Интегрированный урок химия + информатика в 10-м классе по теме Предельные одноатомные спирты

  • Уранова Маргарита Валентиновна, учитель информатики
  • Чухина Марина Александровна, учитель химии

Цели урока:

  • Химия: углубление и совершенствование знаний
    свойств предельных спиртов, навыков
    самоконтроля с использованием современной
    техники.
  • Информатика: приобретение опыта
    использования методов информатики и средств
    информационных технологий при изучении химии.

№ п/п

Вид задач

Химия

Информатика

1. Обучающая обобщить и углубить знания об
одноатомных предельных спиртах;

совершенствовать
умения решать расчетные задачи;

совершенствовать умения работать с учебником и
дополнительной литературой.

Совершенствовать умения и навыки
работы с различными видами информации и умения
работать с программой PowerPoint.
2. Развивающая совершенствовать навыки адекватной
самооценки и самоконтроля;

развивать умения
работать с источниками информации;

совершенствовать мыслительные операции
(выделять главное, делать выводы и пр.).

Развивать познавательный интерес,
творческие способности в информационной
деятельности в области химии.
3. Воспитательная воспитывать культуру умственного
труда;

формировать основы здорового образа
жизни.

воспитание чувства ответственности за
результаты своего труда;

формирование
установки на позитивную социальную деятельность
в информационном обществе.

Урок №1

Учащимся предлагается обобщить материал, ранее
изученный, и попробовать углубиться в
теоретические основы данной темы. А помощником в
этом будет современная компьютерная техника.

Тему «Предельные одноатомные спирты»
учащиеся изучали на протяжении нескольких
уроков, и учитель предлагает проверить уровень
знаний учеников по теме.

Так как в классе всего двенадцать компьютеров,
ребята работают по путевым листам. В уроке три
этапа: тестирование, решение задач повышенной
сложности по химии, выполнение заданий по
компьютерному моделированию. С какого задания
начать выполнять работу, указано в путевом листе.

Дата___________________________

Ф. И. О. учащегося___________________________________________


ЭТАПЫ УРОКА УРОВЕНЬ ОЦЕНКА
1. Тест по химии
2. Задача по химии
3. Компьютерное моделирование

Учитель предлагает его оформить.

Для того чтобы проверить базовый уровень
знаний, учащиеся выполняют задания теста,
который содержит в себе три уровня: А, В, С.
Учащиеся выбирают любой уровень, каждый из них по
пять вопросов. Рабочее время — 15 минут.

Компьютер выдаст оценку; если ученики с ней не
согласны, можно попробовать пройти еще раз.
Оценка фиксируется в путевом листе и
показывается учителю.

Вторая группа ребят работает по углублению
теоретического материала с использованием
записей в тетради и дополнительной литературы.
Итоговое решение предоставляют учителю. Затем,
по мере освобождения компьютеров учащиеся
меняются местами.

Правила работы с тестом.

Ученикам предлагается тест проверки знаний по
теме: «Предельные одноатомные спирты». Учащиеся
должны читать вопросы внимательно, не торопясь,
использовать при ответе на вопрос нужные
клавиши: цифровую клавиатуру и клавишу ввода.

Правила выставления оценки.

Уровень 1

если ученик ответил на все вопросы, то он
получает оценку «три»;

если была допущена одна ошибка, то ученик
получает оценку «два», читает теорию, которая
появляется на экране монитора, и повторно
проходит тестирование.

Уровень 2

если ученик ответил правильно на все вопросы,
то он получает оценку «четыре»;

если была допущена одна ошибка, то — «три»,
более двух ошибок — «два». При получении оценки
«два» на экране появляется теория. Ученик
должен внимательно ее прочитать и выбрать
следующее: либо ему необходимо перейти на первый
уровень, либо повторно пройти тестирование.

Уровень 3

если ученик ответил правильно на все вопросы,
то он получает оценку «пять»;

если была допущена одна ошибка, получает оценку
«четыре», две ошибки — оценку «три», более двух
ошибок — оценку «два». При получении оценки
«два» или «три», ученик должен выбрать первый
или второй уровень или повторно
протестироваться.

Перемена

Во время перемены необходимо проверить решение
задач и проанализировать соответствие уровней.

Урок №2

Учитель подводит итог: некоторые учащиеся:,
неправильно оценив своивозможности, выбрали
низкий уровень теста, а справились с решением
более сложных задач. Больше уверенности в своих
силах!

Большинство учащихся: реально оценили свой
базовый уровень знаний и при решении задач
подтвердили его и попытались решать более
сложные задачи.

Некоторым учащимся: не удалось справиться с
волнением, и они получили за тест оценки, которые
не соответствуют их реальным знаниям. При
решении задач таких ошибок не было. Надо работать
над своими нервно-психическими процессами, иначе
в ответственный момент вступительных экзаменов
в ВУЗ они могут вас подвести.

Следующий этап урока.

Диалог учитель — ученик:

При изучении раздела «Применение предельных
одноатомных спиртов» мы с вами касались
народнохозяйственного значения данного класса
веществ.

Где же применяются спирты?

Отвечают учащиеся:

В качестве растворителей, для производства
искусственных каучуков, в качестве топлива, для
синтеза новых органических веществ.

Вопрос учителя:

Какие два спирта, имея одинаковый алкогольный
запах, отличаются по физиологическому
воздействию на организм человека?

Отвечают учащиеся:

Метиловый и этиловый.

Метиловый спирт более сильный яд, чем этиловый.

Сообщение учителя:

На уроках мы с вами говорили о том, что
неумеренное употребление этилового спирта
приводит к нарушению психики, ухудшению
состоянию здоровья, социальным и семейным
проблемам, росту преступности. Еще Пифагор
говорил: «Пьянство есть упражнение в безумии». Я
предлагаю вам создать мультимедийную
презентацию, которая позволит увидеть все
пагубное и негативное, что влечет за собой
алкоголь. В этом вам помогут те иллюстрации,
которые вы подбирали в процессе изучения темы, и
мультимедийная презентация.

(Сообщение учителя информатики о формах работы
и установочных данных).

Учитель предлагает создать мультимедийную
презентацию по теме «Предельные одноатомные
спирты» или, другими словами, создать
презентацию, используя программу PowerPoint. Если
каждый будет в отдельности создавать
презентацию, то не хватит урока. Поэтому данный
текст, который предложил учитель химии,
необходимо разбить на маленькие части (сколько
учеников в классе, столько и частей). И каждый
составляет свой слайд к данной части текста.
Затем слайды собираем в единую презентацию и
видим чудо!

Основные правила создания презентации указаны
в памятке «Создание мультимедийной
презентации».

Вспомним основные возможности программы PowerPoint,
которая предназначена для создания презентации.

Отвечают учащиеся:

  • создание презентации;
  • вставка текста, рисунков, фигур, видео, звука;
  • форматирование текста;
  • создание гиперссылок;
  • создание управляющих кнопок;
  • сортировка слайдов;
  • создание эффектов анимации;
  • демонстрация презентаций.

Учитель вводит определенные условия для
составления мультимедийной презентации:

На карточке, которую получает учащийся, указан
порядковый номер слайда. Под данным номером
ученик будет сохранять слайд в папку Мои
документы, например, №1, №2 и т. д.

Текст, который будет оформлять учащийся,
напечатан на раздаточном материале.

Указан номер рисунка, который ученик вставит на
слайд из коллекции рисунков «Вредные привычки».
Коллекцию рисунков к данному уроку по данной
теме оформляет учащийся, а в подборе картинок
принимает участие весь класс.

Анализируя работу каждого на предыдущих
уроках, учитель подготовил индивидуальные
задания, соответствующие тому уровню, на который
в данный момент ученик знает материал темы.

Критерий оценки.


Оценка «3» (уровень А) «4» (уровень В) «5» (уровень С)
Действия вставка рисунка

вставка объекта Word Art

вставка рисунка;

вставка объекта Word Art;

вставка текста;

выбор фона

вставка рисунка;

вставка объекта Word Art;

вставка текста;

выбор фона;

использование анимации

Те, кто закончит свою часть программы, отдыхают,
выполняют задание «Кто идет за Клинским».
(Смотри приложение к уроку).

А те, кто выполнял задание «Кто идет за
Клинским», составляют слайд мультимедийной
презентации. (Учащиеся поменялись местами).

Потом учитель информатики собирает слайды в
единую презентацию.

Слова учителя химии (обращается к классу):

Компьютер — очень необходимое современному
человеку устройство, без которого развитие науки
и всей цивилизации уже немыслимо. Но, к сожалению,
длительная работа на компьютерах приводит к
изменениям в здоровье человека, и в первую
очередь влияет на зрение.

Предлагается выполнить небольшое упражнение,
для того чтобы снять напряжение со зрительных
нервов.

Зарядка для глаз + релаксация под музыку (10
минут).

Гимнастика для глаз.

Посмотреть на зеленый цвет.

Посмотреть на близкую точку и на далекий
предмет (5 раз).

Зажмурить глаза, расслабить (глаза закрыты) (5
раз).

Глаза закрыты. Посмотреть вправо, влево, вниз,
вверх (5 раз).

Глаза закрыты. Глазами рисуем круг (5 раз в одну
сторону, 5 раз в другую).

Глаза закрыты. Глазами рисуем восьмерку (5 раз
по горизонтали, 5 раз по вертикали).

Оставаясь с закрытыми глазами, расслабляемся и
слушаем музыку.

Выполняя разгрузочное задание, учащиеся должны
были произвести расчет. Необходимо его озвучить.
Заслушивается ответ учащихся по выполнению
расчетного задания.

Ответ учащегося:

Сорт «Крепкое»

Пиво — 0,5л. — 8%:

В 100 г. пива — 8 г. спирта

В 500 г. пива — Х г. спирта

Х==40 г.
спирта.

Водка:

В 100 г. водки — 40 г. спирта

Х г. водки — 4 г. спирта

Х==100 г.
водки.

Сорт «Светлое»

Пиво — 0,5л. — 5%:

В 100 г. пива — 5 г. спирта

В 500 г. пива — Х г. спирта

Х==25 г.
спирта.

Водка:

В 100 г. водки — 40 г. спирта

Х г. водки — 25 г. спирта

Х==62,5 г.
водки.

Учитель химии подводит итог:

Да, не все так легко и безобидно, как кажется на
первый взгляд.

А теперь давайте посмотрим, что же нам удалось
сегодня создать?

Создали прекрасную мультимедийную
презентацию, направленную на воспитание
здорового образа жизни.

Труд учащихся будет использован в
воспитательной работе всей школы.

Учитель информатики подводит итог:

Ребятами была создана презентация, состоящая
из слайдов. Но для того, чтобы получилось
действительно мультимедийное пособие, учитель
добавил слайд, в котором использовал вставку
видеофильма из файла, сопроводил презентацию
музыкой и добавил последний слайд об авторах
данной презентации.

Ребята выступили в роли создателей
мультимедийного пособия. Но нет предела
совершенству человеческой мысли и
изобретательности. Предлагается просмотреть
фрагмент презентации, созданной ученицей 11
класса города Москвы. Учитель просит обратить
внимание на те моменты, которые пока не доступны,
но не вызовут вопросов учащихся и проблем при
дальнейшем изучении информатики (вставка теста).
Тест составлен на языке программирования DELPHI.

Сообщение учащимся:

Ивановский областной информационный центр в
апреле месяце проводит конкурс среди учащихся
Ивановской области по созданию мультимедийных
презентаций. Учитель предлагает принять участие
в этом конкурсе и со всеми положениями и
критериями знакомит в индивидуальном порядке.

В конце урока учащимся предлагается оценить
свою работу и работу учителей на уроке по
пятибалльной системе:

Сложность материала.

Интерес.

Своя оценка работы на уроке.

(Учащиеся заполняют анкеты.)

Учителя благодарят всех за плодотворную
работу, которая позволила вспомнить, обобщить
уже изученный материал и углубиться в решение
более сложных вопросов.

Большое спасибо!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *