- Бушлякова Рита Григорьевна, учитель-логопед
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (1,1 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель: дифференциация звуков [Р]–[Р’]–[Л]–[Л’] и
букв Р–Л, совершенствование произношения звуков
[Р]–[Р’]–[Л]–[Л’] в самостоятельной речи.
Задачи: учить дифференцировать звуки
[Р]–[Р’]–[Л]–[Л’], закрепить произношение данных
фонем в речи, уточнить кинестетические ощущения
положения языка при произнесении звуков
[Р]–[Р’]–[Л]–[Л’], развивать фонематический слух,
звукобуквенный и слоговой анализ и синтез,
мышление, память, зрительное внимание,
совершенствовать чтение слогов и слов.
Оборудование: презентация “Путешествие с
буквами Р–Л”, компьютер, схемы звуков
[Р]–[Р’]–[Л]–[Л’], буквы Р, Л, В, Ф, Д, М, Я, Б, Г, Ь, З,
зеркало для индивидуальной работы.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Ребёнок сидит за партой, на которой расположены
схемы звуков [Р]–[Р’]–[Л]–[Л’]. Для обозначения
звука [Р] используется изображение головы
большой собаки, для обозначения звука [Р’] –
изображение головы маленького щенка, для
обозначения звука [Л] – изображение большого
корабля или парохода, для обозначения звука [Л’] –
изображение маленького кораблика или
пароходика. На доске прикреплены буквы Р, Л, В, Ф,
Д, М, Я, Б, Г, Ь, З.
Инструкция: внимательно посмотри на схемы и
назови звуки, с которыми будем сегодня
путешествовать (ребёнок называет звуки).
- Какие буквы обозначают данные звуки?
- Внимательно посмотри на доску и найди эти буквы.
- Подбери каждой букве схемы звуков (ребёнок
находит буквы и прикрепляет под буквами
подходящие схемы звуков).
2. Уточнение произношения звуков
[Р]–[Р’]–[Л]–[Л’].
Перед ребёнком на парте расположено зеркало на
подставке для индивидуальной работы.
Инструкция: посмотри в зеркало. Произнеси
звук [Р], вспомни и расскажи, что ты знаешь об этом
звуке, как он произносится, где находится язык
(звук [Р] согласный, твёрдый и звонкий, при его
произнесении язык находится за верхними зубами и
дрожит).
Инструкция: посмотри в зеркало. Произнеси
звук [Р’], вспомни и расскажи, что ты знаешь об этом
звуке, как он произносится, где находится язык
(звук [Р’] согласный, мягкий и звонкий, при его
произнесении язык находится за верхними зубами и
дрожит).
Инструкция: посмотри в зеркало. Произнеси
звук [Л], вспомни и расскажи, что ты знаешь об этом
звуке, как он произносится, где находится язык
(звук [Л] согласный, твёрдый и звонкий, при его
произнесении язык касается бугорков за верхними
зубами).
Инструкция: посмотри в зеркало. Произнеси
звук [Л’], вспомни и расскажи, что ты знаешь об этом
звуке, как он произносится, где находится язык
(звук [Л’] согласный, мягкий и звонкий, при его
произнесении язык также касается бугорков за
верхними зубами).
3. Сообщение темы занятия.
Инструкция: сегодня на занятии мы будем
путешествовать с буквами Р – Л и играть со
звуками [Р]–[Р’]–[Л]–[Л’]. А поможет нам в этом
компьютер. (Далее ребёнку предлагается перейти к
компьютеру и сесть на стул. На данном этапе дети,
как правило, владеют навыками работы с
компьютером, поэтому инструктаж проводится по
усмотрению педагога).
Буквы предлагают тебе совершить с ними
путешествия (слайд 1, переход к слайду 2
выполняется автоматически).
4. Развитие звукового анализа, фонематического
слуха, обогащение словарного запаса.
Слайд 2
Инструкция: перед тобой картинки. Рассмотри
их внимательно и помоги букве Р собрать предметы,
в названии которых есть звуки [Р]–[Р’].
Алгоритм выполнения для ребёнка.
- Назвать предмет.
- Назвать звук (в слове есть звук [Р] (или звук [Р’])
или в слове нет данных звуков). - Кликнуть по картинке мышкой (предмет двигается
к букве и исчезает). - Назвать оставшиеся предметы (белка, пила,
велосипед, самолёт), кликнуть по ним мышкой
(предметы улетают со страницы). - Кликнуть по букве (если правильно выполнил
задание – буква увеличиться в размере и
исчезнет).
Инструкция и оценка: Молодец, правильно
выполнил задание, путешествуем дальше.
Далее по клику мышки по треугольнику переходят
к следующему слайду.
5. Развитие буквенного гнозиса, зрительного
внимания.
Слайд 3
Инструкция: перед тобой буквы. Внимательно
посмотри и найди среди них буквы Р и Л, кликни по
этим буквам мышкой. Если буква правильно названа,
то тогда она увеличится в размере.
Ребёнок по порядку, начиная слева, смотрит на
буквы, называет только буквы Р или Л и кликает по
ним.
Инструкция и оценка: Молодец, правильно
выполнил задание, путешествуем дальше.
Далее по клику мышки по треугольнику переходят
к следующему слайду.
6. Развитие звукового анализа, фонематического
слуха, обогащение словарного запаса.
Слайд 4
Инструкция: перед тобой картинки, рассмотри
их внимательно. Собери в синюю коробку предметы,
в названии которых слышится звук [Л], а в зелёную
коробку предметы, в названии которых есть звук
[Л’]. Если ты правильно определишь, то картинки
отправятся в коробки.
Алгоритм выполнения для ребёнка.
- Назвать предмет.
- Назвать звук (в слове есть звук [Л] (или звук [Л’])
или в слове нет данных звуков). - Кликнуть по картинке мышкой (предмет
самостоятельно двигается к синей или зелёной
коробке и исчезает). - Назвать оставшиеся предметы (баран, муравей),
кликнуть по ним мышкой (предметы улетают со
страницы). - Кликнуть сначала по синей, затем по зелёной
коробке (если правильно выполнил задание –
коробка исчезнет).
Инструкция и оценка: Молодец, правильно
выполнил задание, продолжаем наше путешествие
дальше.
Далее по клику мышки по треугольнику переходят
к следующему слайду.
7. Совершенствование чтения слогов с буквой Р.
Слайд 5
Инструкция: внимательно посмотри на буквы и
прочитай слоги по стрелочкам (ребёнок смотрит на
буквы и читает сначала обратный, затем прямой
слог).
Инструкция и оценка: Ты правильно выполнил
задание, молодец, следуем дальше.
Далее по клику мышки по треугольнику переходят
к следующему слайду.
8. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза,
внимания, мышления, совершенствование чтения
слов.
Слайд 6
Инструкция: перед тобой домик, в котором
живут 4 слова. В словах пропали буквы Р и Л. Добавь
в слова недостающие буквы Р и Л, кликни по ним
мышкой. Найди подходящую картинку.
Алгоритм выполнения для ребёнка.
- Прочитать слово и назвать недостающую букву.
- Кликнуть по букве в нижнем квадрате (по порядку,
буква самостоятельно передвинется на своё место
в слове). - Кликнуть по картинке мышкой (предмет
самостоятельно двигается к слову).
Инструкция и оценка: Молодец, правильно
выполнил задание, путешествуем дальше.
Далее по клику мышки по треугольнику переходят
к следующему слайду.
9. Совершенствование чтения слогов с буквой Л.
Слайд 7
Инструкция: внимательно посмотри на буквы и
прочитай слоги по стрелочкам (ребёнок смотрит на
буквы и читает сначала обратный, затем прямой
слог).
Инструкция и оценка: Ты правильно выполнил
задание, молодец, следуем дальше.
Далее по клику мышки по треугольнику переходят
к следующему слайду.
10. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза,
внимания, мышления, совершенствование чтения
слов.
Слайд 8
Инструкция: перед тобой два домика, в котором
живут буквы. В домике с овальной крышей живут
буквы в кружках, а в домике с треугольной крышей
живут буквы в треугольниках. Найди букву, на
которую начинается название картинки, кликни по
букве мышкой и прочитай слово.
Алгоритм выполнения для ребёнка.
- Назвать картинку.
- Определить первый звук в названии
изображённого предмета и назвать букву. - Найти соответствующую букву (в круге или
треугольнике) и кликнуть по букве мышкой
(самостоятельно двигается к слову). - Прочитать слово.
Инструкция и оценка: Молодец, правильно
выполнил задание, путешествуем дальше.
Далее по клику мышки по треугольнику переходят
к следующему слайду.
11. Развитие буквенного гнозиса,
зрительного внимания.
Слайд 9
Инструкция: перед тобой лабиринт с буквами.
Проведи Алису по лабиринту и собери правильно
расположенные буквы. Кликни мышкой по буквам,
прочти слово и подари Алисе торт.
Алгоритм выполнения для ребёнка.
- Внимательно посмотреть на буквы.
- Найти правильно расположенную букву, назвать
её, кликнуть по ней мышкой (буква Т
самостоятельно по щелчку двигается в кружок
внизу слайда). - Аналогично выполнить задание и найти следующие
буквы (буквы О, Р, Т). - Прочитать получившееся слово (ТОРТ).
- Кликнуть по изображению Алисы (если правильно
собрал буквы, то Алиса пройдёт по лабиринту).
Инструкция и оценка: Молодец, справился с
заданием, продолжим наше путешествие.
Далее по клику мышки по треугольнику переходят
к следующему слайду.
12. Развитие слогового анализа,
совершенствование чтения слов.
Слайд 10
Инструкция: перед тобой четыре домика, в
каждом из них живут слова. Цифра на домике
соответствует количеству слогов в слове.
Прочитай слова. Сосчитай слоги и распредели
слова по домикам с соответствующей цифрой,
кликнув мышкой по слову.
Алгоритм выполнения для ребёнка.
- Прочитать слово.
- Сосчитать и назвать количество слогов в слове и
кликнуть по нему мышкой (слово самостоятельно по
щелчку двигается в нужный домик). - Аналогично выполнить задание с другими словами.
Инструкция и оценка: ты справился с заданием,
молодец. А теперь продолжим играть.
Далее по клику мышки по треугольнику переходят
к следующему слайду.
13. Развитие звукового анализа,
мышления, памяти.
Слайд 11
Инструкция: перед тобой картинки. Назови
картинку, расположенную в синем квадрате. Найди
картинки, в названии которых столько же звуков,
сколько в названии картинки в квадрате. Кликни по
выбранной картинке.
Алгоритм выполнения для ребёнка.
- Назвать выбранное изображённое существо.
- Сосчитать и назвать количество звуков в слове.
- Кликнуть мышкой, если количество звуков в
названном слове столько, сколько и в названии
изображённого героя в синем квадрате. При
правильном выполнении задания предмет
увеличится в размере (РЫБА, ГНОМ, ОСЁЛ, СЛОН). - Назвать оставшихся героев и кликнуть мышкой
(картинки исчезнут).
Далее по клику мышки по треугольнику переходят
к следующему слайду.
14. Итог занятия.
Сегодня мы путешествовали вместе с буквами Р и
Л. Молодец, ты справился с играми, помог буквам
выполнить трудные задания, поэтому они дарят
тебе похвалюшку (ребёнку вручается яркая цветная
картинка размером 6х6 см)
Общие рекомендации к использованию
презентации:
- Педагог может использовать все игры данной
презентации на одном занятии или разделить их на
несколько индивидуальных занятий в соответствии
с возможностями ребёнка и этапом работы со
звуками [Р]–[Р’]–[Л]–[Л’]. - Компьютерной мышкой необходимо кликать строго
по букве или картинке, в противном случае
возможен переход на другой слайд. Если такой
случай произошёл, то необходимо вернуться к
данному слайду и продолжить выполнение задания.
ВСЕМ ЖЕЛАЮ УДАЧИ!