Индивидуальность учащегося и ученический коллектив

  • Нечаева Юлия Викторовна, заместитель директора по УВР

В Национальной образовательной
инициативе “Наша новая школа” президент РФ Д.
Медведев определил главные задачи современной
школы – “раскрытие способностей каждого
ученика, воспитание порядочного и патриотичного
человека, личности, готовой к жизни в
высокотехнологичном, конкурентном мире”.

Современное обучение должно быть
построено так, чтобы выпускники школ “могли
самостоятельно ставить и достигать серьёзных
целей, умело реагировать на разные жизненные
ситуации”.

Осуществляя поставленные президентом
задачи – “помочь ребятам найти себя в будущем,
стать самостоятельными, творческими и
уверенными в себе людьми” – педагог должен
верно понимать значение слова
“индивидуальность”, знать разные подходы,
которые позволят добиваться высоких результатов
в раскрытии индивидуальности каждого ученика, и
на основе этого формировать сплоченный
ученический коллектив класса, школы.

Сегодня среди педагогов и ученых еще
не выработан единый подход в понимании и
определении “индивидуальности” ученика.
Различают биологическую и социальную
индивидуальность. Сам термин
“индивидуальность” означает единство
многообразных качеств, составляющих
человеческую неповторимость. Индивидуальность
человека как личности определяется как “феномен
социальный”. Индивидуальность проявляется в
специфике интересов, мотивов, потребностей и
способностей человека.

Вернее использовать
“индивидуальность” в значении самобытности,
уникальности человека.

“Индивидуальность” либо формируется
и с определенного момента уже не меняется
(“человек сформировался”) – и тогда это
“совокупность особенностей”, либо развивается
– и тогда это “автономность” по процессу и
“самобытность” по результату [1, с. 40].

“Индивидуальность – неповторимое
своеобразие отдельного человека, совокупность
только ему присущих особенностей. Конкретное
сочетание мыслей, чувств, проявлений воли,
потребностей, переживаний, интеллекта,
склонностей. Способностей и др. особенностей
человека образует уникальную целостную
структуру переживающей и действующей личности”
[2; с. 105].

Человек как индивидуальность
развивается, приобретает социальные навыки,
нравственные и жизненные ценности в процессе
совместной деятельности и общения с другими
людьми. Такое общение и деятельность происходит
в коллективе.

Коллектив – это группа людей, которые
находятся в постоянном деловом и дружеском
общении друг с другом. Коллектив учащихся,
пришедших в школу получать качественное
образование и основы социальной культуры, – это
особая группа, так как она состоит из
формирующихся индивидуальностей учеников.
Учитель понимает, что каждый ученик в классе –
это особый мир, это индивидуальность, которую
надо раскрыть, что от него требуются особые
подходы к обучению и воспитанию учащегося.

Прежде всего, педагог должен
использовать дифференцированный подход к
ученикам в условиях классного коллектива. Между
классом как первичным коллективом и личностью
отдельного школьника есть промежуточное звено –
небольшая группа учеников, объединенных общими
интересами в области культуры, спорта, трудовой
деятельности и т.д. В процессе формирования таких
групп нельзя забывать о взаимной симпатии детей
и схожести их интересов.

В деятельности педагога по
организации коллектива класса можно выделить
три взаимосвязанных аспекта: 1) фронтальная
работа со всем детским коллективом; 2)
организация различных мероприятий, классных дел
с помощью групп учащихся, работа с которыми
составляет существо дифференцированного
подхода; 3) индивидуальные разноплановые
поручения ученикам.

Использование дифференцированного
подхода к учащимся как средства формирования
детского коллектива, как средства, влияющего на
развитие индивидуальности учеников, эффективно
в решении как учебных, так и воспитательных
задач.

В результате у школьников появляется
рост самодеятельности и самостоятельности. Это
происходит потому, что в условиях деятельности
небольшой группы ребят, связанных общей целью,
легче организовать любое дело на
самостоятельных началах, без непосредственного
участия взрослых. Например, при организации
классного мероприятия класс условно делится на
творческие группы. В этих мини-группах ребята
помогают друг другу, распределяют задания по
своим способностям. Одно подбирают
теоретический материал, другие оформляют
плакаты, третьи составляют задания викторины.
Такой подход способствует развитию
сотрудничества, самостоятельности,
взаимовыручки, служит средством развития
индивидуальных задатков и склонностей учеников.

Количество творческих групп в классе и
их состав время от времени меняются, или,
выполнив конкретную задачу, расформировывается.
Поэтому ее (творческую группу) нельзя считать
первичным коллективом, каким в школе является
только класс. Педагог, работающий с детским
коллективом, должен позаботиться о сплочении
ребят в достижении общей цели, иначе в классе
будет раздробленность.

В полной мере принцип активности
учеников, когда каждый чувствует свою значимость
и может реализовать свои индивидуальные
способности, осуществляет такая модель
организации воспитательного мероприятия или
определенного этапа на уроке, которую называют
методикой организации коллективного
творческого дела. Значимость каждого
коллективного творческого дела заключается в
том, что оно требует общего поиска,
взаимовыручки, взаимоподдержки. Ее главные
принципы: 1) воспитывать в совместной развивающей
деятельности школьников, предоставляя учащимся
максимально возможную самостоятельность в любой
момент их жизни, на каждом этапе организации
коллективных групповых дел, создавая вместе с
ними, а не вместо них; 2) обеспечивать смену ролей
и деятельности для каждого ученика, что ведет к
развитию их индивидуальности.

Важным условием работы модели
коллективной творческой деятельности является
создание нравственной и психологической
атмосферы, которую характеризует вера педагога в
возможность детей, вера в положительные
ценности, желание помочь раскрыться
индивидуальности каждого ученика.

Дифференцированный подход к учащимся
взаимосвязан с индивидуальным, так как,
организуя деятельность групп ребят,
объединенных общими интересами, педагог
получает возможность увидеть и понять
особенности, увлечения и способности каждого
своего воспитанника. Необходимо постоянно
стремиться находить целесообразные пути
привлечения всех учащихся, особенно так
называемых трудных подростков, к посильному
участию в организации классного коллектива,
вовлечении их в разнообразную внеурочную
деятельность по интересам.

Задача педагога состоит и в том, чтобы
с помощью системы поручений, постепенно
меняющихся и усложняющихся, формировать
личность и индивидуальность ученика.

Использование индивидуального
подхода в учебно-воспитательном процессе
позволяет педагогу улучшить отношение учащихся
к поручениям, благотворно влияет на мотивацию,
расширяет познавательные интересы ученика. При
индивидуализации учебно-воспитательного
процесса необходима “открытость” обучения и
воспитания, то есть предоставление школьнику
возможности выбора кружков, факультативов,
общественных поручений, работы над социальными
проектами.

Формирование воспитательного влияния
коллектива на личность зависит от того, какими
интересами живет коллектив, насколько дружны
ученики. Необходимым условием положительного
влияния коллектива на индивидуальность каждого
ученика является эмоциональное богатство жизни
коллектива. В детском коллективе должна царить
атмосфера взаимоуважения, взаимопонимания и
толерантности. Такая атмосфера формируется во
время выполнения учащимися общественных
поручений, творческих и социальных проектов и
т.д. Участвуя в общей работе, учащиеся
вовлекаются в совместный поиск, разделяют
радость успеха. Школьники не просто выполняют
учебную или воспитательную задачу, а учатся
сообща находить решение проблемы. Усилия одного
дополняются усилиями других. Каждый понимает и
ценит значимость другого.

Использование дифференцированного и
индивидуального подхода к школьникам в классном
коллективе связано как с задачей раскрытия и
развития индивидуальности ученика, так и с
решением задач профориентации, формирования
жизненных планов учащихся. Некоторые педагоги,
исходя из своего опыта, в индивидуальных
листах-карточках фиксируют познавательные
интересы, уровень успеваемости по предметам,
активность в выполнении общественных поручений.
Но главной линией деятельности любого учителя
при использовании дифференцированного и
индивидуального подхода остается ориентация
учащихся на подчинение интересов групп и
отдельных ребят интересам класса, а интересы
класса – интересам школьного коллектива.

Следовательно, в условиях единства
дифференцированного и индивидуального подхода
процесс влияния коллектива на индивидуальность
ученика становится для педагога более
эффективным.

Ощутив свою значимость и
востребованность в ученическом коллективе,
школьник сможет и в дальнейшей своей жизни идти
по дороге раскрытия своих талантов и
возможностей на благо общества.

Литература:

  1. Абрамова С.Г. Феномен
    индивидуальности в образовании// Новые ценности
    образования. Индивидуальность в образовании. –
    М.: НПО “Школа самоопределения”, 2004. – выпуск 2
    (17).

  2. Педагогический энциклопедический
    словарь/ Гл. ред. Бим-Бад. – М.: Большая Российская
    энциклопедия, 2002. – 528 с.: ил.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *