Интегрирование уроков литературы

  • Гараева Гульчечек Шарафутдиновна, учитель татарского языка и литературы

«Нравственность и литература неразлучны.
Какова у народа литература, такова его
нравственность». Эти слова известного
татарского просветителя Р. Фахрутдинова ясно
раскрывают сущность труда учителя
литературы.

Татарская литература, как и все другие,
обладает огромными возможностями для решения
воспитательных задач, благодаря тому, что в ней
заложен концептуальный писательский взгляд на
мир как на целостную картину жизни. Начиная с
древних времен, творчество поэтов татарской
литературы: Кул Гали, Мухамедьяра и других
пронизано гуманизмом. Такие поэты, как М. Булгари,
М. Кули, У. Имани в течение нескольких веков
своими произведениями воспитывали преданность,
верность родине, нации, любовь к красоте, к труду,
те положительные качества, которые присущи
татарскому народу. И современная татарская
литература воспитывает своих читателей на
примере тех же идеалов. Творческие работы,
проведенные после изучения данных тем,
показывают, что учащиеся положительно
воспринимают эти идеалы.
Например, отрывок из работы ученика 9 класса:

«С древних времен народ считал, что доброта и
справедливость – духовная пища человека. А в
наше время как воспринимает душа человека такую
пищу? Такие прекрасные качества остались лишь на
словах или доказываются делом? Если посмотреть, и
среди нас есть люди, которые обладают данными
качествами. Они победили свою скупость и
жадность. Поэтому их уважают. Если мы
будем внимательны друг к другу, и совершим добрые
поступки, то наше будущее будет светлым
прекрасным».

«В литературном произведении даже неподвижная
гора начинает прыгать, петь, разговаривать с
облаками. Вот такую мощь и силу имеет
литературное произведение», – так пишет автор
альтернативной программы А.Яхин. Обучение по
данной программе дает возможность глубоко
вникнуть и понять литературное произведение. В
качестве примера приведу изучение стихотворения
М.Аглямова «Берданбер» («Единственная»). После
первого прочтения стихотворения дети не слишком
проявили свои чувства. На вопрос «О чем это
стихотворение?» они ответили односложно: «о
матери», «о войне», «о себе», «о любви». Далее
продолжается анализ по системе А. Яхина поиск
ответа на вопрос «О чем это стихотворение?». В
ходе анализа погружаются в стихотворение и
дети начинают верить в то, что поэт может
заставить и гору испытывать человеческие
чувства.

Как учит А. Яхин, ставится вопрос «О чем это
стихотворение?», стихотворение делится на две
части, устанавливается, что стихотворение о
матери лирического героя, об остальных матерях.
Через анализ выясняется значение понятия
«берд?нбер» (единственный). Если в первой части
речь шла о радостях любви, то во второй части
выясняется следующее: мать болеет, понимает, что
скоро умрет, муж рядом, на полу ползает
единственный малыш. Понятие «берд?нбер» и в этом
случае означает любовь, но в тоже время это и
прощание. Это слово теперь означает степень
чувства сожаления, превращается в вечную память
матери. После раскрытия значения стихотворения,
которое потрясло ребят, у них не осталось и следа
равнодушия, в глазах появились слезы.

Я считаю, что в нашей республике национальное
образование должно быть направлено не только на
овладение молодым поколением языковыми
навыками, на глубокое постижение лексической и
грамматической структур двух языков, но и
ориентировано на знание и уважение традиций и
самобытной культуры как татарского, так и
русского народов, на формирование у учащихся
толерантности, сопричастности к иным
национальным литературам России. В этой связи
особое значение приобретают уроки литературы,
которые нацелены на взаимообогащение и
взаимопроникновение двух культур и, прежде
всего, двух литератур. Если мы обратимся к
литературе относительно недавнего времени, то
увидим, что писателей, как русских, так и
татарских волновали общие проблемы. Одна из них
– трагедия народов во времена сталинских
репрессий.

Интегрированный урок, посвящённый этой теме,
можно провести в 11 классах. Цель – рассмотреть и
сравнить лагерную прозу двух народов. Основой
для сравнения могут стать произведения двух
литератур. Учащиеся в небольших докладах в
начале урока расскажут о том, что в русской
литературе к этой проблеме обращались такие
известные писатели как А.Солженицын, В. Шаламов,
Е, Гинзбург, А. Жигулин и другие. В татарской
литературе данная тема представлена такими
именами, как И.Салахов, Г. Тавлин, Р. Мухаммадиев,
Н. Давли, А. Гилязов, Э. Касымов, Л. Бадыкшан и
другие. Каждое из произведений этих писателей
по-своему освещает лагерную проблематику. Так,
например, АязГилязев даже спорит с А.
Солженицыным по поводу истоков репрессий,
считая, что они заложены в самой природе
русского шовинизма.Обратимся для сравнения к
двум романам. Это «опыт художественного
исследования» А. Солженицына «Архипелаг
ГУЛАГ» и роман «Черная Колыма» И. Салахова.
Сравним два произведения по следующим
параметрам:

1. Особенности композиции.
2. Своеобразие системы образов.
3. Авторская позиция.

«Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына – это глубокое
художественное исследование исторической эпохи.
Автор прослеживает не только свою личную судьбу,
но и судьбы практически всех народов, заселявших
некогда СССР. Он подробно и обстоятельно
показывает всю систему, весь механизм
«Сталинской машины», характер которого можно
проследить даже на уровне названии 7-ми частей
произведения.

Книга И. Салахова не менее энциклопедична.
Однако это последовательное изложение, прежде
всего, трагической судьбы главного героя
(автора-повествователя). Салахов обращается к
осмыслению «кровавой эпохи» на татарской
национальной почве и достоверно описывает
репрессии по отношению к татарской
интеллигенции 30-х годов, в частности к
литераторам.

Особое место в двух произведениях занимает
проблема взаимоотношения государства и
личности. Это основной конфликт обоих
произведений. Большое место занимает у двух
писателей тема Человека, связанная, прежде всего,
с разрешением этого конфликта. Важным моментом
сопоставления двух произведений становится и
авторская позиция по отношению к описанному,
которая так ярко проявляется в лирических и
философских рассуждениях обоих писателей. Два
художника приходят к выводу, что бесчеловечная
порочная социальная система порождена самим
человеком и поэтому должна быть уничтожена,
прежде всего, путем внутреннего обновления
человека, его души, развития в нем нравственных
качеств, гуманного отношения человека ко всему
живому.

Как видим, писатели, являющиеся, прежде всего
представителями своего народа, стремятся к
общечеловеческим ценностям. Им свойственно
планетарное мышление, забота обо всем
человечестве. К этому выводу приходят
старшеклассники в процессе обсуждения на уроке
двух произведений.

Так, сравнивая произведения двух разных
литератур, мы учимся понимать то главное, что
присуще любому народу независимо от
вероисповедания и национального уклада жизни:
воспевание высоких нравственных качеств и
призыв к духовности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *