- Вольф Зоя Михайловна, учитель начальных классов
Цель урока: научить писать имена
существительные с шипящим звуком на конце.
Задачи:
1. Актуализация знания об имени
существительном: умение узнавать
существительные в тексте, определять его род.
2. Создание нового знания о написании
существительных с шипящим на конце.
3. Отработка алгоритма написания
существительных с шипящим на конце.
4. Проверка первого уровня усвоения знания по
новой теме.
5. Формировать у учащихся универсальные учебные
действия.
6. Показать значимость и красоту русского
языка, воспитывать любовь к нему.
Оборудование: проектор, 2 ноутбука,
презентация, учебники, чистые листы (формат А-4, на
полкласса), фломастеры, простые карандаши,
карточки с заданием, листочки с текстом на весь
класс, карточки с существительными с шипящим на
конце, аудиозапись, учебник “Русский язык” 3
класс, авт. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова.
1. Организацинонный момент (самоопределение к
деятельности).
Цель: включение учащихся в деятельность на
личностно-значимом уровне.
Приёмы: высказывания добрых пожеланий
– эмоциональный настрой; мотивация к учебной
деятельности.
Способы: фронтальная работа.
Учитель:
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
С гостями поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём,
Урок русского языка начнём.
Учитель: Ребята, а какое у вас настроение?
(Дети отвечают)
Учитель: Нарисуйте ваше настроение на полях
тетради.
Презентация.
(Слайд 1 — настроение).
(Дети рисуют смайликов)
Учитель: Я рада, что у всех хорошее
настроение. Желаю сохранить такое настроение на
весь урок.
А что ещё пригодится нам для успешной работы?
Дети: Трудолюбие, ум, сообразительность,
внимательность, хорошее поведение, активность.
2. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала,
необходимого для “открытия нового знания”.
Методы и приёмы: мотивация к учению;
самооценка; мотивация на успех; повышение
самооценки.
Способы: фронтальная и индивидуальная
работа.
Учитель: На ваших партах лежат листочки с
текстом. Предлагаю вам внимательно послушать
его, обратить внимание на выразительное чтение.
(На слайде 2 – картина к тексту. Клик мышкой
по значку на слайде — звучит текст. Можно тихо
включить и пение птиц. (Музыка включается по 2-ому
ноутбуку). Дети следят по тексту:
Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Только
изредка кричит сыч, да
шуршит мышь.
Наш шалаш стоит на берегу реки. Мой товарищ
крепко спит, а я
как сторож не сомкнул глаз. В помощь
из-за тучи вышла полная луна
и осветила на поляне каждую вещь. Как
чудесен ландыш в свете
луны! Ночь тянулась долго, но вот первый луч
солнца упал на рожь.
Хотелось взять карандаш и нарисовать этот
утренний пейзаж.)
Учитель: Понравился текст?
(Дети отвечают)
Учитель: Были непонятные слова?
Дети: Сыч.
Учитель: Это птица, вид совы.
(Показ слайда 3 — птица сыч)
Учитель: Давайте прочитаем выразительно ещё
раз по “цепочке” по одному предложению.
(Дети читают по “цепочке”).
Учитель: Что заметили в тексте?
Д. Выделенные слова.
Учитель: А что общего в этих словах?
Дети: Все – существительные, заканчиваются
на шипящий звук.
Учитель: Докажите, что это существительные.
Дети: Обозначают предмет, отвечает на вопросы
что? кто?
Учитель: Что вы ещё знаете о
существительном?
(Дети отвечают. Для проверки показ слайда 4 —
“Что знаем о существительном”)
Учитель: А как вы определяете род?
(Дети отвечают)
(Для проверки показ слайда 5 — род).
3. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений (“Чего мы ещё не
знаем? Почему возникли затруднения?”);
проговаривание цели урока в виде вопроса, на
который предстоит ответить, или в виде темы
урока.
Методы: самоконтроль; побуждающий от
проблемной ситуации диалог; самостоятельное
формирование учебной задачи.
Учитель: А чем отличаются выделенные слова?
Дети: Какие-то слова с мягким знаком, а другие
– нет.
Учитель: Можете определить тему текста?
Дети: Имена существительные с шипящим на
конце.
Учитель: Что бы вы хотели узнать по этой теме?
Дети: Когда пишется мягкий знак?
Учитель: Это и будет учебной задачей, которую
мы должны решить.
(Слайд 6 – учебные задачи).
Учитель: Я предлагаю ответить ещё на 1 вопрос:
“Важно ли знать род существительных с шипящим на
конце? Согласны?
Д. Да.
4. Изучение нового учебного материала.
“Открытие нового знания” (построение проекта
выхода из затруднения).
Цель: решение учебной задачи
Методы: побуждающий к гипотезам
диалог, подводящий к открытию знаний диалог.
Способы: фронтальная работа.
Учитель: А какие у вас есть предположения,
когда пишется мягкий знак у существительных,
заканчивающихся на шипящий?
Дети: Мягкий знак пишется после ж, ш, а
после ч, щ не пишется; мягкий знак пишется
после существительных женского рода.
Учитель: Как проверить ваши предположения?
Правы вы или нет?
(Прогнозирование).
Дети: Посмотреть в учебнике.
Учитель: Хорошо, откройте учебник на стр. 73.
Прочитайте внимательно про себя правило.
(Слайд 7 — правило из учебника с.73).
(Дети читают правило в учебнике, делают
вывод — самостоятельный поиск информации).
5. Закрепление учебного материала.
1)Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в
виде опорной схемы.
Способы: фронтальная работа, работа в парах.
Учитель: Кто же оказался прав: как правильно
писать имена существительные с шипящими на
конце? Можете ответить словами из правила.
Дети: Мягкий знак пишется в конце
существительных женского рода в начальной форме
с нулевым окончанием после ж, ч, ш, щ.
Учитель: Это правило вам необходимо знать. Оно
подходит для всех существительных?
Дети: Нет, только для существительных с
шипящим на конце.
(Аналитическая деятельность, извлечение
информации).
Учитель: Важно ли знать род таких
существительных?
Дети: Да, потому что у существительных
женского рода нужно писать мягкий знак.
Учитель: Какую опорную схему по этому правилу
вы бы начертили? Поработайте в парах, рассуждайте
и попробуйте выполнить фломастерами на
листочках. Вспомните правила работы в парах.
Дети: Работают оба. Один говорит, другой
слушает. Своё согласие высказывай вежливо. Если
не понял, переспроси.
Учитель: Молодцы. А теперь за работу!
(Дети составляют опорную схему — творческая
работа, умение работать со схемами,
преобразование правила в схему, работа в парах).
Учитель: Какая пара готова?
(Дети отвечают)
Учитель: Расскажите, обоснуйте ваш ответ.
Дети: Сущ. в н.ф. после ж, ш, щ, ч
ж.р. м.р. Ь —
Учитель: Все ли условия правила соблюдены?
Какие были условия?
Дети: Имя существительное в начальной форме,
с нулевым окончанием, после шипящих.
Учитель: Вот ещё такую схему можно было
начертить.
(Слайд 8 — схема).
Учитель: Спасибо вам за работу. А теперь
немного отдохнём.
Физминутка.
Учитель: Потрудились – отдохнуть нужно, без
сомнения.
Дружно быстренько встаём, выполним движения.
— Если я назову существительное женского рода,
то хлопайте высоко над головой, а если мужского
– приседайте.
(Малыш, печь, лещ, трубач, упряжь, дрожь, грач,
мяч, сушь, плющ, дичь, душ).
(Дети выполняют упражнения).
Учитель: Были непонятные слова?
Дети: Сушь, упряжь, плющ.
Учитель: Сушь – жаркая сухая пора; ещё так
говорят о чём-то пересохшем, очень сухом. Упряжь
– принадлежность для соединения животного с
повозкой, например, конская упряжь).
(Слайд 9 – сушь, упряжь. Слайд 10 — плющ ).
2). Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о
том, что он уже умеет.
Методы: самоконтроль, самооценка,
формирование внутренней мотивации;
взаимоконтроль; повышение самооценки.
Способы: фронтальная работа.
Учитель: Теперь хотите проверить, чему
научились?
Дети: Да.
(Внутренняя мотивация).
Учитель: Предлагаю написать кроссвордный
диктант. По лексическому значению написать
слово – существительное с шипящим на конце.
Помещение для автомашин; 2) неправда; 3) доктор; 4)
мелкие деньги; 5) небольшое млекопитающее отряда
насекомоядных с иглами на теле; 6) предмет,
который легко режет
хлеб, картошку, свёклу, мясо, рыбу, яблоки и
масло; 7) маленький серый грызун; 8) одежда,
укрывающая от дождя; 9) часть суток с вечера до
утра; 10) приспособление, с помощью которого
открывают замок.
(Игровой момент).
(Дети записывают отгадки: Гараж, ложь, врач,
мелочь, ёж, нож, мышь, плащ, ночь, ключ.).
Учитель: Записали? Проверим правильность
написания слов по образцу.
(Слайд 11 – ответы на загадки).
Учитель: Если слово написано правильно,
поставьте над словом (+), а если неверно, поставьте
(-).
(Дети проверяют)
Учитель: У кого все (+), поднимите руку.
Поставьте себе “5”.
(Самоконтроль и самооценивание).
(Дети оценивают).
Учитель: У кого только 1 или 2 (-)? Поставьте
“4”.
(Дети оценивают).
Учитель: Остальные не расстраивайтесь, у вас
в следующий раз всё получится.
(Мотивация на успех)
6. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: проверить умение применять новые
знания в разных заданиях.
Методы и приёмы: игровой,
воспитательный момент, самопроверка,
самоконтроль.
Способы: фронтальная работа.
Учитель: Достаточно ли мы поупражнялись для
усвоения нового материала?
Дети: Нет.
Учитель: Что ещё надо сделать?
Дети: Нужно ещё потренироваться.
Учитель: На партах у вас карточки с заданием.
Прочитайте, выполните самостоятельно.
(Самостоятельная организация своей
деятельности).
Учитель: Какое задание нужно было выполнить?
Дети: Вставить пропущенные буквы в словах.
(Слайд 12 с заданием:
У дедушки был замечательный каранда… Он мог
нарисовать лунную но. и солнечный лу…, золотую ро…
и нежный белый ланды…).
Учитель: А сейчас я предлагаю провести взаимопроверку.
Поменяйтесь в парах карточками. Кто выразительно
прочитает 1-е предложение и объяснит
правописание слов по алгоритму.
(Слайд 13 – алгоритм).
Дети: У дедушки был замечательный карандаш.
В слове “карандаш” вставил букву ш. Это
существительное, в начальной форме, мужского
рода, поэтому ь (мягкий знак) ставить не
нужно.
Учитель: У кого так, поставьте над словом (+).
(Взаимооценивание).
Учитель: Кто выразительно прочитает 2-ое
предложение?
Дети: Он мог нарисовать лунную ночь и
солнечный луч, золотую рожь и нежный
белый ландыш.
Учитель: Разберите по алгоритму слово
“ночь”.
(Аналогично разбираются остальные слова. Дети
проверяют, оценивают).
Учитель: Кого хотите похвалить, у кого все (+)?
(Дети отвечают).
Учитель: Обратите внимание: всего 2
предложения, а в них 5 существительных с шипящим
на конце. Учитесь у мастеров слова!
(Воспит. момент).
Учитель: Ребята, а теперь игра “Улей”. За
10 секунд по периметру класса найдите
слова-существительные на сегодняшнюю
орфограмму.
(Ребята ходят по классу и ищут слова на
карточках: рубеж, чушь, мякиш, крепыш, приёмыш,
течь, брошь, кирпич, царевич, плач, молодёжь, клич,
экипаж, матч, мощь, стриж, массаж, речь, чертёж,
борщ, камыш, роскошь, ключ, чиж).
Учитель: Объясните правописание слов по
алгоритму.
(Дети отвечают. Для проверки слайд 13 — с
алгоритмом).
7. Домашнее задание.
Цель: формировать умение добывать нужную
информацию в словаре; закрепить умение правильно
писать существительные с шипящими на конце.
Учитель: Выучите сегодняшнее правило на стр.
73 со своими примерами. Выполните по выбору
упражнение 58, 59, 60 на странице 74 — 75. Эти задания на
правописание существительных с шипящим на конце.
По желанию – найдите в словаре значение слов:
“пейзаж”, “ смерч” и запишите в тетрадь.
(Домашнее задание заранее написать на обратной
стороне доски).
(Слайд 14 – домашнее задание).
8. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей учебной
деятельности, самооценка результатов
деятельности своей и всего класса.
Учитель: Какие задачи ставили?
(Слайд 15 — педагогическая задача).
Дети: Когда нужно писать Ь у существительных
с шипящими на конце? Важно ли знать род
существительных?
Учитель: Удалось решить поставленные задачи?
Дети: Да.
Учитель: Когда же нужно писать мягкий знак у
существительных с шипящими на конце?
(Дети отвечают).
Учитель: Важно ли знать род
существительных?
— Чему научились на уроке?
— Где можно применить новое знание?
— Кто доволен своей работой?
— Какое у вас настроение к концу урока?
Нарисуйте смайлика на полях тетради.
(Дети рисуют смайлика).
Учитель: Мне приятно, что ваше хорошее
настроение сохранилось. Вы – молодцы! Мне вы
очень понравились. Спасибо за работу!
(Слайд 16 – благодарность).