Интегрированный урок музыка + природоведение + литературное чтение Санкт-Петербург. Белые ночи

  • Романова Тамара Валерьевна, учитель начальных классов и музыки

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (43,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: обобщающий урок.

Цели:

  • Образовательные:
    • обобщить и углубить знания учащихся о
      Санкт-Петербурге на основе изучения
      исторических фактов, литературных и музыкальных
      произведений.
  • Обучающие:
    • учить выполнять сравнительный анализ
      произведений искусства и делать выводы;
    • закреплять умение пересказывать научный текст;
    • работать над выразительностью чтения
      поэтических произведений.
  • Развивающие:
    • развивать логическое мышление;
    • совершенствовать мыслительные операции
      анализа, синтеза, сравнения и обобщения;
    • совершенствовать дикцию;
    • развивать связную речь;
    • развивать музыкальный слух.
  • Воспитательные:
    • воспитывать патриотизм, чувство гордости и
      любви к своей стране;
    • вызывать интерес к изучению истории России и её
      городов;
    • прививать культуру слушания литературных и
      музыкальных произведений, а также выступления
      перед публикой.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, компьютер, экран;
  • презентация;
  • аудиозаписи:
  • официальный Гимн Санкт-Петербурга,
  • неофициальный Гимн к трёхсотлетию
    Санкт-Петербурга «Санкт-Петербург – Гордая
    белая птица».
  • портреты А.С.Пушкина, К.Г.Паустовского,
    П.И.Чайковского.

ХОД УРОКА

I.Оргмомент. Постановка темы и цели урока

Задача: организовать учащихся,
поставить перед ними цель работы.

Учитель: (Слайд 1) Здравствуйте, ребята.
Я приветствую вас на борту корабля. (Слайд
2)Сегодня нас ждёт необычный урок. Мы отправимся в
путешествие. В течение всего года мы побывали в
разных странах и городах. На этот раз наш путь
лежит на север. Нас ждёт Санкт-Петербург. А
главной нашей задачей является сбор интересной
информации. Вы уже знаете, что её можно найти в
учебнике природоведения, в стихах, картинах,
музыкальных произведениях, а также своими
знаниями могут поделиться ребята, побывавшие в
это удивительном городе. Итак, в путь!

II. Подготовка к восприятию

Задача: эмоционально настроить на
восприятие материала.

Звучит официальный гимн Санкт-Петербурга
(Слова Олега Чупрова, музыка Глиэра)

(Слайд 3) Державный град, возвышайся над Невою,
(Слайд 4) Как дивный храм, ты сердцам открыт!
(Слайд 5) Сияй в веках красотой живою,
(Слайд 6) Дыханье твое Медный всадник хранит.

(Слайд 7) Несокрушим – ты смог в года лихие
(Слайд 8) Преодолеть все бури и ветра!
(Слайд 9) С морской душой,
(Слайд 10) Бессмертен, как Россия,
(Слайд 11) Плыви, фрегат, под парусом Петра!

(Слайд 12) Санкт-Петербург, оставайся вечно
молод!
Грядущий день озарен тобой.
Так расцветай, наш прекрасный город!
Высокая честь – жить единой
судьбой!

Во время звучания последнего куплета на
экране возникает текст гимна с указанием его
авторов.

III. Повторение изученного (природоведение)

Задачи:

  • вспомнить факты из истории Санкт-Петербурга,
    рассмотренные на уроке природоведения,
    проведённом накануне;
  • обобщить и дополнить знания детей с помощью
    знакомства со стихотворением А.С.Пушкина;
  • расширять словарный запас учащихся.

К доске выходят трое учащихся. Их рассказ
сопровождается соответствующими слайдами
презентации.

Первый: (Слайд 13) Триста лет назад, 16
мая 1703 года, в устье Невы был заложен чудесный
град Петров – Санкт-Петербург – один из
красивейших городов мира. Город начался со
строительства Петропавловской крепости. Пётр
сам выбрал место для её закладки. (Слайд 14) При
Петре было начато сооружение Петропавловского
собора с необычным золочёным шпилем*. (Слайд 15)
Собор долгое время считался самым высоким
зданием России.
(Слайд 16) Новый город строился по чёткому плану.
Прокладывались прямые улицы с ровными рядами
домов. (Слайд 17) Петербург украшали многие
известные зодчие*. (Слайд 18) Горожане и гости
любовались прекрасными дворцами знати, (Слайд
19) домами зажиточных людей, чудесными парками.
(Слайд 20) На берегу Невы было возведено здание
Адмиралтейства (Слайд 21) и рядом верфь* для
строительства (Слайд 22) судов.

Второй: Пётр I особо почитал князя
Александра Невского. (Слайд 23) В честь этого
святого в Санкт-Петербурге была выстроена
Александро-Невская лавра. (Слайд 24) По
преданию, на месте, где стоит лавра, и произошла
знаменитая битва со шведами. В лавру были
перенесены останки князя Александра Невского.
(Слайд 25) От Адмиралтейства до
Александро-Невской лавры протянулась главная
улица Санкт-Петербурга – Невский проспект.
Но всё это великолепие создавалось тяжким трудом
людей. (Слайд 26) Глухие, необжитые края,
топкая, болотистая местность были малопригодны
для житья. Людям приходилось ютиться в шалашах,
землянках, ходить по непролазной грязи. (Слайд
27) Не хватало и хлеба. От голода, холода и
непосильного труда погибли тысячи людей. Но,
несмотря ни на что, город рос. Город на Неве стал
столицей.

Третий: (Слайд 28)

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася, бедный челн* (Слайд 29)
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца*;
(Слайд 30) И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел. И думал он: (Слайд 31)
Отсель* грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно*, (Слайд 31*)
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

(А.С.Пушкин)

Во время рассказа на экране также возникают
новые для детей слова и выражения (обозначенные в
тексте *) и их толкование.

Шпиль – остроконечный конусообразный
стержень, которым заканчивается верхушка здания.
Зодчий – то же, что архитектор.
Верфь – предприятие для постройки судов.
Челн – лодка.
Чухонец – прежнее название эстонцев, а
также карело-финского населения окрестностей
Санкт-Петербурга.
Отсель – отсюда.
В Европу прорубить окно – наладить морское
и речное сообщение со странами Европы.

IV. Физкультминутка

(Слайд 32) Мы – туристы!

Мы туристы, мы в пути.
Веселей, дружок, иди!
Легче выдох, глубже вдох.
Путь неблизок, недалёк.
Впереди течёт ручей,
Перепрыгнем поскорей.

От зелёного причала
Оттолкнулся пароход
Он назад шагнул сначала,
А потом шагнул вперёд,
И поплыл, поплыл по речке.
Набирая полный ход.
Видно, держит путь далече:
– До свиданья, пароход!

V. Новый материал

Задачи:

  • познакомить с природным явлением белых ночей на
    основе изучения произведений разных жанров
    искусства;
  • поработать над выразительными средствами,
    использованными в произведениях;
  • расширять эмоциональный опыт детей.

Учитель: (Слайд 33) Санкт-Петербург
является одним из величайших городов мира.
Основанный Петром I в XVIII веке, он по праву
гордится доблестной историей и грандиозными
культурными ценностями.

Ученик: (Слайд 34)

Медный всадник (отрывок)

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
(Слайд 35) Невы державное теченье,
Береговой её гранит, (Слайд 36)
Твоих оград узор чугунный, (Слайд 37)
Твоих задумчивых ночей
(Слайд 38) Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
(Слайд 39) И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла, (Слайд 40)
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса, (Слайд 41)
Одна заря затмить другую (Слайд 42)
Спешит, дав ночи полчаса.

(А.С.Пушкин)

Учитель: (Слайд 43) Белые ночи –
поистине волшебное явление природы. Оно ежегодно
происходит в северных городах в конце весны –
начале лета. В это время «тьма ночная» длится там
крайне непродолжительно, то есть вся ночь
состоит лишь из сумерек. Вблизи полярных кругов
это явление наблюдается в период солнцестояния.
В Санкт-Петербурге период очень светлых ночей
длится с конца мая до середины июля. Пожалуй,
каждый человек, хоть раз наблюдавший белые ночи,
запомнит их на всю жизнь по тому особому
душевному состоянию, какое навевает это
чудо-явление.
Такое «особое» состояние запечатлел в рассказе
«Белая ночь» К.Г.Паустовский. (Слайд 44)

К доске выходит ребёнок и читает наизусть.

Ученик:

Белая ночь (отрывок)

Я не знаю, как лучше назвать томительный свет
белой ночи. Загадочным? Или магическим?
Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью
природы – столько в них бледного воздуха и
призрачного блеска фольги и серебра.
Человек не может примириться с неизбежным
исчезновением этой красоты, этих очаровательных
ночей. Поэтому, должно быть, белые ночи, и
вызывают своей непрочностью лёгкую печаль, как
всё прекрасное, когда оно обречено жить недолго.

(К.Г.Паустовский)

Учитель: Ребята, что в отрывках
произведений А.С.Пушкина и К.Г.Паустовского
обращает главное внимание – описание белых
ночей как природного явления или восхищение
человека этим явлением?
Сравните образные выражения, использованные
авторами при описании белых ночей(Слайд 45): в чём
их сходство и различие.


А.С.Пушкин К.Г.Паустовский
Задумчивые ночи Очаровательные ночи
Блеск безлунный Призрачный блеск фольги и серебра
Прозрачный сумрак Бледный воздух; томительный свет, загадочный,
магический

Послушайте пьесу «Май. Белые ночи» из
фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена
года». Закройте глаза и попробуйте представить
себе то, что рассказывает вам музыка. (Слайд 45*)
Созвучен ли характер музыки характеру
литературных произведений?
Какие их приведённых выше образных выражений
наиболее точно передают содержание музыки?

VI. Физкультминутка для глаз «Дельфины» (на
презентации – cлайд 46)

VII. Углубление знаний

Задача: расширить и углубить
знания учащихся о Санкт-Петербурге с опорой на
жизненный опыт ребят, побывавших в городе на
Неве.

Учитель: (Слайд 47) Санкт-Петербург…
Город Святого Петра… Он манит к себе людей,
очаровывает и навсегда остаётся в их сердцах. И
некоторые ребята из нашего класса тоже побывали
в этом удивительном городе. (Слайд 48 остаётся
пустым, так как каждый учитель, который
воспользуется презентацией, сможет вставить
свои фотографии, а столь широкую публикацию
фотографий из семейных архивов моих учеников я
считаю не этичной)

Дети, побывавшие в Санкт-Петербурге, делятся
своими впечатлениями. В это время на экране
экспонируются фотографии из их семейного архива.

8. Итог урока

Задачи:

  • подвести итоги «путешествия»;
  • закрепить знания учащихся;
  • создать эмоциональный настрой на подобную
    работу в будущем .

Учитель: (Слайд 49) Наше путешествие
подходит к концу. Пора возвращаться. Что же мы
увезём с собой? Какие знания? Поделитесь, что
нового вы узнали о Санкт-Петербурге? Что
показалось особенно интересным?
Мы уплываем, но, надеюсь, в вашей памяти останутся
прекрасные воспоминания о нашем путешествии,
гордость от того, что в нашей стране есть такой
город. И хотя мы не живём в Санкт-Петербурге,
думаю, что мы в полной мере разделим восхищение
этим городом, выраженное в песне, посвящённой
300летию Санкт-Петербурга. Слушайте, смотрите и
подпевайте.

(Слайды 50-105) На экране неофициального
гимна Санкт-Петербурга «Санкт-Петербург –
гордая белая птица» (исполняет Олег Кваша и
Детский Хор телевидения и радио
Санкт-Петербурга).

(Слайд 50) Вступление
(Слайд 51) Город проснулся с утра
(Слайд 52) Полупрозрачным и светлым.
(Слайд 53) Тысячи просек Петра
(Слайд 54) Вымыты ливнем и ветром.
(Слайд 55) Встали на место мосты,
(Слайд 56) Вспыхнули острые шпили…
(Слайд 57) И закружили, (Слайд 58) и закружили
(Слайд 59) Город петровской (Слайд 60) мечты.
(Слайд 61) Санкт-Петербург –
(Слайд 62) Гордая белая птица.
(Слайд 63) Санкт-Петербург –
(Слайд 64) Бронзовый царь и (Слайд 64*) царица.
(Слайд 65) Санкт-Петербург –
(Слайд 66) Славы российской столица.
(Слайд 67) Это частица, (Слайд 68)сердца частица,
(Слайд 69) Город наш, Санкт-Петербург.
(Слайд 70) Мимо людей и (Слайд 71) машин,
(Слайд 72) Вдоль островов и каналов
(Слайд 73) Мы всё куда-то спешим
(Слайд 74) Между великим и малым.
(Слайд 75) Любим и здесь же грешим.
(Слайд 76) Верим и рвемся к спасенью…
(Слайд 77) От поколения (Слайд 78) к поколенью
(Слайд 79) В городе нашей души.

Повторение припева, проигрыш и припев – слайды
80-105.

(Валерий Панфилов)

(Слайд 106)

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Алеев В.В. Музыка. 4 кл. В 2 ч. Ч. 2: учеб. для
    общеобразоват. учреждений/ В.В.Алеев. – 2-е изд.,
    стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 78, [2]с.: илл.;
  2. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по
    курсу «Окружающий мир»: 4 класс. – 2-е изд.,
    перераб. и доп. М.: ВАКО, 2010. – 400 с. – (В помощь
    школьному учителю);
  3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь
    русского языка: 80000 слов и фразеологических
    выражений/ Росскийская АН.; Росский фонд
    культуры; – 3-е изд., стереотип. – М.: АЗЪ, 1996. – 928
    с.;
  4. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 4 кл.
    нач. шк. В 2 ч. Ч. 2/ А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. – 4-е
    изд. – М.: Просвещение, 2006. – 207 с.: илл.;
  5. Советский энциклопедический словарь. – М.:
    Советская энциклопедия, 1979. – 1600 с.: илл.;
  6. www.citytowers.ru/viewtopic.php?id=924;
  7. http://images.yandex.ru/yandsearch;
  8. http://narnel.far.ru/23-1.html
  9. www.posternazakaz.ru/shop/category/108/82/;
  10. http://video.yandex.ru/;
  11. http://www.youtube.com/watch?v=NgJNVukHcn8;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *