Индивидуальное занятие по теме Путешествие с буквами Р–Л

  • Бушлякова Рита Григорьевна, учитель-логопед

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: дифференциация звуков [Р]–[Р’]–[Л]–[Л’] и
букв Р–Л, совершенствование произношения звуков
[Р]–[Р’]–[Л]–[Л’] в самостоятельной речи.

Задачи: учить дифференцировать звуки
[Р]–[Р’]–[Л]–[Л’], закрепить произношение данных
фонем в речи, уточнить кинестетические ощущения
положения языка при произнесении звуков
[Р]–[Р’]–[Л]–[Л’], развивать фонематический слух,
звукобуквенный и слоговой анализ и синтез,
мышление, память, зрительное внимание,
совершенствовать чтение слогов и слов.

Оборудование: презентация “Путешествие с
буквами Р–Л”, компьютер, схемы звуков
[Р]–[Р’]–[Л]–[Л’], буквы Р, Л, В, Ф, Д, М, Я, Б, Г, Ь, З,
зеркало для индивидуальной работы.


Ход занятия

1. Организационный момент.

Ребёнок сидит за партой, на которой расположены
схемы звуков [Р]–[Р’]–[Л]–[Л’]. Для обозначения
звука [Р] используется изображение головы
большой собаки, для обозначения звука [Р’] –
изображение головы маленького щенка, для
обозначения звука [Л] – изображение большого
корабля или парохода, для обозначения звука [Л’] –
изображение маленького кораблика или
пароходика. На доске прикреплены буквы Р, Л, В, Ф,
Д, М, Я, Б, Г, Ь, З.

Инструкция: внимательно посмотри на схемы и
назови звуки, с которыми будем сегодня
путешествовать (ребёнок называет звуки).

  • Какие буквы обозначают данные звуки?
  • Внимательно посмотри на доску и найди эти буквы.
  • Подбери каждой букве схемы звуков (ребёнок
    находит буквы и прикрепляет под буквами
    подходящие схемы звуков).


2. Уточнение произношения звуков
[Р]–[Р’]–[Л]–[Л’].

Перед ребёнком на парте расположено зеркало на
подставке для индивидуальной работы.

Инструкция: посмотри в зеркало. Произнеси
звук [Р], вспомни и расскажи, что ты знаешь об этом
звуке, как он произносится, где находится язык
(звук [Р] согласный, твёрдый и звонкий, при его
произнесении язык находится за верхними зубами и
дрожит).

Инструкция: посмотри в зеркало. Произнеси
звук [Р’], вспомни и расскажи, что ты знаешь об этом
звуке, как он произносится, где находится язык
(звук [Р’] согласный, мягкий и звонкий, при его
произнесении язык находится за верхними зубами и
дрожит).

Инструкция: посмотри в зеркало. Произнеси
звук [Л], вспомни и расскажи, что ты знаешь об этом
звуке, как он произносится, где находится язык
(звук [Л] согласный, твёрдый и звонкий, при его
произнесении язык касается бугорков за верхними
зубами).

Инструкция: посмотри в зеркало. Произнеси
звук [Л’], вспомни и расскажи, что ты знаешь об этом
звуке, как он произносится, где находится язык
(звук [Л’] согласный, мягкий и звонкий, при его
произнесении язык также касается бугорков за
верхними зубами).


3. Сообщение темы занятия.

Инструкция: сегодня на занятии мы будем
путешествовать с буквами Р – Л и играть со
звуками [Р]–[Р’]–[Л]–[Л’]. А поможет нам в этом
компьютер. (Далее ребёнку предлагается перейти к
компьютеру и сесть на стул. На данном этапе дети,
как правило, владеют навыками работы с
компьютером, поэтому инструктаж проводится по
усмотрению педагога).

Буквы предлагают тебе совершить с ними
путешествия (слайд 1, переход к слайду 2
выполняется автоматически).


4. Развитие звукового анализа, фонематического
слуха, обогащение словарного запаса.

Слайд 2

Инструкция: перед тобой картинки. Рассмотри
их внимательно и помоги букве Р собрать предметы,
в названии которых есть звуки [Р]–[Р’].

Алгоритм выполнения для ребёнка.

  1. Назвать предмет.
  2. Назвать звук (в слове есть звук [Р] (или звук [Р’])
    или в слове нет данных звуков).
  3. Кликнуть по картинке мышкой (предмет двигается
    к букве и исчезает).
  4. Назвать оставшиеся предметы (белка, пила,
    велосипед, самолёт), кликнуть по ним мышкой
    (предметы улетают со страницы).
  5. Кликнуть по букве (если правильно выполнил
    задание – буква увеличиться в размере и
    исчезнет).

Инструкция и оценка: Молодец, правильно
выполнил задание, путешествуем дальше.

Далее по клику мышки по треугольнику переходят
к следующему слайду.


5. Развитие буквенного гнозиса, зрительного
внимания.

Слайд 3

Инструкция: перед тобой буквы. Внимательно
посмотри и найди среди них буквы Р и Л, кликни по
этим буквам мышкой. Если буква правильно названа,
то тогда она увеличится в размере.

Ребёнок по порядку, начиная слева, смотрит на
буквы, называет только буквы Р или Л и кликает по
ним.

Инструкция и оценка: Молодец, правильно
выполнил задание, путешествуем дальше.

Далее по клику мышки по треугольнику переходят
к следующему слайду.


6. Развитие звукового анализа, фонематического
слуха, обогащение словарного запаса.

Слайд 4

Инструкция: перед тобой картинки, рассмотри
их внимательно. Собери в синюю коробку предметы,
в названии которых слышится звук [Л], а в зелёную
коробку предметы, в названии которых есть звук
[Л’]. Если ты правильно определишь, то картинки
отправятся в коробки.

Алгоритм выполнения для ребёнка.

  1. Назвать предмет.
  2. Назвать звук (в слове есть звук [Л] (или звук [Л’])
    или в слове нет данных звуков).
  3. Кликнуть по картинке мышкой (предмет
    самостоятельно двигается к синей или зелёной
    коробке и исчезает).
  4. Назвать оставшиеся предметы (баран, муравей),
    кликнуть по ним мышкой (предметы улетают со
    страницы).
  5. Кликнуть сначала по синей, затем по зелёной
    коробке (если правильно выполнил задание –
    коробка исчезнет).

Инструкция и оценка: Молодец, правильно
выполнил задание, продолжаем наше путешествие
дальше.

Далее по клику мышки по треугольнику переходят
к следующему слайду.


7. Совершенствование чтения слогов с буквой Р.

Слайд 5

Инструкция: внимательно посмотри на буквы и
прочитай слоги по стрелочкам (ребёнок смотрит на
буквы и читает сначала обратный, затем прямой
слог).

Инструкция и оценка: Ты правильно выполнил
задание, молодец, следуем дальше.

Далее по клику мышки по треугольнику переходят
к следующему слайду.


8. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза,
внимания, мышления, совершенствование чтения
слов.

Слайд 6

Инструкция: перед тобой домик, в котором
живут 4 слова. В словах пропали буквы Р и Л. Добавь
в слова недостающие буквы Р и Л, кликни по ним
мышкой. Найди подходящую картинку.

Алгоритм выполнения для ребёнка.

  1. Прочитать слово и назвать недостающую букву.
  2. Кликнуть по букве в нижнем квадрате (по порядку,
    буква самостоятельно передвинется на своё место
    в слове).
  3. Кликнуть по картинке мышкой (предмет
    самостоятельно двигается к слову).

Инструкция и оценка: Молодец, правильно
выполнил задание, путешествуем дальше.

Далее по клику мышки по треугольнику переходят
к следующему слайду.


9. Совершенствование чтения слогов с буквой Л.

Слайд 7

Инструкция: внимательно посмотри на буквы и
прочитай слоги по стрелочкам (ребёнок смотрит на
буквы и читает сначала обратный, затем прямой
слог).

Инструкция и оценка: Ты правильно выполнил
задание, молодец, следуем дальше.

Далее по клику мышки по треугольнику переходят
к следующему слайду.


10. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза,
внимания, мышления, совершенствование чтения
слов.

Слайд 8

Инструкция: перед тобой два домика, в котором
живут буквы. В домике с овальной крышей живут
буквы в кружках, а в домике с треугольной крышей
живут буквы в треугольниках. Найди букву, на
которую начинается название картинки, кликни по
букве мышкой и прочитай слово.

Алгоритм выполнения для ребёнка.

  1. Назвать картинку.
  2. Определить первый звук в названии
    изображённого предмета и назвать букву.
  3. Найти соответствующую букву (в круге или
    треугольнике) и кликнуть по букве мышкой
    (самостоятельно двигается к слову).
  4. Прочитать слово.

Инструкция и оценка: Молодец, правильно
выполнил задание, путешествуем дальше.

Далее по клику мышки по треугольнику переходят
к следующему слайду.

11. Развитие буквенного гнозиса,
зрительного внимания.

Слайд 9

Инструкция: перед тобой лабиринт с буквами.
Проведи Алису по лабиринту и собери правильно
расположенные буквы. Кликни мышкой по буквам,
прочти слово и подари Алисе торт.

Алгоритм выполнения для ребёнка.

  1. Внимательно посмотреть на буквы.
  2. Найти правильно расположенную букву, назвать
    её, кликнуть по ней мышкой (буква Т
    самостоятельно по щелчку двигается в кружок
    внизу слайда).
  3. Аналогично выполнить задание и найти следующие
    буквы (буквы О, Р, Т).
  4. Прочитать получившееся слово (ТОРТ).
  5. Кликнуть по изображению Алисы (если правильно
    собрал буквы, то Алиса пройдёт по лабиринту).

Инструкция и оценка: Молодец, справился с
заданием, продолжим наше путешествие.

Далее по клику мышки по треугольнику переходят
к следующему слайду.

12. Развитие слогового анализа,
совершенствование чтения слов.

Слайд 10

Инструкция: перед тобой четыре домика, в
каждом из них живут слова. Цифра на домике
соответствует количеству слогов в слове.
Прочитай слова. Сосчитай слоги и распредели
слова по домикам с соответствующей цифрой,
кликнув мышкой по слову.

Алгоритм выполнения для ребёнка.

  1. Прочитать слово.
  2. Сосчитать и назвать количество слогов в слове и
    кликнуть по нему мышкой (слово самостоятельно по
    щелчку двигается в нужный домик).
  3. Аналогично выполнить задание с другими словами.

Инструкция и оценка: ты справился с заданием,
молодец. А теперь продолжим играть.

Далее по клику мышки по треугольнику переходят
к следующему слайду.

13. Развитие звукового анализа,
мышления, памяти.

Слайд 11

Инструкция: перед тобой картинки. Назови
картинку, расположенную в синем квадрате. Найди
картинки, в названии которых столько же звуков,
сколько в названии картинки в квадрате. Кликни по
выбранной картинке.

Алгоритм выполнения для ребёнка.

  1. Назвать выбранное изображённое существо.
  2. Сосчитать и назвать количество звуков в слове.
  3. Кликнуть мышкой, если количество звуков в
    названном слове столько, сколько и в названии
    изображённого героя в синем квадрате. При
    правильном выполнении задания предмет
    увеличится в размере (РЫБА, ГНОМ, ОСЁЛ, СЛОН).
  4. Назвать оставшихся героев и кликнуть мышкой
    (картинки исчезнут).

Далее по клику мышки по треугольнику переходят
к следующему слайду.

14. Итог занятия.

Сегодня мы путешествовали вместе с буквами Р и
Л. Молодец, ты справился с играми, помог буквам
выполнить трудные задания, поэтому они дарят
тебе похвалюшку (ребёнку вручается яркая цветная
картинка размером 6х6 см)

Общие рекомендации к использованию
презентации:

  1. Педагог может использовать все игры данной
    презентации на одном занятии или разделить их на
    несколько индивидуальных занятий в соответствии
    с возможностями ребёнка и этапом работы со
    звуками [Р]–[Р’]–[Л]–[Л’].
  2. Компьютерной мышкой необходимо кликать строго
    по букве или картинке, в противном случае
    возможен переход на другой слайд. Если такой
    случай произошёл, то необходимо вернуться к
    данному слайду и продолжить выполнение задания.

ВСЕМ ЖЕЛАЮ УДАЧИ!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *