Художественное творчество в развитии детей с нарушением зрения

  • Федорова Наталия Юрьевна, воспитатель коррекционной по зрению группы

ХХ век приучил нас пользоваться стандартной фабричной продукцией. Однотипные
одежда и обувь, игрушки, мебель и даже аксессуары стали выпускаться огромными
партиями. Однако всегда находились мастерицы, которые создавали оригинальные
вещи. Новое столетие ввело моду на hand- made, то есть «ручную работу».
Самодельные изделия необычно востребованы, так как выполняются по желанию, с
любовью… Это и изделия из шелковых лент, украшения из шерсти, поделки из
глины, папье-маше, отливание фигурок из гипса, картины и объёмные изделия из
полосок цветной бумаги (квиллинг), украшение декупажем, и…

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогики и решение
её должно начаться уже в дошкольном возрасте Наиболее эффективное средство для
этого – изобразительная деятельность детей, художественное творчество.

В процессе художественного творчества ребёнок:

  • испытывает разнообразные чувства радуется красивому изображению, которое
    он создавал сам, огорчается, если что-то не получается;
  • создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и
    углубляются его представления об окружающем мире;
  • в процессе работы он начинает осмысливать качество предметов, запоминать
    их характерные особенности и детали;
  • начинает овладевать изобразительными навыками и умениями, учится
    осознанно их использовать;
  • развивает пространственную ориентировку, тактильно-кинестетическое
    восприятие, мелкую моторику, умение обследовать, умение анализировать
    основные признаки, цветовосприятие.

Художественное творчество взаимодействует со всеми сферами деятельности
ребёнка, например:

Умственное развитие:

  • расширяется познавательная сфера, дети знакомясь с видами и жанрами
    искусства, с выразительными средствами изучают саму жизнь;
  • художественное творчество сопряжено с выполнением различных
    формообразующих движений, тех, что способствуют развитию мелкой моторики
    рук, а это в свою очередь, обеспечивает усложнение мыслительной
    деятельности;
  • занимаясь, дети учатся воспринимать, наблюдать, придумывать, размышлять,
    продумывать этапы своей работы, фантазировать.

Нравственное воспитание:

  • ребёнок начинает оценивать свой труд, старается доставить удовольствие
    своей работой близких, донести до окружающих красоту своей работы (подарить
    её кому-нибудь, поздравить, поблагодарить);
  • многие качества личности ( сопереживание, взаимопомощь, порядочность,
    ответственность и др.), формирующихся на занятиях художественным
    творчеством, помогают ребёнку разобраться в окружающем мире, в самом себе.

Трудовое воспитание:

  • дети полностью поглощены своим творческим процессом, они учатся
    организовывать своё рабочее место, держать его в чистоте и порядке( менять
    вовремя воду и салфетки, убирать мусор, мыть орудия, использованные при
    работе с материалом …)

Дети моей группы имеют разные зрительные диагнозы, но в основном –
косоглазие, амблиопию разной степени, низкую остроту зрения. Для того, чтобы
разнообразить продуктивную деятельность детей, привлечь их к занятиям со мной в
изготовлении чего-нибудь интересного, я стала использовать все виды прикладного
творчества. Организовала кружок «Делаем сами своими руками» и посещают его все
дети моей группы. На кружковых встречах мы мастерим:

1. Объёмные фигуры и картины из узких цветных полосок (техника квиллинг). Это
очень успешно развивает мелкую моторику, цветовосприятие.

Рисунок 1 Рисунок 2

2. Выливаем фигуры из гипса (присутствует приём исследовательской
деятельности: гипс разводим водой, заливаем в латексные формы – фигурки
животных, гипс застывает, затем извлекаем фигурки из латексной формы, высушиваем
и затем раскрашиваем гуашью. Когда дети уходят домой, я эти фигурки покрываю
лаком.) Получаются прекрасные подарки для близких людей.

Рисунок 3 Рисунок 4

3. Знакомя детей с архитектурой города, рассматривая здания, жилые дома, мы с
детьми решили сделать из гипса (предварительно закрасить его нужный цвет гуашью)
кирпичики, высушить их и построить дома, конюшню, собачью будку.

Рисунок 5 Рисунок 6

4. Солёное тесто – прекрасный материал для творчества. Вместе с детьми
готовим хлебобулочные изделия для проведения тематической недели «Хлеб – всему
голова, картины «Денежное дерева», «Птица Феникс» «Фрукты», «Клумба с цветами»,
«Грибы на полянке», фигурки на ёлку.

Рисунок 7 Рисунок 8

5. Развивает тактильно-кинестетическое ощущение, мелкую моторику и работа с
шерстью, т.е. мокрое валяние. Мы с детками смастерили картины и объёмные игрушки
«Цветы», «Кисть винограда», «Бусы», «Петушок».

Рисунок 9 Рисунок 10
Рисунок 11 Рисунок 12

Развитие детей через художественную деятельность не просто, но очень
интересно и результативно. Повторяюсь – это развивает мелкую моторику, укрепляет
мускулатуру пальцев, вырабатывает точность движения руки и пальцев, ловкость,
гибкость, помогает сформировать многие необходимые личностные качества. Занятия
художественным творчеством успешно сочетаются с музыкотерапией, сказкотерапией,
что не только осуществляет психологическую и интеллектуальную коррекцию
нарушений детей со зрительной патологией, не только позволяет стимулировать
художественное развитие, но и служит мощным средством для решения задач по
развитию зрительных функций.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *