Имена существительные с шипящим звуком на конце. 3-й класс

  • Вольф Зоя Михайловна, учитель начальных классов

Цель урока: научить писать имена
существительные с шипящим звуком на конце.

Задачи:

1. Актуализация знания об имени
существительном: умение узнавать
существительные в тексте, определять его род.

2. Создание нового знания о написании
существительных с шипящим на конце.

3. Отработка алгоритма написания
существительных с шипящим на конце.

4. Проверка первого уровня усвоения знания по
новой теме.

5. Формировать у учащихся универсальные учебные
действия.

6. Показать значимость и красоту русского
языка, воспитывать любовь к нему.

Оборудование: проектор, 2 ноутбука,
презентация, учебники, чистые листы (формат А-4, на
полкласса), фломастеры, простые карандаши,
карточки с заданием, листочки с текстом на весь
класс, карточки с существительными с шипящим на
конце, аудиозапись, учебник “Русский язык” 3
класс, авт. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова.

1. Организацинонный момент (самоопределение к
деятельности).

Цель: включение учащихся в деятельность на
личностно-значимом уровне.

Приёмы: высказывания добрых пожеланий
– эмоциональный настрой; мотивация к учебной
деятельности.

Способы: фронтальная работа.

Учитель:

Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
С гостями поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём,
Урок русского языка начнём.

Учитель: Ребята, а какое у вас настроение?

(Дети отвечают)

Учитель: Нарисуйте ваше настроение на полях
тетради.

Презентация.

(Слайд 1 — настроение).

(Дети рисуют смайликов)

Учитель: Я рада, что у всех хорошее
настроение. Желаю сохранить такое настроение на
весь урок.

А что ещё пригодится нам для успешной работы?

Дети: Трудолюбие, ум, сообразительность,
внимательность, хорошее поведение, активность.

2. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала,
необходимого для “открытия нового знания”.

Методы и приёмы: мотивация к учению;
самооценка; мотивация на успех; повышение
самооценки.

Способы: фронтальная и индивидуальная
работа.

Учитель: На ваших партах лежат листочки с
текстом. Предлагаю вам внимательно послушать
его, обратить внимание на выразительное чтение.

(На слайде 2 – картина к тексту. Клик мышкой
по значку на слайде — звучит текст. Можно тихо
включить и пение птиц. (Музыка включается по 2-ому
ноутбуку). Дети следят по тексту:

Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Только
изредка кричит сыч, да

шуршит мышь.

Наш шалаш стоит на берегу реки. Мой товарищ
крепко спит, а я

как сторож не сомкнул глаз. В помощь
из-за тучи вышла полная луна

и осветила на поляне каждую вещь. Как
чудесен ландыш в свете

луны! Ночь тянулась долго, но вот первый луч
солнца упал на рожь.

Хотелось взять карандаш и нарисовать этот
утренний пейзаж.)

Учитель: Понравился текст?

(Дети отвечают)

Учитель: Были непонятные слова?

Дети: Сыч.

Учитель: Это птица, вид совы.

(Показ слайда 3птица сыч)

Учитель: Давайте прочитаем выразительно ещё
раз по “цепочке” по одному предложению.

(Дети читают по “цепочке”).

Учитель: Что заметили в тексте?

Д. Выделенные слова.

Учитель: А что общего в этих словах?

Дети: Все – существительные, заканчиваются
на шипящий звук.

Учитель: Докажите, что это существительные.

Дети: Обозначают предмет, отвечает на вопросы
что? кто?

Учитель: Что вы ещё знаете о
существительном?

(Дети отвечают. Для проверки показ слайда 4 —
“Что знаем о существительном”)

Учитель: А как вы определяете род?

(Дети отвечают)

(Для проверки показ слайда 5 — род).

3. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений (“Чего мы ещё не
знаем? Почему возникли затруднения?”);
проговаривание цели урока в виде вопроса, на
который предстоит ответить, или в виде темы
урока.

Методы: самоконтроль; побуждающий от
проблемной ситуации диалог; самостоятельное
формирование учебной задачи.

Учитель: А чем отличаются выделенные слова?

Дети: Какие-то слова с мягким знаком, а другие
– нет.

Учитель: Можете определить тему текста?

Дети: Имена существительные с шипящим на
конце.

Учитель: Что бы вы хотели узнать по этой теме?

Дети: Когда пишется мягкий знак?

Учитель: Это и будет учебной задачей, которую
мы должны решить.

(Слайд 6 – учебные задачи).

Учитель: Я предлагаю ответить ещё на 1 вопрос:
“Важно ли знать род существительных с шипящим на
конце? Согласны?

Д. Да.

4. Изучение нового учебного материала.

“Открытие нового знания” (построение проекта
выхода из затруднения).

Цель: решение учебной задачи

Методы: побуждающий к гипотезам
диалог, подводящий к открытию знаний диалог.

Способы: фронтальная работа.

Учитель: А какие у вас есть предположения,
когда пишется мягкий знак у существительных,
заканчивающихся на шипящий?

Дети: Мягкий знак пишется после ж, ш, а
после ч, щ не пишется; мягкий знак пишется
после существительных женского рода.

Учитель: Как проверить ваши предположения?
Правы вы или нет?

(Прогнозирование).

Дети: Посмотреть в учебнике.

Учитель: Хорошо, откройте учебник на стр. 73.
Прочитайте внимательно про себя правило.

(Слайд 7 — правило из учебника с.73).

(Дети читают правило в учебнике, делают
вывод — самостоятельный поиск информации).

5. Закрепление учебного материала.

1)Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в
виде опорной схемы.

Способы: фронтальная работа, работа в парах.

Учитель: Кто же оказался прав: как правильно
писать имена существительные с шипящими на
конце? Можете ответить словами из правила.

Дети: Мягкий знак пишется в конце
существительных женского рода в начальной форме
с нулевым окончанием после ж, ч, ш, щ.

Учитель: Это правило вам необходимо знать. Оно
подходит для всех существительных?

Дети: Нет, только для существительных с
шипящим на конце.

(Аналитическая деятельность, извлечение
информации).

Учитель: Важно ли знать род таких
существительных?

Дети: Да, потому что у существительных
женского рода нужно писать мягкий знак.

Учитель: Какую опорную схему по этому правилу
вы бы начертили? Поработайте в парах, рассуждайте
и попробуйте выполнить фломастерами на
листочках. Вспомните правила работы в парах.

Дети: Работают оба. Один говорит, другой
слушает. Своё согласие высказывай вежливо. Если
не понял, переспроси.

Учитель: Молодцы. А теперь за работу!

(Дети составляют опорную схему — творческая
работа, умение работать со схемами,
преобразование правила в схему, работа в парах).

Учитель: Какая пара готова?

(Дети отвечают)

Учитель: Расскажите, обоснуйте ваш ответ.

Дети: Сущ. в н.ф. после ж, ш, щ, ч

ж.р. м.р.
Ь

Учитель: Все ли условия правила соблюдены?
Какие были условия?

Дети: Имя существительное в начальной форме,
с нулевым окончанием, после шипящих.

Учитель: Вот ещё такую схему можно было
начертить.

(Слайд 8 — схема).

Учитель: Спасибо вам за работу. А теперь
немного отдохнём.

Физминутка.

Учитель: Потрудились – отдохнуть нужно, без
сомнения.

Дружно быстренько встаём, выполним движения.

— Если я назову существительное женского рода,
то хлопайте высоко над головой, а если мужского
– приседайте.

(Малыш, печь, лещ, трубач, упряжь, дрожь, грач,
мяч, сушь, плющ, дичь, душ).

(Дети выполняют упражнения).

Учитель: Были непонятные слова?

Дети: Сушь, упряжь, плющ.

Учитель: Сушь – жаркая сухая пора; ещё так
говорят о чём-то пересохшем, очень сухом. Упряжь
– принадлежность для соединения животного с
повозкой, например, конская упряжь).

(Слайд 9 – сушь, упряжь. Слайд 10 — плющ ).

2). Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о
том, что он уже умеет.

Методы: самоконтроль, самооценка,
формирование внутренней мотивации;
взаимоконтроль; повышение самооценки.

Способы: фронтальная работа.

Учитель: Теперь хотите проверить, чему
научились?

Дети: Да.

(Внутренняя мотивация).

Учитель: Предлагаю написать кроссвордный
диктант
. По лексическому значению написать
слово – существительное с шипящим на конце.

Помещение для автомашин; 2) неправда; 3) доктор; 4)
мелкие деньги; 5) небольшое млекопитающее отряда
насекомоядных с иглами на теле; 6) предмет,
который легко режет

хлеб, картошку, свёклу, мясо, рыбу, яблоки и
масло; 7) маленький серый грызун; 8) одежда,
укрывающая от дождя; 9) часть суток с вечера до
утра; 10) приспособление, с помощью которого
открывают замок.

(Игровой момент).

(Дети записывают отгадки: Гараж, ложь, врач,
мелочь, ёж, нож, мышь, плащ, ночь, ключ.).

Учитель: Записали? Проверим правильность
написания слов по образцу.

(Слайд 11 – ответы на загадки).

Учитель: Если слово написано правильно,
поставьте над словом (+), а если неверно, поставьте

(-).

(Дети проверяют)

Учитель: У кого все (+), поднимите руку.
Поставьте себе “5”.

(Самоконтроль и самооценивание).

(Дети оценивают).

Учитель: У кого только 1 или 2 (-)? Поставьте
“4”.

(Дети оценивают).

Учитель: Остальные не расстраивайтесь, у вас
в следующий раз всё получится.

(Мотивация на успех)

6. Включение нового знания в систему знаний.

Цель: проверить умение применять новые
знания в разных заданиях.

Методы и приёмы: игровой,
воспитательный момент, самопроверка,
самоконтроль.

Способы: фронтальная работа.

Учитель: Достаточно ли мы поупражнялись для
усвоения нового материала?

Дети: Нет.

Учитель: Что ещё надо сделать?

Дети: Нужно ещё потренироваться.

Учитель: На партах у вас карточки с заданием.
Прочитайте, выполните самостоятельно.

(Самостоятельная организация своей
деятельности).

Учитель: Какое задание нужно было выполнить?

Дети: Вставить пропущенные буквы в словах.

(Слайд 12 с заданием:

У дедушки был замечательный каранда… Он мог
нарисовать лунную но. и солнечный лу…, золотую ро…
и нежный белый ланды…).

Учитель: А сейчас я предлагаю провести взаимопроверку.
Поменяйтесь в парах карточками. Кто выразительно
прочитает 1-е предложение и объяснит
правописание слов по алгоритму.

(Слайд 13 – алгоритм).

Дети: У дедушки был замечательный карандаш.

В слове “карандаш” вставил букву ш. Это
существительное, в начальной форме, мужского
рода, поэтому ь (мягкий знак) ставить не
нужно.

Учитель: У кого так, поставьте над словом (+).

(Взаимооценивание).

Учитель: Кто выразительно прочитает 2-ое
предложение?

Дети: Он мог нарисовать лунную ночь и
солнечный луч, золотую рожь и нежный
белый ландыш.

Учитель: Разберите по алгоритму слово
“ночь”.

(Аналогично разбираются остальные слова. Дети
проверяют, оценивают).

Учитель: Кого хотите похвалить, у кого все (+)?

(Дети отвечают).

Учитель: Обратите внимание: всего 2
предложения, а в них 5 существительных с шипящим
на конце. Учитесь у мастеров слова!

(Воспит. момент).

Учитель: Ребята, а теперь игра “Улей”. За
10 секунд по периметру класса найдите
слова-существительные на сегодняшнюю
орфограмму.

(Ребята ходят по классу и ищут слова на
карточках: рубеж, чушь, мякиш, крепыш, приёмыш,
течь, брошь, кирпич, царевич, плач, молодёжь, клич,
экипаж, матч, мощь, стриж, массаж, речь, чертёж,
борщ, камыш, роскошь, ключ, чиж).

Учитель: Объясните правописание слов по
алгоритму.

(Дети отвечают. Для проверки слайд 13 — с
алгоритмом
).

7. Домашнее задание.

Цель: формировать умение добывать нужную
информацию в словаре; закрепить умение правильно
писать существительные с шипящими на конце.

Учитель: Выучите сегодняшнее правило на стр.
73 со своими примерами. Выполните по выбору
упражнение 58, 59, 60 на странице 74 — 75. Эти задания на
правописание существительных с шипящим на конце.

По желанию – найдите в словаре значение слов:
“пейзаж”, “ смерч” и запишите в тетрадь.

(Домашнее задание заранее написать на обратной
стороне доски).

(Слайд 14 – домашнее задание).

8. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей учебной
деятельности, самооценка результатов
деятельности своей и всего класса.

Учитель: Какие задачи ставили?

(Слайд 15 — педагогическая задача).

Дети: Когда нужно писать Ь у существительных
с шипящими на конце? Важно ли знать род
существительных?

Учитель: Удалось решить поставленные задачи?

Дети: Да.

Учитель: Когда же нужно писать мягкий знак у
существительных с шипящими на конце?

(Дети отвечают).

Учитель: Важно ли знать род
существительных?

Чему научились на уроке?

— Где можно применить новое знание?

— Кто доволен своей работой?

— Какое у вас настроение к концу урока?
Нарисуйте смайлика на полях тетради.

(Дети рисуют смайлика).

Учитель: Мне приятно, что ваше хорошее
настроение сохранилось. Вы – молодцы! Мне вы
очень понравились. Спасибо за работу!

(Слайд 16 – благодарность).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *