Игра-путешествие В Стране вежливых слов

  • Осипова Марина Петровна, учитель начальных классов

Цель: формирование у детей этической культуры.

Задачи:

  1. Познакомить с правилами вежливости в гостях.
  2. Закрепить с учащимися формы вежливых общений друг к другу.
  3. Воспитание у школьников уважительного, доброжелательного отношения к
    людям, взаимопомощи и желания хорошо учиться.

Оборудование: на доске размещена карта страны Вежливых слов, листы с
пословицами, воздушные шары, костюмы сказочных героев, бумажный “Цветик –
семицветик”, записи песен “Волшебник-недоучка” музыка. А.Зацепина, слова
Л.Дербенева, “Улыбка” музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского.

Действующие лица:

  • Фея Доброты
  • Буратино
  • Фонарщик
  • Принц Этикет
  • Мальчик Вежа.

Буратино сидит за столом и учит уроки.

Буратино. (Читает вслух.) Задачка. В корзине 4 яблока. Как
поделить их между четырьмя девушками, чтобы одно яблоко осталось в корзине? Ну и
задачка.… Да если у меня были яблоки, я-то уж точно их сам съел, была охота с
кем-то делиться.

Выходит Фея Доброты.

Фея. Здравствуй, Буратино. Чем ты занимаешься?

Буратино. Задачку решаю.

Фея. Молодец, что решил учиться.

Буратино. Да это я с Мальвиной поспорил, что решу задачу без всякого
труда.

Фея. Ну и как, решил?

Буратино. Тут нечего решать. Яблоко, которое осталось в корзине я возьму
себе, а три яблока отдам девушкам.

Фея. Задача у тебя, Буратино, очень простая, но решил ты ее неправильно.

Буратино. Это почему же неправильно?

Фея. Я думаю, ребята тебе помогут.

Дети решают задачу.

Все очень просто, Буратино, нужно трем девушкам отдать по одному яблоку, а
четвертой – отдать яблоко вместе с корзиной. Задача решена.

Буратино. А себе не оставить ни одного яблока? Не хочу я такие задачи
решать.

Фея. Для того чтобы решать задачи, нужно хорошо учиться в школе. А тебе
нужно еще познакомиться с правилами вежливости.

Буратино. Это у вас волшебников все просто, взмахнул палочкой и все
готово.

Фея. Для того чтобы стать волшебником, надо тоже учиться. Иначе, как
поется в песне, получится волшебник-недоучка.

Исполняется песня “Волшебник-недоучка”

(Музыка А.Зацепина, слова Л.Дербенева.)

Вычислить путь звезды
И развести сады,
И укротить тайфун –
Есть у меня диплом,
Только вот дело в том,
Что всемогущий маг
Лишь на бумаге я.

Припев:

Даром преподаватели
Время со мною тратили,
Даром со мною мучился
Самый искусный маг.
Да-да-да!
Мудрых преподавателей
Слушал я невнимательно, –
Все, что ни задавали мне,
Делал я кое-как.

Сделать хотел грозу,
А получил козу,
Розовую козу
С желтою полосой,
Вместо хвоста нога,
А ноге рога,
Я не хотел бы вновь
Встретиться с той козой.

Припев.

Сделать хотел утюг, –
Слон получился вдруг,
Крылья – как у пчелы,
Вместо ушей цветы.
Ночью мне снится сон, –
Плачут коза и слон,
Плачут и говорят:
“Что с нами сделал ты?!”

Припев.

Буратино. Да я понял, что надо учиться, но только вот у меня никак не
получается.

Фея. Не переживай, Буратино, я приглашаю тебя и ребят в страну Вежливых
слов. Там ты сможешь проявить свои способности и научиться правилам вежливости.

Буратино. Путешествие? Приключения? Вот здорово! Я согласен. А вы,
ребята?

(Дети отвечают.)

Фея. Чтобы отправиться в путешествие, нам нужно сказать волшебные слова:

Эни-бени, черебрени,
Маятник качается,
Эни-бени, черебрени, –
Путешествие начинается.

Ученики хором повторяют эти слова за Феей.


Фея. Добро пожаловать в нашу страну. Все жители знают волшебные слова.
Вам нужно тоже их знать.

Буратино. Здравствуйте, пожалуйста…

Фея. Молодец, Буратино. Ребята, а вы знаете волшебные слова?

Проводится игра “Волшебные слова”.

Если, словом или делом
Вам помог кто– либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить:…(“Спасибо”)

Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома,
Не молчите, не стесняйтесь
И немым не притворяйтесь,
Поздороваться спешите,
Громко:… (“Здравствуйте!”) скажите.

На земле лежала тень, скажем ей мы:… (“Добрый день!”)

Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать: … (“Пожалуйста”)

Если вы кого-то обидели случайно,
Или наступили на ногу нечаянно.
Только не молчите,
Долго не тяните, а скажите: … (“Извините!”)

Фея. Наше путешествие продолжается.

Буратино. Ой, где это мы оказались?

Фонарщик. Здравствуйте, друзья! Вы попали в город Волшебных фонарей. Я –
Фонарщик. Каждый вечер зажигаю фонари на улицах нашего города, чтобы всем
жителям было светло и уютно. Для меня – это сложная работа, но я очень ее люблю.

Буратино. Да разве это сложная работа? Если нужно, то мы поможем. Так
ведь, ребята?

Фея. Правильно, Буратино, Фонарщику нужна ваша помощь.

Проводится игра “Фонарщики”.

В игре участвуют все дети. Фея делит класс на 3 команды и каждой команде дает
по 3 желтых шарика. По команде Феи дети передают шарики из рук в руки от первого
игрока до последнего. Передавать шарики (огонь) нужно с поднятыми руками и
вернуть их обратно таким же образом, не погасив “огонь” (т.е. не лопнув шарик).

Фея. Молодцы, ребята, вы были дружными и помогли Фонарщику. А мы
отправляемся дальше, в столицу нашей страны город Правил вежливости.

Буратино. Вы слышите? Кто-то плачет.

Фея. Это плачет малыш.

Буратино. Здравствуй, мальчик! Как тебя зовут, и почему ты плачешь?

Мальчик. Здравствуйте! Меня зовут Вежа. Плачу я потому, что меня обидел
друг. Он наступил мне на ногу и не извинился. Я расстроился, ушел из города и
потерялся.

Буратино. Не переживай Вежа. Мы поможем тебе вернуться домой.

Фея. Ребята, давайте поиграем в игру “Волшебный цветик-семицветик”. Эта
игра поможет научиться просить прощение. А те, кого обидели должны научиться
прощать.

Фея берет бумажный цветок и объясняет детям условия игры. Оторвав лепесток
и, делая вид, что бросает его, говорит:

Лети, лети, лепесток
Через запад – на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть, по-моему, вели…

– Вели, чтобы Саша сказал доброе слово Юле.

Игра продолжается пока не закончатся лепестки.

Фея. А вы заметили, ребята, как произносятся “волшебные слова”?

Дети. Вежливо, с улыбкой.

Фея. Конечно, ведь даже в песне поется: “От улыбки станет всем теплей”.
Давайте, исполним эту песню и продолжим наше путешествие.

Исполняется песня “Улыбка”

(Музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского.)

От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется…
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.

Припев:

И тогда наверняка
Вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке…
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.

От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик.
Сонный лес простится с тишиной
И захлопает в зеленые ладоши.

Припев.

От улыбки станет всем теплей –
И слону и даже маленькой улитке…
Так пускай повсюду на земле,
Будто лампочки, включаются улыбки!

Припев.

Фея. А вот и столица нашей страны город Правил вежливости. Здесь живет
Принц Этикет.

Выходит принц Этикет.


Принц Этикет. Здравствуйте, ребята! Я рад приветствовать вас у себя в
гостях. Знаю, что все дети любят играть, и приготовил для вас интересные игры.
Попробуйте расшифровать пословицу о гостеприимстве. (На доске открывается
запись.)

ДАР НИЯЗОХ ЮТСОГ УМОРБОД

Дети. Доброму гостю хозяин рад. (Читают справа налево.)

Принц Этикет. Какие пословицы о гостеприимстве вы знаете?

Дети. Сначала накорми, а потом расспроси. Умел в гости звать – умей и
встречать. И т.д.

Принц Этикет. Молодцы, дети, справились с заданием. А теперь я хотел бы
узнать умеете ли вы принимать гостей. Если вы согласны с высказыванием, то
говорите “да”, не согласны “нет”.

– Если ты приглашаете в дом гостей, то должны спросить согласие родителей.
(Да.)
– Вошедший, здоровается первым. (Да.)
– Говорите гостю: “Проходи” – сами поворачиваетесь к нему спиной. (Нет.)
– Помогаете гостю раздеться и, пропустив его вперед, направляете в комнату со
словами: “Проходи, пожалуйста!” (Да.)
– Принимая от гостей подарки, нужно их немедленно оставлять в сторону, не
проявляя своего интереса к ним. (Нет.)
– Принимая от гостей подарки, нужно их поблагодарить сказав: “Спасибо!” (Да.)
– За столом принято рассказывать о своих болезнях. (Нет.)
– За столом принято сидеть, развалившись, опираясь на него локтями. (Нет.)
– Гостям, уходя, нужно поблагодарить хозяев. (Да.)
– Дорогие мои гости, вы хорошо справились с заданиями. Вы умеете принимать
гостей. Старайтесь всегда соблюдать эти правила. А мне пора прощаться с вами. До
свидания, мои юные друзья! (Принц Этикет уходит.)

Буратино. Я думаю, что и нам пора возвращаться домой. Хотя
очень жаль…

Фея. Да, Буратино, наше путешествие закончилось. Для того
чтобы вернуться из него нужно сказать волшебные слова:

Эни-бени, черебрени,
Маятник, качается.
Эни-бени, черебрени, –
Путешествие заканчивается.

Ученики хором повторяют эти слова за Феей.

Фея и Буратино прощаются с детьми.


Использованная литература.

  1. Автор-составитель Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия
    в группе продленного дня: конспекты занятий, занимательные материалы,
    рекомендации. Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Осипенко И.Л. “Классные” праздники, или Как научить школьников
    жить весело. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
  3. Авторы-составители: Подгорная С.Н., Перекатьева О.В. Тематические
    недели в начальной школе. 1–2-е классы. Москва: ИКЦ “МарТ”, 2004.
  4. Роот З.Я. Песенки и праздники для малышей. – 2-е изд. Москва:
    Айрис – Пресс, 2004.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *