Информатика, как предмет изучения эффективных алгоритмов работы с информацией человеком

  • Швырев Евгений Геннадьевич, учитель информатики

В данной статье делается попытка рассказать о
предмете “Информатика” как о науке, связанной с
обработкой информации не только с помощью
компьютера, но и с помощью интеллекта. Т.е. в курсе
информатики должны быть рассмотрены эффективные
алгоритмы восприятия, обработки, хранения,
воспроизведения информации человеком
. Или
другими словами учить учеников учиться.

В ходе экспериментальных исследований были
исследованы различные алгоритмы обработки
информации учениками. Например, учащийся учит
параграф по следующему алгоритму: читает абзац,
далее его пересказывает, потом читает следующий
абзац — пересказывает и так циклически до конца
параграфа. Какова эффективность его работы с
точки зрения временных затрат, прочности,
долговременности и системности знаний? Об
эффективности здесь не может идти и речи. У
преподавателя возникают вопросы: Почему ученик
так учит параграф? Неужели это самый эффективный
способ изучения темы? Ответ на эти вопросы один:
его никто не научил эффективным алгоритмам
работы с параграфом, да и вообще с информацией. А
ведь таких алгоритмов, разработанных и
апробированных ведущими специалистами, много!

Ниже в качестве примера приводятся некоторые
алгоритмы эффективной обработки информации:

  1. Алгоритмы мотивации (подготовка для
    эффективного восприятия информации);
  2. Алгоритм чтения параграфа (эффективная обработка
    информации);
  3. Алгоритм повторения (для эффективного хранения
    информации);
  4. Алгоритм подготовки и выступления с докладом,
    рефератом и т.п. (эффективный алгоритм воспроизведения
    информации).

1. Алгоритмы мотивации

В зависимости от ситуации нужно использовать
различные алгоритмы мотивации
учебно-познавательной деятельности.

Алгоритм для старшеклассников “Картина
будущего” [5], проводимый в начале учебного года
(общая мотивация учения):

Алгоритм картины будущего

  • Определите свою цель на 1 год (окончание школы) и
    на 7 лет (окончание высшего учебного заведения)
    вперед.
  • Ярко и образно нарисуйте себе картину будущего:

— Кем Вы будете через 1 год, 7 лет?

— Какое Вы получите образование?

— Каков будет Ваш ежемесячный доход?

— Как Вы будете себя чувствовать?

— Какими будут Ваши перспективы на будущее?

  • Определите, что Вы должны сделать в течение
    каждого из этих интервалов времени, чтобы
    добиться этой цели.
  • Сформулируйте свой девиз на ближайшие 3 месяца.
    (Корректируйте его в дальнейшем.)

В данной статье пример алгоритма приведен в
краткой форме, но достаточной для понимания его
сути. Принцип работы данного алгоритма настолько
очевиден, что я оставлю его без комментариев.

Рассмотрим пример еще одного алгоритма,
воспитывающего волевые качества учеников.

Часто у учеников борются противоречивые
импульсы и желания. Например, надо учить уроки, а
хочется спать или пойти гулять. Этот феномен
известен в психологии под названием “борьба
мотивов” [5, стр. 158]. Как быть в таких ситуациях?
Ниже приведен пример алгоритма, как направить
всю энергию импульсов и желаний всех менее
значимых мотивов на мотивацию и достижения цели
более высокого уровня (более значимой для
ученика).

Алгоритм борьба мотивов

  1. Хочу ли я достичь своей цели?
  2. Хочется ли мне сейчас этим заниматься?
  3. Что мне хочется делать?
  4. Как соединить это с тем, что я решил сделать?

Рассмотрим пример для понимания сути
алгоритма. Ученице нужно выучить параграф по
информатике, но к ней в гости приходит ее друг, и
ей очень хочется быть с ним. Что делать? Прогнать
друга, учить параграф? Это не возможно, все мысли
о нем. В результате ни с другом пообщаться, ни к
занятиям приготовиться? Она воспользовалась
алгоритмом.

  1. Хочу ли я достичь своей цели? — Да хочу выучить
    параграф.
  2. Хочется ли мне сейчас этим заниматься? — Нет, я
    хочу быть с другом.
  3. Что мне хочется делать? — Быть рядом с моим
    любимым.
  4. Как соединить это с тем, что я решил сделать? — Я
    могу причитать параграф другу, а после мы в
    приятной обстановке
    обсудим прочитанное.

Здесь ученица соединила энергию двух мотивов
для достижения поставленной цели.

Прорабатывая алгоритмы мотивации с учащимися,
добиваемся, чтобы у учащихся сформировалось
четкое представление о том, что в начале любой
деятельности они должны хорошо представлять
цель занятия (т.е. конечный результат к чему
стремиться) и кроме этого они должны хотеть,
очень сильно хотеть этим заниматься, иначе
просто попусту потратят время.

Существуют еще множество алгоритмов для
подготовки учащихся к восприятию информации,
например:

  • алгоритмы снятия апатии;
  • алгоритмы мотивации не интересных им учебных
    предметов и тем;
  • алгоритмы управления вниманием.

2. Алгоритм чтения параграфа

Существует множество алгоритмов чтения. Многие
из них требуют специальной подготовки. Как,
например, интегральный алгоритм чтения [1, стр. 40],
предложенный в методике изучения быстрого
чтения. Чтобы правильно применить интегральный
алгоритм, нужны месяцы тренировки. Но есть и
такие алгоритмы, которые не требуют подготовки и
результат его эффективного действия виден сразу.
Ниже дан пример такого алгоритма.

Алгоритм “ОЧОГ” — сокращенное название по
первым буквам [4, стр. 89].

О — ориентировка. Прочитайте текст с целью
понять его главные мысли. Если надо, подчеркните
их, выпишите, повторите в памяти.

Ч—чтение. Прочитайте текст еще раз очень
внимательно и постарайтесь выделить
второстепенные детали. Установите связь между
ними и главными мыслями. Несколько раз повторите
в памяти главные мысли в их связи с
второстепенными.

О — обзор. Быстро просмотрите текст.
Проверьте, правильно ли вы связали главные мысли
с соответствующими второстепенными деталями.
Чтобы углубить понимание текста, поставьте
вопросы к главным мыслям.

Г — главное. Мысленно перескажите текст или
еще лучше, перескажите его кому-нибудь вслух,
вспоминая при этом главные мысли. Дайте ответы на
поставленные вопросы.

Как работает этот алгоритм? В данном алгоритме
главные мысли повторяются четыре раза,
естественно они лучше запомнятся. Кроме того,
запоминание происходит систематизировано. А
второстепенное, даже через большой интервал
времени, всплывает в памяти как образное
припоминания при вспоминании главных мыслей.

По такому алгоритму эффективно организовывать
работу с параграфом учащихся на уроке и дома.

3. Алгоритм повторения

Алгоритм повторения самый простой и наиболее
эффективный алгоритм в учебной деятельности.
Сначала для понимания сущности алгоритма нужно
рассказать учащимся теоретические сведения об
особенности памяти [3], о том, что запоминание идет
через повторение. Рассказать об эффективных
интервалах повторения. Например, у ученика через
неделю экзамен, как организовать эффективный
способ изучения материала. Прочитать в первый
день, повторить во второй, затем в третий и так
далее до начала экзаменов. Или прочитать в первый
и повторить перед экзаменом. Как эффективнее?

Для лучшего запоминания установлены
эффективные интервалы повторения. Это через 15
минут, 6 часов и день. Т.е. после изучения новой
темы, для лучшего запоминания, ученик должен
вечером дома (через 6 часов после занятий)
повторить учебный материал, и еще через день. В
данном случае обеспечивается наилучшая
прочность знаний. Оговоримся, что интервал в
пятнадцать минут обеспечивает сам учитель на
уроке.

4. Алгоритм подготовки и выступления

Как донести свои мысли до окружающих? Как
подготовить выступление, чтобы тебя слушали с
интересом? Каков должен быть ход изложения мысли?

Существуют множество алгоритмов подготовки
выступления, чтения лекций, управления
семинарскими занятиями.

В таблице 1 приложения 1 приведен
пример эффективного алгоритма подготовки
выступления [2, стр. 250]. Принцип действия
алгоритма настолько очевиден, что оставим его
без комментариев.

В данной статье мы хотели обратить ваше
внимание и показать вам, что существует много
эффективных способов обработки информации.
Обучая этими алгоритмами учащихся, мы на много
повысим эффективность обучения. А предметом,
который будет учить их работать с информацией,
будет информатика.

Литература

Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого
чтения: Первая ступень: Программа “Доминанта
2000-го года”. – М.: Прометей, 1991. – 160 с.: ил.

Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного
обучения. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 272 с.

Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и
когнитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.:
ил.

Лёзер Ф. Тренировка памяти. Пер. с нем. К. М.
Шоломия/Под ред. Ы. К. Корсаковой. — М.: Мир,
1979. 167 с. с ил.

Сидоренко Е. В. Мотивационный тренинг.- СПб.:
Речь, 2001 — 234 с.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *