо-лесенка»,
«Стрелок». - Развивать мелкую моторику рук через
пальчиковую гимнастику «Посчитаем птиц» и
упражнение «Что забыл нарисовать художник?».
Закреплять умение ориентироваться в
пространстве при работе на карточках. - Развивать логическое мышление через умение
обобщать, рассуждать. - Формировать активный интерес к жизни птиц,
воспитывать стремление охранять и защищать
пернатых.
Оборудование:
- Птичьи перья с загадками и заданиями для детей;
- картинки с изображением перелётных птиц;
- птичка на палочке для игры;
- картина «Скворушка в гости собирается»;
- текст для игры с пальчиками;
- картинки птиц с недорисованными частями
туловища; - карточки с изображением птиц в разных
направлениях; - цветные карандаши;
- свеча для развития речевого дыхания.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Сядет тот, кого я назову по имени
отчеству (вариант — ласково).
Чтобы на занятии нам было легко и интересно, мы
проведём небольшую разминку.
2. Дыхательная гимнастика «Свеча».
Предлагаем детям сделать бесшумный вдох через
нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на
расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу,
а только заставить плавно «танцевать» пламя.
Выдох делается тонкой упругой и плавной струёй
воздуха через сжатые губы. Первый раз упражнение
делается с настоящей горящей свечой, а потом
можно играть с воображаемым пламенем.
3. Пальчиковая гимнастика «Посчитаем птиц».
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем птичек мы считать:
Ласточка и два стрижа,
Грач, кукушка, иволга,
Аист, цапля, пять ворон —
Лишний улетает вон!
Логопед: Кто лишний в нашей считалке?
Почему?
Сколько перелётных птиц мы насчитали?
Как вы думает, о ком мы сегодня с вами будем
беседовать?
4. Сообщение темы занятия.
Логопед: Наше занятие называется «Весенние
гонцы». Гонец — это тот, кто должен донести и
передать какую-нибудь новость. Перелётные птицы
— посланники, гонцы весны. Как вы думаете, какие
вести они несут нам на своих крыльях?
5. Отгадывание загадок.
Логопед: Показывает детям перья, читает
стихотворение:
Птичья стая пролетала,
Пёрышки здесь разбросала.
Пёрышки мы подберём
И задания прочтём.
Перья с загадками. (Логопед загадывает загадки,
дети отгадки прикрепляют на доску)
- Я проворна, легкокрыла, хвост раздвоен, точно
вилы (ласточка). - Пёстрая крякушка ловит лягушек (утка).
- По лужку он важно ходит, из воды сухим выходит,
носит красные ботинки, дарит мягкие перинки
(гусь). - На одной ноге стоит, в воду пристально глядит
(цапля). - Чёрный, проворный, кричит «крак» — червякам
враг (грач). - Мы в скворечнике живём, песни звонкие поём
(скворцы)
Какие птицы остались без загадок? (лебедь,
журавль, аист, кукушка).
6. Кто как голос подаёт?
Логопед: Ребята, мы можем узнать друг друга по
голосу. Каждая птица подаёт голос по-своему:
воробей — чирикает, а как мы отличим перелётных
птиц по голосу?
гусь — гогочет,
утка — крякает,
журавль — курлычет,
ласточка — щебечет
соловей, иволга — поют, свистят.
7. Д/и «Родители и детки»
Логопед: Закончите предложение: «Весной птицы
строят гнёзда, потому что:»
А теперь скажите у кого кто:
Грач — грачонок — грачата
Аист — аистёнок — аистята
Стриж — стрижонок — стрижата
Журавль — журавлёнок — журавлята
Кукушка — кукушонок — кукушата
Скворец — скворчонок — скворчата
Утка — утёнок — утята
Гусь — гусёнок — гусята
8. Д/и «Большой — маленький»
Логопед: у родителей всё большое, а у деток —
маленькое:
голова — головка
рот — ротик
клюв — клювик
перо — пёрышко
пух — пушок
глаз — глазик
хвост — хвостик
грудь — грудка
спина — спинка
коготь — коготок
9. Разминка
Наблюдаем за птичкой и называем действия
птички, используя нужные предлоги.
10. Картинная галерея. «Что забыл нарисовать
художник».
По пунктирным линиям дети дорисовывают
недостающие элементы.
11. Работа по картине «Скворушка в гости
собирается».
Вопросы:
- Какое время года изобразил художник?
- Как вы узнали?
- Назовите весенние месяцы.
- Март, какой по счёту весенний месяц?
- Какой месяц идёт после марта?
- Кто на картине скворец или скворчиха? Как вы
узнали? - Как можно ласково назвать птицу?
- Как вы думаете, эта картина обычная или
сказочная? - Почему вы так думаете?
- Как наряжена скворчиха?
- Подберите слова-признаки. Скворчиха какая?
(нарядная, красочная, яркая, нежная, весенняя,
красивая, неотразимая, очаровательная,
привлекательная, обаятельная, пёстрая, славная,
кокетливая). - Как вы думаете, для кого так нарядилась птичка?
- Куда собирается такая красивая дама?
- Что ещё вы видите на картине?
- Докажите. На картине ранняя весна, потому что …
12. Работа по карточкам.
Логопед:
Кого вы видите на картинке?
Сколько птичек?
Птичку, которая сидит на ветке раскрасить
красным цветом.
Птичку, которая над веткой — в зелёный цвет.
Птичка, которая под веткой — в синий цвет.
13. Итог занятия.