Интегрированный урок по физике и математике в 9-м классе: Решение задач по динамике

  • Маликова Ирина Владимировна, учитель
  • Щукина Ирина Павловна, учитель

Цели урока:

  • Образовательная:
    • научить применять имеющиеся знания к различным
      теоретическим и практическим заданиям;
    • повторить основные законы, определения, понятия
      и формулы в ходе игры;
    • применить математические знания, навыки и
      умения при решении физических задач;
    • показать связь между физикой и математикой
  • Воспитательная:
    • формирование навыков коллективной работы;
    • формирование сознательной дисциплины;
    • воспитание уважительного отношения друг к
      другу, к точке зрения товарищей;
    • повышение познавательной деятельности и
      активности учащихся;
    • воспитание умения достойно проигрывать,
      анализировать пробелы и промахи
  • Развивающая:
    • развитие познавательного интереса к физике
      и математике;
    • развитие речи учащихся, навыков выступления
      перед аудиторией;
    • развитие логического и аналитического
      мышления;
    • развитие коммуникативных способностей;
    • развитие культуры общения.

Форма урока: урок-соревнование.

ХОД УРОКА

Дорогие ребята! Мы рады видеть вас на
интегрированном физико-математическом уроке.
Тема урока: «Решение задач по динамике». Девиз
урока: «Пока мы едины – мы непобедимы».

Кто не любит путешествовать? Наверно, таких
людей нет. А если вы отправляетесь в дорогу со
своими друзьями, на своих машинах – это вдвойне
интересно.

Представьте себе, что вы давно дружите, но
живете в разных городах. И вот, наконец, вы решили
встретиться. Местом встречи выбрали один из
живописных уголков нашей необъятной Родины –
водопад Дружбы. Он находится высоко в горах, а,
значит, путешествие будет нелегким. Вас ждут
тяжелые подъемы, затяжные спуски, крутые
повороты. Но ведь радость встречи с друзьями
стоит того. Тем более что ту команду, которая к
месту встречи приедет первой, ждет сюрприз.

С каждой командой отправляется по два
наблюдателя, которые будут следить за качеством
прохождения маршрута. У каждого из вас есть
маршрутный лист, и есть общий маршрутный лист
команды. За прохождение каждого участка пути
команда получает баллы. Командный балл
рассчитывается следующим образом: находиться
среднее арифметическое баллов, полученных
каждым участником команды; индивидуальный балл и
командный балл в путеводные листы выставляют
наблюдатели. Отслеживать прохождение маршрута
по карте каждой командой будет координатор, он же
будет объявлять общий счет.

Чтобы путешествие было безопасным, машины
должны пройти техосмотр.

1. Техосмотр

Законы или определения, приведенные
ниже, имеют ряд неточностей и недостатков.
Попробуйте с помощью дополнительного блока дать
правильные формулировки. Время выполнения – 6
мин.

  • Перемещением тела называется отрезок,
    соединяющий начальное и конечное положения тела.
  • Скорость равномерного прямолинейного движения
    – это путь, пройденный телом за единицу времени.
  • Механическим движением тела называется
    изменение его положения в пространстве.
  • Прямолинейным равномерным движением
    называется движение, при котором тело за равные
    промежутки времени проходит одинаковые пути.
  • Ускорение – это величина, численно равная
    отношению скорости ко времени.
  • Сила – это изменение скорости тела.
  • Движение, при котором скорость с течением
    времени не меняется, называется
    равнопеременным движением.
  • Ускорение всегда совпадает по направлению со
    скоростью.

Дополнительный блок

  • Системы отсчета
  • Меняется
  • Вдоль одной и той же прямой
  • Направленный
  • Любые
  • Относительно других тел
  • Вектор изменения скорости
  • Равные промежутки времени
  • Одинаковые перемещения
  • Величина, численно равная
  • Не всегда
  • Одинаково
  • Прямой
  • Изменения
  • Причина

В приведенных формулах имеются ошибки.
Найдите их и исправьте. Время – 3 мин

  • при равнозамедленном движении V = Vo + t
  • при равноускоренном движении a = V/t
  • второй закон Ньютона: а = m/F
  • сила трения: F = µ m
  • путь при равноускоренном движении без
    начальной скорости: S = Vo + at2/2

2. Решение задач

Начинаем путешествие. Оно состоит из
нескольких этапов. Задачи, предложенные на этих
этапах, каждый решает самостоятельно, а один член
команды работает у доски. Комментирует задачу
тот, кто решает ее первым. Если задача решена
верно, команда получает дополнительно 0,5 балла за
скорость решения в общий зачет.

ЭТАП 1

Автомобиль массой 1500 кг трогается с места и за
время 10 с проходит путь, равный 20 м, по
горизонтальной дороге. Коэффициент трения 0,05.
Какова сила тяги автомобиля?

ЭТАП 2

Старт позади. Группа равномерно едет по дороге,
любуясь осенним пейзажем.
Изменилась ли сила тяги автомобиля?

ЭТАП 3

Перед первой группой первая трудность в пути –
подъем с углом наклона 300. Определить, с каким
ускорением должен двигаться автомобиль, чтобы
преодолеть этот подъем.
Подниматься в гору всегда тяжелее, чем
спускаться. Но водители знают, почему нельзя
ослаблять внимание и осторожность при спуске: на
пути второй группы идущая под гору дорога с углом
наклона 30 0. Определить ускорение машины, если
водитель выключил двигатель.

ЭТАП 4

Впереди знак, указывающий, что дорога делает
поворот радиусом 25 м. С какой наибольшей
скоростью могут ехать автомобили, чтобы сделать
нужный поворот?

ЭТАП 5

На пути первой группы оказался овраг. Радиус
его кривизны 50 м. Найти силу давления
автомобиля в нижней точке оврага.
Вторая группа увидела, что через овраг перекинут
мост. Радиус кривизны моста 30 м. Рассчитать силу
реакции моста, когда автомобиль находится в
верхней точке моста.

ЭТАП 6

Приближается конец путешествия. Впереди уже
слышен шум водопада, и…, наконец, долгожданная
встреча.

Подведем итоги

Сегодня мы очередной раз убедились, что дружба
между людьми помогает преодолевать трудности и
добиваться намеченной цели. И мы еще раз
убедились в крепкой дружбе математики и физики.
Если этот урок проводить как открытый, то во
время решения задач можно предложить гостям
презентацию фотографий, которые создавали бы
видимость путешествия по стране. Мы начинали
этот урок с фотографий нашей местности, а
закончили конечным пунктом назначения – горным
водопадом. При желании можно использовать
шумовые эффекты.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *