Информационные модели на графах. 8-й класс

  • Смогоржевская Светлана Юрьевна, учитель информатики

Цели: сформировать у учащихся понятие
«граф»; познакомить с видами графов;
сформировать навыки построения графов.

Требования к знаниям и умениям:

  • Учащиеся должны знать:
    • какая информационная модель представлена в
      виде графа;
    • какие типовые фигуры используются для
      построения блок-схемы.
  • Учащиеся должны уметь:
    • строить информационные модели на графах;
    • строить блок-схемы алгоритмов.

Программно-дидактическое обеспечение
урока:
ПК, презентация «Информационные
модели на графах» (Приложение 1),
карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

I. Постановка целей урока

  1. Информационную модель «схема метрополитена»
    можно назвать графом. Почему?
  2. Из чего состоит граф?
  3. Как построить свою родословную?

II. Проверка домашнего задания

Актуализация знаний

– Что такое «система»?
– Каким образом можно графически показать связь
между элементами системы?

III. Изложение нового материала

1. Определение понятия «граф» и его структуры

Для того, чтобы представить информацию о
составе и структуре системы графически,
необходимо в виде чертежа изобразить компоненты
системы и соединить их между собой какими-либо
линиями. Например:
Структура молекулы углеводорода: Здесь
компоненты системы (атомы) соединены между собой
линиями. Причем способ соединения выбран
определенный, так как при другом варианте
соединения получится другое вещество.

Такой чертеж будет называться граф.

2. Первичное восприятие информации.

Задание: прочитайте словарь урока.

Словарь урока

Граф – это средство для наглядного
представления состава и структуры системы.
Вершины графа – это компоненты системы
изображаемые кругами, овалами, прямоугольниками
и пр.
Дуга – это направленные линии (стрелки),
связывающие компоненты между собой определенным
образом.
Ребра – это ненаправленная линия,
связывающие компоненты между собой определенным
образом.
Дерево – это граф, предназначенный для
отображения вложенности, подчиненности,
наследования и т.п. между объектами. В таком графе
нет связанных по замкнутой линии вершин. Каждая
вершина связана только с верхней и не связана
больше ни с чем.
Блок-схема – это граф, отображающий
последовательность выполнения действий. Его
вершины отображают отдельные действия и
изображаются определенными геометрическими
фигурами, а связи изображаются дугами.

Приготовьте и заполните таблицу (Приложение 1. Слайды 2-8)


Термин Определение Примеры
Граф Схема метрополитена, структура молекул,
карта дорог, компьютерная сеть…
Вершины графа Станции метро, атомы в молекуле, города на
карте ; дорог…
Дуги Линии на родословном дереве
Ребра Линии, соединяющие атомы в молекуле, линии
дорог на карте дорог, линии дорог метрополитена
Ориентированный граф Различные классификации (биологические,
орга­низационные и др.)
Дерево Генеалогическое дерево, классификации,
файловая система
Сеть Всемирная паутина

Порядок формализации при создании графа
записать в тетрадь.

Рассмотреть решение задач (Приложение
1
. Слайды 10, 11)

IV. Закрепление изученного

Решите задачи. №1 Презентация информационные
модели на графах, (Приложение 1.
Слайд 7)

На следующем графе изображена система
возможного переливания крови. Изучите его и
укажите:

А) тип графа;
Б) вершины;
В) тип линий связей;
Г) какую кровь может получить человек с первой
группой, со второй группой, с третьей группой, с
четвертой группой крови.

Решить задачи.

Презентация информационные модели на графах. (Приложение 1. Слайды 13-14)

V. Домашнее задание: §7 (Семакин И.Г.
Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9-х
классов/И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков. –
2-е изд., ипр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г.)


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *