Функции государства в рыночной экономике

  • Чекмерова Татьяна Сергеевна, учитель прикладной экономики

Цель данной статьи.

Я веду экономику в школе, начиная с 1992 года.
Именно тогда в школьный курс был включен новый
предмет «основы рыночной экономики». Можно
представить себе, какие трудности были с
литературой по данному предмету! Основным
учебником в те годы для многих учителей стал
учебник Райзберга, который впоследствии был
подвергнут острой критике.

В настоящее время учебников по экономике и
экономической теории великое множество — выбирай
любой. Все учебники прошли экспертизу, многие
получили гриф «рекомендовано» и «допущено».
Большинство тем данных учебников раскрыты
подробно и полностью и даже в последовательность
изложения материала мало чем отличается.
Например, спрос и предложение, факторы
производства и кривая производственных
возможностей, основные экономические вопросы и
типы экономических систем, деньги и банки и т. д. и
т. п. Но существует одна тема (для меня лично),
которая создает трудности при выборе учебника.
Это тема – роль государства в рыночной
экономике. Авторы каждый по-своему трактуют
данную тему и при подготовке к урокам по этой
тематике, я использую не один, а несколько разных
учебников. Может быть, кто-то воспользуется моим
опытом преподавания данной темы. Буду очень рада,
если кому-то это пригодится.

Каждому соревнованию нужен судья. Экономике
тоже.

Зачастую одно меткое выражение способно
отразить целую экономическую эпоху. Так было в XIX
–м веке, когда говорили: « Пусть все движется, мир
сам себя отрегулирует ».

Это предложение характеризует роль
государства в экономике. Хотя государство и
выпустило законы, регулировавшие, например,
право на собственность, договорное право и право
предпринимательской деятельности, но в
дальнейшее развитие экономики государство не
вмешивалось, и все шло своим чередом.

На первых порах этот так называемый
экономический либерализм привел к небывалому
подъему в Германии, Англии, Франции и США.
Индустриализация дала многим людям работу,
привела к небывалому подъему мировой торговли,
она подняла покупательную способность
населения.

Только позднее обнаружились недостатки этого
принципа ( laissez-faire prinzips). Производились огромные
массы промышленных и индустриальных товаров.
Если не находился покупатель, фабрику закрывали,
люди теряли работу. Государство наблюдало.

Если два друга-предпринимателя почувствовали
угрозу конкуренции со стороны третьего, то они
отказывались от конкуренции. Они быстро
создавали картель, конкурент оставался за бортом
и выходил из игры.

Большие предприятия увеличивали свою власть до
монополии. Захотелось им сократить расходы —
урезали зарплату. Снова к людям возвращалась
бедность, социальная напряженность возрастала.
Государство не вмешивалось.

Оно отвело себе роль средневекового сторожа,
который должен был всю ночь «сторожить», то есть
выкрикивать часы и более ничего, а что творилось
вокруг — его не касалось. Государство времен Laissez
– faire поэтому называют « ночным сторожем » .

В современной экономике государство не должно
быть гостем. Оно должно сформулировать рамочные
условия и заботиться о том, чтобы они
соблюдались. Государству постоянно нужно
следить за работой рыночной экономики. Оно
гарантирует соблюдение законов и создает
условия для конкуренции. Оно следит за
социальным равновесием, ограничивает
одностороннюю власть и издает предписания для
охраны наших естественных основ жизни.

В игре между властью и безвластием в экономике
государству отводится роль судьи. До тех пор,
пока все идет честно, судья не вмешивается. Стоит
только кому-нибудь нарушить игру – нарушение
штрафуется либо предупреждением, а то и
удалением с поля.

Функции государства в рыночной экономике

Обычно выделяют следующие основные функции
государства в рыночной экономике:

  1. Установление и обеспечение соблюдения правовых
    основ рыночной экономики, в том числе, прав
    частной собственности.
  2. Поддержание рыночной конкуренции и защита прав
    потребителей.
  3. Решение вопросов, связанных с внешними
    эффектами: издержками и выгодами.
  4. Предоставление общественных товаров и услуг
  5. Стимулирование экономического роста и
    стабилизация экономики.
  6. Распределение и перераспределение
    национального дохода и обеспечение
    социально-экономической поддержки.
  7. Участие в хозяйственной деятельности.

Установление и обеспечение соблюдения
правовых основ и законодательства.

Можете ли вы представить себе спортивные
соревнования, в которых правила борьбы за победу
устанавливаются самими участниками? Кто смог бы
контролировать исполнение правил и назначать
штрафные очки за их нарушение? Интенсивность
рыночной конкуренции не уступает накалу
спортивных состязаний. Каждый участник
рыночного обмена преследует собственные
интересы и стремится получить выгоду. В этой
ситуации необходимо вмешательство независимой и
незаинтересованной стороны — арбитра, способного
разработать, установить и контролировать
соблюдение правил игры. В роли арбитра в условиях
рынка выступает государство, которое берет на
себя задачу обеспечения правовой базы,
необходимой для эффективного функционирования
рыночной экономики. Государственные органы
обеспечивают равные права всем участникам
хозяйственной деятельности, играют важную роль
при рассмотрении и урегулировании спорных
вопросов, возникающих между предприятиями,
поставщиками ресурсов и потребителями,
обеспечивают защиту прав собственности,
контролируют деятельность фирм в целях
недопущения незаконных финансовых операций или
нарушения прав потребителей, а также применяют
власть для наложения соответствующих наказаний.

Права собственности лежат в основе «правил
игры», принятых в каждом обществе, и определяют
хозяйственные отношения между домашними
хозяйствами, фирмами, производителями,
потребителями и государственными институтами и
учреждениями, однако сами по себе рынки не
устанавливают и не поддерживают юридические
права и нормы, обязательные для всех участников
экономической системы. Их определяет и
гарантирует государство.

Если права собственности и гарантии их
соблюдения не закреплены законодательно,
участники рынка не могут свободно осуществлять
взаимовыгодный обмен. Собственники опасаются за
свое имущество, у них меньше стимулов заботиться
о принадлежащих им активах и инвестировать в
капитал. Законодательно гарантированные права
собственности жизненно необходимы для
существования и роста экономики свободного
предпринимательства. Только с помощью
государства могут быть установлены и соблюдены
законы, правила и предписания, регулирующие
эффективное функционирование рынка и взаимные
обязательства его участников.

Обеспечение рыночной конкуренции.

Свободное предпринимательство не всегда
обеспечивает открытость рынков для конкуренции.
Если компании на определенном рынке
ограничивают конкуренцию и повышают цены, у
потребителей сужается выбор, а производители
теряют мотивацию, побуждающую их сокращать
издержки и повышать эффективность производства.
Государство должно играть активную роль в
поддержании и защите конкуренции, которая
является важным принципом рыночной системы
экономики. Преимущества рынка связаны с
функционированием конкурентных рынков, т.е.
рынков, где цены выступают в качестве механизма
распределения ресурсов и благ, причем механизма,
приводящего к эффективному распределению. При
конкуренции именно решения многих продавцов и
покупателей о предложении и спросе определяют
рыночные цены. А эти последние, в свою очередь,
определяют выбор благ потребителями и пропорции
распределения ресурсов между различными
отраслями. Когда монополия заменяет собой
конкуренцию, продавцы могут воздействовать на
рынок и манипулировать ценами к собственной
выгоде и в ущерб обществу в целом. Монопольная
цена, как правило, выше той, которая
устанавливается на совершенно конкурентном
рынке, а количество выпускаемой монопольной
продукции — меньше конкурентного. Последнее
означает, что наличие монополии приводит к
неэффективному распределению ресурсов и благ в
сравнении с конкурентным рынком. Кроме того, в
условиях монополии суверенитет потребителя
заменятся диктатом производителя на рынке. Это
предопределяет вмешательство государства в
работу рынков с сильной монопольной властью
посредством проведения тех или иных
антимонопольных мер, разработки
антимонопольного законодательства и создания
специальных государственных органов,
контролирующих деятельность фирм, обладающих
мощной монопольной властью. Там, где сама
технологическая потребность производства
обусловливает необходимость существования
крупных предприятий, используется экономическое
регулирование правительством деятельности этих
крупных предприятий или институт
государственной собственности.

Система государственного антимонопольного
регулирования существует во всех странах с
рыночной экономикой. Антимонопольное
регулирование представляет собой комплекс
экономических, административных и юридических
мер, осуществляемых государством с целью
обеспечения условий для рыночной конкуренции и
ограничения возможностей производителей
монополизировать рынки. Антимонопольное
регулирование направлено на развитие
конкуренции, создание условий, препятствующих
монополистической деятельности участников
рыночных отношений и образованию монополий на
рынке, и включает регулирование уровня
концентрации производства, ценовое и налоговое
регулирование. Одним из первых законов, имеющих
антимонопольную направленность, был положивший
начало антитрестовскому законодательству закон
Шермана, принятый в США в 1890 году и дополнявшийся
в 1914,1936 и 1959 годы. В ряде европейских стран
антимонопольные законы были приняты в 30-е годы XX
века. Закон «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных
рынках» был принят в России в 1991 году. В настоящее
время государственный контроль над соблюдением
антимонопольного законодательства РФ
осуществляется Министерством по антимонопольной
политике
и поддержке предпринимательства.

Данное министерство является федеральным
органом исполнительной власти, проводящим
государственную политику в области
предупреждения, ограничения и пресечения
монополистической деятельности,
недобросовестной конкуренции, развития
предпринимательства и конкуренции на товарных
рынках, обеспечения контроля за соблюдением
законодательства о защите прав потребителей.

Решение вопросов, связанных с внешними
эффектами: издержками и выгодами.

Государство играет важную роль в решении
вопросов, связанных с внешними эффектами,
нейтрализация которых не подвластна ценовому
механизму рынка. Внешние эффекты – это не
отраженные в рыночных ценах товаров и услуг
выгоды или издержки потребителей и фирм, не
являющихся непосредственными участниками видов
деятельности, приводящих к внешним эффектам.
Выгоды или издержки, о которых идет речь,
появляются, когда участники экономической
системы принимают решения, не неся
альтернативных затрат (издержек) в связи со своим
выбором. Внешние эффекты могут быть
отрицательными, если какая-либо
производственная или потребительская
деятельность приводит к возникновению издержек
у лиц, не имеющих непосредственного отношения к
данной деятельности (например, загрязнение
окружающей среды и т.п.). Внешние эффекты могут
быть положительными, если какая-либо
производственная или потребительская
деятельность приводит к возникновению
определенных выгод (пользы) у лиц, не имеющих
непосредственного отношения к данной
деятельности (например, образование, наука,
здравоохранение и т.п.).

Примером внешних издержек может служить
деятельность фирмы по ремонту и очистке водного
транспорта, в технологии производства которой
используется много воды.

Предприятие стоит на берегу водоема, куда и
сбрасывает свои отходы. Наносимый при этом ущерб,
включает потерю выгод, связанных с
использованием воды в других целях. Чем больше
загрязнен водоем, тем меньше выгоды от
использования его для рыболовства, тем меньше
его полезность для купания и отдыха. В результате
издержки, связанные с потерей части чистой воды,
несут третьи лица — предприниматели и
потребители, напрямую не связанные с
деятельностью фирмы, а сама фирма, производящая
ремонт и очистку, и ее клиенты могут пользоваться
водой бесплатно и не включают стоимость
загрязнения воды в свои затраты. Это происходит
потому, что никто не обладает правом
собственности на воду, загрязняемую ремонтом и
очисткой водного транспорта.

Когда рынок не может регулировать такие
издержки, государство предпринимает
всевозможные шаги, чтобы побудить людей
считаться с внешними издержками, которые в
результате их неумышленных действий приходится
нести другим людям. Например, местное
правительство может установить определенные
стандарты концентрации вредных веществ в
промышленных отходах и начать взимать плату за
каждый кубический метр загрязняющих веществ,
попадающих в воду. Это обеспечит фирму
необходимой информацией об издержках
загрязнения, и она поднимет цены на свои услуги,
выплатит компенсацию тем, кто несет внешние
издержки, или предпримет шаги по снижению
выбросов. Если предприятие продолжит превышать
предельную норму концентрации вредных веществ,
его могут подвергнуть штрафу, а управляющего —
уголовному наказанию. Обычно установка очистных
сооружений для соблюдения установленных
стандартов требует значительных финансовых
затрат. Без вмешательства государства
ориентированные на минимизацию издержек
предприятия, работающие в условиях рынка, не
стали бы тратить деньги на эти дорогостоящие
мероприятия. Необходимость соблюдения
государственных стандартов приводит к
увеличению издержек предприятий и снижает
влияние отрицательных внешних эффектов. Другим
примером отрицательного внешнего эффекта является
так называемое вторичное курение, когда от
курения одного человека страдают окружающие. В
сфере производства отрицательный внешний эффект
возникает, когда происходит выброс дыма или иных
загрязнений в воздух или ближайшие водоемы,
осуществляемый, например, химическими заводами.

Внешняя экономическая выгода также может быть
неподвластна людям, принимающим решения.
Предположим, районная поликлиника проводит
профилактическую вакцинацию. Это приносит
пользу не только людям, которым сделали прививку,
но и другим жителям района, для которых снизится
риск заболевания. Именно государство организует
и финансирует подобные мероприятия, поскольку
людям свойственно учитывать только те блага и
выгоды, которые они получают непосредственно, а
не в результате внешних эффектов.

Примером положительного внешнего эффекта может
служить строительство плотины для ГЭС. Такая
плотина дает возможность контролировать сток
воды для живущих, ниже по течению реки, а также
образует живописное водохранилище,
привлекательное с точки зрения отдыха. Примером
положительного внешнего эффекта может служить и
возможность получения отдельным человеком
дополнительного образования. Применяя
полученные знания, человек может повысить
эффективность своего труда, от чего выиграет не
только он сам, но и общество в целом.

Положительный внешний эффект называют выгодой
третьего лица, а отрицательный — издержками
третьего лица.

Деятельность предприятия, порождающая
отрицательный внешний эффект, ведет к издержкам
третьего лица и в то же время приносит
определенные выгоды этому предприятию. Например,
собственник сталелитейного завода, не
вкладывающий средства в очистное оборудование,
экономит, на издержках производства стали. Это
позволяет снизить цену на сталь и получить
важное преимущество в конкурентной борьбе. В
этом случае государство обязано защитить
интересы третьих лиц за счет ограничения
неоправданных преимуществ, сталелитейного
завода. Оно должно принять закон об охране
окружающей среды, на основе которого оштрафовать
фирмы, допускающие отрицательные внешние
эффекты, а полученные средства использовать для
финансирования программ, направленных на
решение экологических проблем. Одновременно у
фирм, допускающих отрицательные внешние эффекты,
появляется стимул вложить средства в очистные
сооружения, чтобы избежать штрафных санкций.

Государство может также ввести дополнительный
налог на прибыль предприятий, загрязняющих
окружающую среду, и использовать полученные
средства для очистки водоемов или, наоборот,
выплачивать дотации производителям
образовательных услуг или обучающимся либо и тем
и другим, чтобы сделать образование более
доступным для большинства граждан.

Предоставление общественных товаров и услуг.

Механизм свободного рынка позволяет людям
удовлетворить только те потребности, которые
выражаются через платежеспособный спрос.
Большинство товаров и услуг, производимых и
реализуемых на рынке, являются частными благами,
т.е. предназначенными для индивидуального
потребления. Как правило, эти товары обладают
следующими свойствами:

  • частные блага делимы на любые необходимые
    количества.
  • они предполагают наличие возможности отлучить
    потенциального потребителя от приобретения по
    причине его неплатежеспособности. Производителю
    ничего не стоит, не допустить к потреблению
    товара человека, если у него нет денег для оплаты
    блага.
  • потребление частного блага одним человеком
    делает
    невозможным его одновременное использование
    другими людьми. Если кто-то купил квартиру и
    живет в ней, то никто другой пользоваться этой
    квартирой без разрешения ее владельца не сможет.

Но помимо частных благ, люди пользуются общественными
благами.

Общественные блага обладают следующими
свойствами, во многом прямо противоположными
свойствам частных благ:

  • их нельзя изъять у лиц, отказывающихся за них
    платить;
  • они неделимы по своей природе;
  • потребление общественного блага одними членами
    общества не исключает возможности
    одновременного использования их другими членами
    общества.

Так, например, система национальной обороны,
деятельность средств оповещения об опасности
наводнения или землетрясения, информация
Гидрометцентра о прогнозе погоды и другие тому
подобные общественные блага не могут быть
предоставлены исключительно тем, кто согласен
платить за них. Невозможно отлучить от их
использования, не желающих или не способных
платить. Потребление общественного блага одним
человеком не исключает возможности
одновременного использования его другими.
Например, освещение улиц служит благом для
водителей транспорта; польза от уличных фонарей,
получаемая водителями, не уменьшается оттого,
что они освещают дорогу пешеходам.

Нельзя выделить определенные доли услуг маяка
или пожарных для каждого отдельного потребителя.

Блага, подобные национальной обороне, свету
маяка или системе защиты от радиации, не могут
предоставляться обществу отдельными частными
компаниями уже в силу того, что эти компании
откажутся производить услуги, за которые никто
не будет платить. В то же время отдельные
потребители не станут платить за товары и услуги,
которыми можно пользоваться бесплатно.

Предоставление населению общественных благ
становится одной из функций государства в
рыночной экономике, а их финансирование ложится
на центральные и местные бюджеты, которые
формируются за счет налогов.

Необходимо отметить, что в ряде случаев
непросто отделить общественные блага от частных.
Есть немало видов услуг, имеющих признаки и тех, и
других. К их числу относятся услуги образования,
учреждений культуры. С одной стороны, они близки
к общественным благам. Люди потребляют их
совместно и поровну, например школьники,
обучающиеся в одном классе, посетители музеев и
кинотеатров и т.д. С другой стороны, они близки к
частным благам, так как не отвечают принципу
неисключаемости их потребления. Высокая плата за
обучение, посещение музея или кинотеатра может
исключить из состава потребителей лиц с низкими
доходами. Политика государства в отношении таких
услуг должна быть достаточно гибкой: их нельзя
полностью осуществлять за счет государства, но и
недопустима полная их приватизация. Например, во
всем мире большинство школ и других учебных
заведений являются государственными. Поэтому в
условиях рыночной экономики, как правило,
используется промежуточный вариант: наряду с
государственными колледжами, университетами
существуют и частные, пользующиеся поддержкой
государства. Так, в конце 80-х гг. из
государственных источников покрывалось 13,8%
расходов в частной системе образования США.

Стимулирование экономического роста и
стабилизация экономики.

Рынок не является идеальным механизмом и лишь в
определенной мере способен обеспечить
эффективное распределение ресурсов и создать
саморегулирующуюся систему, в которой каждый
занимает свою нишу. Рыночная экономика
достаточно нестабильна и часто испытывает
подъемы и спады, которые приводят к нарушению
равновесия рынка и нестабильности рыночной
экономической системы, имеющей следствием такие
отрицательные явления, как рост цен, инфляция,
снижение уровня жизни определенных слоев
населения и безработица. В этом случае
государственное регулирование должно быть
направлено на обеспечение эффективности и
справедливости в распределении экономических
ресурсов и благ.

Государство имеет возможность вносить
определенный вклад в предотвращение резких
спадов и подъемов производства, сокращение
уровня безработицы, стабилизации цен и
обеспечения экономического роста. Однако это не
легкая задача, потому что эти цели иногда
вступают в противоречие. Например, попытки
снизить уровень безработицы могут закончиться
ростом цен. Экономисты спорят, может ли
государство обеспечить экономическую
стабильность и не лучше ли предоставить решение
этой задачи рынку. Некоторые считают даже, что
попытки по стабилизации экономики иногда
приводят совершенно к противоположному эффекту.
Тем не менее, полная занятость (т.е. поддержание
безработицы на естественном уровне), стабильные
цены и экономический рост признаются важнейшими
целями государственного регулирования.

Распределение и перераспределение
национального дохода, и обеспечение
социально-экономической поддержки.
Цель многих правительственных программ –
перераспределение доходов людей, с избытком
зарабатывающих себе на жизнь, в пользу бедных
слоев населения. Работники платят налоги, в том
числе, взимаемые с их заработной платы в
соответствии с программами социального
страхования и медицинской помощи, а государство
аккумулирует денежные средства с помощью
системы налогообложения, а затем распределяет их
по целевому назначению в виде трансфертных
платежей малоимущим слоям населения. Во многих
странах государственные программы
перераспределения доходов делятся на две
основные категории.

Программы по увеличению дохода: социальное
страхование, пенсионные программы,
государственные пособия, продовольственные
талоны и страхование по безработице, являются
примерами таких программ.

Программы, направленные на устранение причин
бедности и экономически неблагоприятных
условий.

Целью данных программ, является обеспечение
социальных и экономических условий для развития
образования, здравоохранения и инвестиций в
человеческий капитал.

Рыночный механизм не в соответствии
гарантировать всем членам общества достаточное
количество пищи и одежды, крышу над головой,
образование и медицинскую помощь. Рыночная
экономика вознаграждает тех, чей более
производительный труд создает больший «кусок
экономического пирога». Люди, обладающие большим
количеством ресурсов или более
производительными ресурсами, как правило, больше
зарабатывают, потому что больше производят. Это
значит, что рыночная экономика распределяет
малую часть прибыли (если вообще распределяет)
среди людей, неспособных внести вклад в
национальное производство. В результате такие
категории населения, как пенсионеры, инвалиды,
сироты оказываются без достаточных социально
экономических гарантий.

Объектами социальной защиты, являются основные
показатели уровня жизни населения —

доходы, жилье, услуги, образование,
здравоохранение и т.д. Конкретные формы
социальной защищенности многообразны. К ним
относятся:

  • минимальная оплата труда;
  • пенсии по старости;
  • пенсии по инвалидности;
  • пенсии по случаю потери кормильца;
  • пенсии за выслугу лет;
  • пособия при рождении ребенка, пособия на период
    отпуска за уходом за ребенком, ежемесячные
    пособия на детей одиноким матерям, пособия
    детям-сиротам;
  • стипендии студентам и учащимся в сфере
    профессионального образования, аспирантам и
    докторантам, обучающимся с отрывом от
    производства;
  • индексация доходов в условиях инфляции;
  • компенсация потерь от стихийных бедствий,
    частичная компенсация потерь сбережения
    населения;
  • пособия по безработице, а также компенсационные
    выплаты работникам, находящимся в отпусках без
    сохранения содержания в связи с вынужденным
    прекращением работы предприятий и организаций;
  • медицинское страхование;
  • защита условий труда;
  • социальное обслуживание лиц пожилого возраста
    и инвалидов, оказание медицинских услуг;

Многие экономисты считают, что участие
государства в перераспределении доходов
позволяет добиться справедливости. Но
реализация политики, направленной на более
справедливое распределение доходов, порой
приводит к искажению стимулов труду, изменению
поведения людей и снижению эффективности
использования ресурсов.

Участие в хозяйственной деятельности.

Государство участвует в рыночной экономике не
только в качестве арбитра и менеджера,
крупнейшего производителя и потребителя товаров
и услуг. В качестве потребителя государство
приобретает товары и услуги специфического
назначения, например, военные самолеты, танки,
боевые корабли и другое оборудование,
необходимое для осуществления национальной
обороны. В качестве производителя —
предоставляет обществу так называемые
общественные блага и услуги (например,
здравоохранение, национальная оборона, охрана
общественного порядка, воспитание детей и
прочие), поскольку к их производству безразличен
рынок.

Рассмотрим разницу между товарами и услугами
индивидуального и общественного потребления.
Если вам хочется мороженого, но вы отказываетесь
за него платить, никто вам его не продаст. Если же
вы купили и съели порцию мороженого, никто другой
уже не может её съесть. Порция мороженого — пример
индивидуального продукта, каждая произведенная
единица которого может быть оценена и продана
конкретному потребителю и не может быть
использована бесплатно третьими лицами.
Совершая покупку таких товаров и услуг, вы и
другие потребители делаете выгодным
производство и реализацию мороженого и другой
продукции. Механизмы рынка и цен обслуживают
производство, обращение и потребление
индивидуальных благ.

Теперь рассмотрим общественный продукт, то
есть то, что при условии наличия доступно каждому
гражданину без дополнительных затрат.
Общественные товары и услуги — дороги, пожарная
охрана, правоохранительные органы, национальная
оборона — служат большому количеству людей и не
производятся в рамках частного
предпринимательства. Как только государство
вводит в действие систему обороны страны, ничто
не мешает всем гражданам пользоваться ее
благами, независимо от того, готовы они оплатить
эту услугу или нет. Рыночное предложение
общественных благ, приносящих пользу всем
потребителям, недостаточно или совсем
отсутствует, поскольку особенности потребления
этих благ таковы, что частным фирмам просто
невыгодно их производить, так как часть
потребителей, не желающих платить за услугу, не
будет исключена из потребления блага.
Потребность общества в общественно полезных
благах велика, и государство берет на себя роль
производителя общественных товаров и услуг,
замещая собой частный бизнес, а затраты на их
производство финансируются за счет налогов,
законодательным путем взимаемых со всех граждан.

Лишь немногие товары являются чисто
общественными или служат только для
индивидуального потребления. Где же пролегает
граница между теми товарами и услугами, которые
обеспечивает государство, и теми, которые
производятся частным сектором? На этот вопрос
нет простого ответа. Некоторые частные товары и
услуги поставляются и частным компаниями, и
государством. Например, государственные органы
обеспечивают граждан услугами охраны
общественного порядка, однако многие частные
компании также предлагают услуги служб
безопасности. В условиях современного рынка
правительства многих стран через приватизацию
государственного имущества отказались от
предоставления услуг, прежде находившихся в их
ведении.

Вопрос об экономической роли государства
является одним из старейших в экономической
науке. Образ «государства как ночного сторожа»,
образно сформулированного еще А. Смитом, можно
определить, как принцип невмешательства
государства в экономику, разделялся практически
всеми государствами и экономическими школами
вплоть до 30 годов XX века. Этот принцип «laissez-faire» и
сегодня имеет много сторонников. Но, несмотря на
это, абсолютное большинство придерживаются
концепции рыночного регулирования и
государственного вмешательства в экономику. В
условиях рыночной экономики рынок сам является
основным регулятором производства,
распределения и потребления. Но есть несколько
причин, которые делают вмешательство
государства возможным и даже необходимым — когда
рынок показывает свою « несостоятельность».

Первая из них — монополия, которая ведет к
неэффективности. Существуют различные причины
возникновения монополий, регулировать их
деятельность в нужном направлении для общества
сам рынок не в состоянии. Это – функция власти,
государства.

Вторая причина – наличие внешних факторов (
экстерналий ), издержек или выгод которые
получают или несут лица, не участвующих в сделках
обмена.

Третья причина вмешательства государства –
его неспособность обеспечить население
общественными благами- товарами и услугами,
которые обеспечивают коллективное потребление.

Четвертая причина – дифференциация доходов
населения и возникающая при этом проблема
бедности, становится бедой для всего общества.

Список использованной литературы:

П. Хейне. Экономический образ мышления. М. Изд-во
«Дело» 1991.

П. Самуэльсон. Экономика. М. НПО «Алгон» 1992.

Л.Л.Любимов. Н.А.Раннева. Основы экономических
знаний. М. «Вита-Пресс» 1997.

И.В.Липсиц. Экономика. М. «Вита-Пресс» 1997.

С.И.Иванов. Основы экономических знаний. М.
«Вита-Пресс» 2004.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *