- Уранова Маргарита Валентиновна, учитель информатики
- Чухина Марина Александровна, учитель химии
Цели урока:
- Химия: углубление и совершенствование знаний
свойств предельных спиртов, навыков
самоконтроля с использованием современной
техники. - Информатика: приобретение опыта
использования методов информатики и средств
информационных технологий при изучении химии.
№ п/п |
Вид задач |
Химия |
Информатика |
1. | Обучающая | обобщить и углубить знания об одноатомных предельных спиртах; совершенствовать совершенствовать умения работать с учебником и |
Совершенствовать умения и навыки работы с различными видами информации и умения работать с программой PowerPoint. |
2. | Развивающая | совершенствовать навыки адекватной самооценки и самоконтроля; развивать умения совершенствовать мыслительные операции |
Развивать познавательный интерес, творческие способности в информационной деятельности в области химии. |
3. | Воспитательная | воспитывать культуру умственного труда; формировать основы здорового образа |
воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование |
Урок №1
Учащимся предлагается обобщить материал, ранее
изученный, и попробовать углубиться в
теоретические основы данной темы. А помощником в
этом будет современная компьютерная техника.
Тему «Предельные одноатомные спирты»
учащиеся изучали на протяжении нескольких
уроков, и учитель предлагает проверить уровень
знаний учеников по теме.
Так как в классе всего двенадцать компьютеров,
ребята работают по путевым листам. В уроке три
этапа: тестирование, решение задач повышенной
сложности по химии, выполнение заданий по
компьютерному моделированию. С какого задания
начать выполнять работу, указано в путевом листе.
Дата___________________________
Ф. И. О. учащегося___________________________________________
ЭТАПЫ УРОКА | УРОВЕНЬ | ОЦЕНКА |
1. Тест по химии | ||
2. Задача по химии | ||
3. Компьютерное моделирование |
Учитель предлагает его оформить.
Для того чтобы проверить базовый уровень
знаний, учащиеся выполняют задания теста,
который содержит в себе три уровня: А, В, С.
Учащиеся выбирают любой уровень, каждый из них по
пять вопросов. Рабочее время — 15 минут.
Компьютер выдаст оценку; если ученики с ней не
согласны, можно попробовать пройти еще раз.
Оценка фиксируется в путевом листе и
показывается учителю.
Вторая группа ребят работает по углублению
теоретического материала с использованием
записей в тетради и дополнительной литературы.
Итоговое решение предоставляют учителю. Затем,
по мере освобождения компьютеров учащиеся
меняются местами.
Правила работы с тестом.
Ученикам предлагается тест проверки знаний по
теме: «Предельные одноатомные спирты». Учащиеся
должны читать вопросы внимательно, не торопясь,
использовать при ответе на вопрос нужные
клавиши: цифровую клавиатуру и клавишу ввода.
Правила выставления оценки.
Уровень 1
если ученик ответил на все вопросы, то он
получает оценку «три»;
если была допущена одна ошибка, то ученик
получает оценку «два», читает теорию, которая
появляется на экране монитора, и повторно
проходит тестирование.
Уровень 2
если ученик ответил правильно на все вопросы,
то он получает оценку «четыре»;
если была допущена одна ошибка, то — «три»,
более двух ошибок — «два». При получении оценки
«два» на экране появляется теория. Ученик
должен внимательно ее прочитать и выбрать
следующее: либо ему необходимо перейти на первый
уровень, либо повторно пройти тестирование.
Уровень 3
если ученик ответил правильно на все вопросы,
то он получает оценку «пять»;
если была допущена одна ошибка, получает оценку
«четыре», две ошибки — оценку «три», более двух
ошибок — оценку «два». При получении оценки
«два» или «три», ученик должен выбрать первый
или второй уровень или повторно
протестироваться.
Перемена
Во время перемены необходимо проверить решение
задач и проанализировать соответствие уровней.
Урок №2
Учитель подводит итог: некоторые учащиеся:,
неправильно оценив своивозможности, выбрали
низкий уровень теста, а справились с решением
более сложных задач. Больше уверенности в своих
силах!
Большинство учащихся: реально оценили свой
базовый уровень знаний и при решении задач
подтвердили его и попытались решать более
сложные задачи.
Некоторым учащимся: не удалось справиться с
волнением, и они получили за тест оценки, которые
не соответствуют их реальным знаниям. При
решении задач таких ошибок не было. Надо работать
над своими нервно-психическими процессами, иначе
в ответственный момент вступительных экзаменов
в ВУЗ они могут вас подвести.
Следующий этап урока.
Диалог учитель — ученик:
При изучении раздела «Применение предельных
одноатомных спиртов» мы с вами касались
народнохозяйственного значения данного класса
веществ.
Где же применяются спирты?
Отвечают учащиеся:
В качестве растворителей, для производства
искусственных каучуков, в качестве топлива, для
синтеза новых органических веществ.
Вопрос учителя:
Какие два спирта, имея одинаковый алкогольный
запах, отличаются по физиологическому
воздействию на организм человека?
Отвечают учащиеся:
Метиловый и этиловый.
Метиловый спирт более сильный яд, чем этиловый.
Сообщение учителя:
На уроках мы с вами говорили о том, что
неумеренное употребление этилового спирта
приводит к нарушению психики, ухудшению
состоянию здоровья, социальным и семейным
проблемам, росту преступности. Еще Пифагор
говорил: «Пьянство есть упражнение в безумии». Я
предлагаю вам создать мультимедийную
презентацию, которая позволит увидеть все
пагубное и негативное, что влечет за собой
алкоголь. В этом вам помогут те иллюстрации,
которые вы подбирали в процессе изучения темы, и
мультимедийная презентация.
(Сообщение учителя информатики о формах работы
и установочных данных).
Учитель предлагает создать мультимедийную
презентацию по теме «Предельные одноатомные
спирты» или, другими словами, создать
презентацию, используя программу PowerPoint. Если
каждый будет в отдельности создавать
презентацию, то не хватит урока. Поэтому данный
текст, который предложил учитель химии,
необходимо разбить на маленькие части (сколько
учеников в классе, столько и частей). И каждый
составляет свой слайд к данной части текста.
Затем слайды собираем в единую презентацию и
видим чудо!
Основные правила создания презентации указаны
в памятке «Создание мультимедийной
презентации».
Вспомним основные возможности программы PowerPoint,
которая предназначена для создания презентации.
Отвечают учащиеся:
- создание презентации;
- вставка текста, рисунков, фигур, видео, звука;
- форматирование текста;
- создание гиперссылок;
- создание управляющих кнопок;
- сортировка слайдов;
- создание эффектов анимации;
- демонстрация презентаций.
Учитель вводит определенные условия для
составления мультимедийной презентации:
На карточке, которую получает учащийся, указан
порядковый номер слайда. Под данным номером
ученик будет сохранять слайд в папку Мои
документы, например, №1, №2 и т. д.
Текст, который будет оформлять учащийся,
напечатан на раздаточном материале.
Указан номер рисунка, который ученик вставит на
слайд из коллекции рисунков «Вредные привычки».
Коллекцию рисунков к данному уроку по данной
теме оформляет учащийся, а в подборе картинок
принимает участие весь класс.
Анализируя работу каждого на предыдущих
уроках, учитель подготовил индивидуальные
задания, соответствующие тому уровню, на который
в данный момент ученик знает материал темы.
Критерий оценки.
Оценка | «3» (уровень А) | «4» (уровень В) | «5» (уровень С) |
Действия | вставка рисунка
вставка объекта Word Art |
вставка рисунка;
вставка объекта Word Art; вставка текста; выбор фона |
вставка рисунка;
вставка объекта Word Art; вставка текста; выбор фона; использование анимации |
Те, кто закончит свою часть программы, отдыхают,
выполняют задание «Кто идет за Клинским».
(Смотри приложение к уроку).
А те, кто выполнял задание «Кто идет за
Клинским», составляют слайд мультимедийной
презентации. (Учащиеся поменялись местами).
Потом учитель информатики собирает слайды в
единую презентацию.
Слова учителя химии (обращается к классу):
Компьютер — очень необходимое современному
человеку устройство, без которого развитие науки
и всей цивилизации уже немыслимо. Но, к сожалению,
длительная работа на компьютерах приводит к
изменениям в здоровье человека, и в первую
очередь влияет на зрение.
Предлагается выполнить небольшое упражнение,
для того чтобы снять напряжение со зрительных
нервов.
Зарядка для глаз + релаксация под музыку (10
минут).
Гимнастика для глаз.
Посмотреть на зеленый цвет.
Посмотреть на близкую точку и на далекий
предмет (5 раз).
Зажмурить глаза, расслабить (глаза закрыты) (5
раз).
Глаза закрыты. Посмотреть вправо, влево, вниз,
вверх (5 раз).
Глаза закрыты. Глазами рисуем круг (5 раз в одну
сторону, 5 раз в другую).
Глаза закрыты. Глазами рисуем восьмерку (5 раз
по горизонтали, 5 раз по вертикали).
Оставаясь с закрытыми глазами, расслабляемся и
слушаем музыку.
Выполняя разгрузочное задание, учащиеся должны
были произвести расчет. Необходимо его озвучить.
Заслушивается ответ учащихся по выполнению
расчетного задания.
Ответ учащегося:
Сорт «Крепкое»
Пиво — 0,5л. — 8%:
В 100 г. пива — 8 г. спирта
В 500 г. пива — Х г. спирта
Х==40 г.
спирта.
Водка:
В 100 г. водки — 40 г. спирта
Х г. водки — 4 г. спирта
Х==100 г.
водки.
Сорт «Светлое»
Пиво — 0,5л. — 5%:
В 100 г. пива — 5 г. спирта
В 500 г. пива — Х г. спирта
Х==25 г.
спирта.
Водка:
В 100 г. водки — 40 г. спирта
Х г. водки — 25 г. спирта
Х==62,5 г.
водки.
Учитель химии подводит итог:
Да, не все так легко и безобидно, как кажется на
первый взгляд.
А теперь давайте посмотрим, что же нам удалось
сегодня создать?
Создали прекрасную мультимедийную
презентацию, направленную на воспитание
здорового образа жизни.
Труд учащихся будет использован в
воспитательной работе всей школы.
Учитель информатики подводит итог:
Ребятами была создана презентация, состоящая
из слайдов. Но для того, чтобы получилось
действительно мультимедийное пособие, учитель
добавил слайд, в котором использовал вставку
видеофильма из файла, сопроводил презентацию
музыкой и добавил последний слайд об авторах
данной презентации.
Ребята выступили в роли создателей
мультимедийного пособия. Но нет предела
совершенству человеческой мысли и
изобретательности. Предлагается просмотреть
фрагмент презентации, созданной ученицей 11
класса города Москвы. Учитель просит обратить
внимание на те моменты, которые пока не доступны,
но не вызовут вопросов учащихся и проблем при
дальнейшем изучении информатики (вставка теста).
Тест составлен на языке программирования DELPHI.
Сообщение учащимся:
Ивановский областной информационный центр в
апреле месяце проводит конкурс среди учащихся
Ивановской области по созданию мультимедийных
презентаций. Учитель предлагает принять участие
в этом конкурсе и со всеми положениями и
критериями знакомит в индивидуальном порядке.
В конце урока учащимся предлагается оценить
свою работу и работу учителей на уроке по
пятибалльной системе:
Сложность материала.
Интерес.
Своя оценка работы на уроке.
(Учащиеся заполняют анкеты.)
Учителя благодарят всех за плодотворную
работу, которая позволила вспомнить, обобщить
уже изученный материал и углубиться в решение
более сложных вопросов.
Большое спасибо!