Фронтальное занятие по развитию речи Весенние гонцы

  • Протасова Ольга Леонидовна, учитель-логопед

Цели:

  • Активизировать словарь по теме «Перелётные
    птицы» (названия, признаки, действия).
  • Учить группировать птиц по месту обитания
    (лесные, болотные, водоплавающие), отгадывать по
    названным признакам в загадках.
  • Образовывать новые слова при помощи
    уменьшительно-ласкательных суффиксов (птенцы,
    части тела птиц).
  • Закреплять и использовать на практике предлоги
    (в, на, к, под, с, из, за, над, от, из-за, из-под) через
    игровое упражнение «Птичка».
  • Развивать диалогическую речь через ответы на
    вопросы по содержанию картины «Скворушка в
    гости собирается».
  • Развивать речевое дыхание и
    мимико-интонационную сторону речи через
    упражнения «Свеча», «Чудо-лесенка»,
    «Стрелок».
  • Развивать мелкую моторику рук через
    пальчиковую гимнастику «Посчитаем птиц» и
    упражнение «Что забыл нарисовать художник?».
    Закреплять умение ориентироваться в
    пространстве при работе на карточках.
  • Развивать логическое мышление через умение
    обобщать, рассуждать.
  • Формировать активный интерес к жизни птиц,
    воспитывать стремление охранять и защищать
    пернатых.

Оборудование:

  • Птичьи перья с загадками и заданиями для детей;
  • картинки с изображением перелётных птиц;
  • птичка на палочке для игры;
  • картина «Скворушка в гости собирается»;
  • текст для игры с пальчиками;
  • картинки птиц с недорисованными частями
    туловища;
  • карточки с изображением птиц в разных
    направлениях;
  • цветные карандаши;
  • свеча для развития речевого дыхания.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Сядет тот, кого я назову по имени
отчеству (вариант — ласково).

Чтобы на занятии нам было легко и интересно, мы
проведём небольшую разминку.

2. Дыхательная гимнастика «Свеча».

Предлагаем детям сделать бесшумный вдох через
нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на
расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу,
а только заставить плавно «танцевать» пламя.
Выдох делается тонкой упругой и плавной струёй
воздуха через сжатые губы. Первый раз упражнение
делается с настоящей горящей свечой, а потом
можно играть с воображаемым пламенем.

3. Пальчиковая гимнастика «Посчитаем птиц».

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем птичек мы считать:
Ласточка и два стрижа,
Грач, кукушка, иволга,
Аист, цапля, пять ворон —
Лишний улетает вон!

Логопед: Кто лишний в нашей считалке?

Почему?

Сколько перелётных птиц мы насчитали?

Как вы думает, о ком мы сегодня с вами будем
беседовать?

4. Сообщение темы занятия.

Логопед: Наше занятие называется «Весенние
гонцы». Гонец — это тот, кто должен донести и
передать какую-нибудь новость. Перелётные птицы
— посланники, гонцы весны. Как вы думаете, какие
вести они несут нам на своих крыльях?

5. Отгадывание загадок.

Логопед: Показывает детям перья, читает
стихотворение:

Птичья стая пролетала,
Пёрышки здесь разбросала.
Пёрышки мы подберём
И задания прочтём.

Перья с загадками. (Логопед загадывает загадки,
дети отгадки прикрепляют на доску)

  1. Я проворна, легкокрыла, хвост раздвоен, точно
    вилы (ласточка).
  2. Пёстрая крякушка ловит лягушек (утка).
  3. По лужку он важно ходит, из воды сухим выходит,
    носит красные ботинки, дарит мягкие перинки
    (гусь).
  4. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит
    (цапля).
  5. Чёрный, проворный, кричит «крак» — червякам
    враг (грач).
  6. Мы в скворечнике живём, песни звонкие поём
    (скворцы)

Какие птицы остались без загадок? (лебедь,
журавль, аист, кукушка).

6. Кто как голос подаёт?

Логопед: Ребята, мы можем узнать друг друга по
голосу. Каждая птица подаёт голос по-своему:
воробей — чирикает, а как мы отличим перелётных
птиц по голосу?

гусь — гогочет,

утка — крякает,

журавль — курлычет,

ласточка — щебечет

соловей, иволга — поют, свистят.

7. Д/и «Родители и детки»

Логопед: Закончите предложение: «Весной птицы
строят гнёзда, потому что:»

А теперь скажите у кого кто:

Грач — грачонок — грачата

Аист — аистёнок — аистята

Стриж — стрижонок — стрижата

Журавль — журавлёнок — журавлята

Кукушка — кукушонок — кукушата

Скворец — скворчонок — скворчата

Утка — утёнок — утята

Гусь — гусёнок — гусята

8. Д/и «Большой — маленький»

Логопед: у родителей всё большое, а у деток —
маленькое:

голова — головка

рот — ротик

клюв — клювик

перо — пёрышко

пух — пушок

глаз — глазик

хвост — хвостик

грудь — грудка

спина — спинка

коготь — коготок

9. Разминка

Наблюдаем за птичкой и называем действия
птички, используя нужные предлоги.

10. Картинная галерея. «Что забыл нарисовать
художник».

По пунктирным линиям дети дорисовывают
недостающие элементы.

11. Работа по картине «Скворушка в гости
собирается».

Вопросы:

  1. Какое время года изобразил художник?
  2. Как вы узнали?
  3. Назовите весенние месяцы.
  4. Март, какой по счёту весенний месяц?
  5. Какой месяц идёт после марта?
  6. Кто на картине скворец или скворчиха? Как вы
    узнали?
  7. Как можно ласково назвать птицу?
  8. Как вы думаете, эта картина обычная или
    сказочная?
  9. Почему вы так думаете?
  10. Как наряжена скворчиха?
  11. Подберите слова-признаки. Скворчиха какая?
    (нарядная, красочная, яркая, нежная, весенняя,
    красивая, неотразимая, очаровательная,
    привлекательная, обаятельная, пёстрая, славная,
    кокетливая).
  12. Как вы думаете, для кого так нарядилась птичка?
  13. Куда собирается такая красивая дама?
  14. Что ещё вы видите на картине?
  15. Докажите. На картине ранняя весна, потому что …

12. Работа по карточкам.

Логопед:

Кого вы видите на картинке?

Сколько птичек?

Птичку, которая сидит на ветке раскрасить
красным цветом.

Птичку, которая над веткой — в зелёный цвет.

Птичка, которая под веткой — в синий цвет.

13. Итог занятия.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *