Интегрированное мероприятие по физике и музыке Эйнштейн и музыка

  • Морозова Елена Петровна, учитель музыки
  • Русакович Оксана Юрьевна, учитель физики и информатики

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (1,6 МБ)

Загрузить презентацию (334,3 кБ)

Цели урока:

  1. Рассказать, насколько всесторонне развиты
    могут быть выдающиеся люди.
  2. Показать, что обучение должно быть
    всесторонним, только в этом случае будет весомый
    результат.
  3. Показать на примере Эйнштейна, что
    самообразование — одна из форм
    совершенствования.
  4. На примерах выдающихся людей показать,
    насколько благотворно влияет и воздействует
    музыка на развитие личности.


Ход мероприятия

1.Вступление:

1 ведущий: Мало кто знает, что великие люди
известные в какой-либо области науки зачастую
бывают еще и очень талантливы в области музыки,
изобразительного искусства.

Но этот их труд оказывается в тени научных
открытий и достижений, и поэтому о нем редко
упоминают, а то и вовсе забывают.

Одной из таких выдающихся личностей был
Альберт Эйнштейн, который кроме физики еще много
занимался музыкой. Он очень умело играл на
скрипке.

Об этом и многом другом интересном пойдет
сегодня речь.

2 ведущий: Музыка и исследовательская работа
в области физики различны по происхождению, но
связаны между собой единством цели —
стремлением выразить неизвестное. Их реакции
различны, но они дополняют друг друга. Наука
раскрывает неизвестное в Природе, а музыка — в
человеческой душе, причем именно то, что не может
быть раскрыто в иной форме, кроме музыки. (Презентация
1)

Выдающийся физик — теоретик, один из
создателей квантовой механики и общей теории
поля, лауреат Нобелевской премии Вернер
Гейзенберг в своей философской работе “Часть и
целое” заметил: “Науку делают люди. Об этом
естественном обстоятельстве легко забывают; еще
одно напоминание о нем может способствовать
уменьшению прискорбной пропасти между двумя
культурами – гуманитарно-художественной и
научно-технической”.

На самом деле пропасть эта кажущаяся,
созданная, скорее, нашим сознанием. Наука и
искусство — это проявление одной и той же
общечеловеческой культуры, между которыми
существует глубокая внутренняя связь. Она имеет
место, прежде всего, вследствие наличия
изначальной гармонии, присущей Природе. Это
всегда интуитивно тонко чувствовали и творцы
современной физики, для которых ее значение
выходило далеко за пределы технологии.

3 ведущий: Особое место во
взаимопроникновении двух областей знания
принадлежит соотношению теоретической физики и
музыки — двух могущественных методов познания
мира.

Еще Готфрид Вильгельм Лейбниц (1649 – 1716) —
выдающийся немецкий ученый и философ утверждал,
что музыка – это “имитация универсальной
гармонии, вложенной Богом в мир”. Он сравнивал
музыку с упорядоченностью мироздания: “Ничто
так не приятно для чувств, как
созвучность в музыке, а для разума – созвучность
природы, по отношению к которой первая — лишь
малый образец”.

Смысл его жизни составляла Наука. Ей он был
предан, в ней он находил убежище, она была
причиной его обособленности. Вообще разница
между жизнью и смертью для Эйнштейна заключалась
в том, может ли он еще или уже не в состоянии
заниматься физикой. Но и музыка была его любовью.
Как от образа Планка неотделим рояль, так от
образа Эйнштейна неотделима скрипка.

4 ведущий: Музыка считалась медициной духа.
Имя ПИФАГОРА, великого древнегреческого ученого,
знакомо всем. Однако не все знают, что научные
интересы Пифагора затрагивали не только
математику, физику, но и музыку. И если на первый
взгляд математика, физика и музыка далеки Друг от
друга, то для автора знаменитой теоремы эти сферы
— чисел и звуков — находятся в нерасторженном
единстве. Пифагор заявлял о гармонии небесных
сфер, как о музыкальном звучании планет, о
музыкально-числовой структуре космоса и о
“катараксисе”, как очищении человеческой души
через музыку. Используя изобретённый им лично
МОНОХОРД — прибор для изучения свойств звука,
Пифагор открыл ряд акустических законов и
физико-математические соотношения звуков.

Его последователь — древнегреческий механик
КТЕСИБИИ, используя его звуковые открытия,
изобрел первый орган — ГИДРАВЛОС, который
работал на водяной основе и являлся главным
атрибутом всех торжественных церемоний.

Композитор, лютнист, физик, великий математик и
отец гениального астронома Галилео Галилея,
ВЕНЧЕНЦО ГАЛИЛЕИ создал одноголосную монодию
(мелодию). Таким образом, гомофонная музыка
появилась после полифонической.

Русский композитор Игорь Федорович
Стравинский говорил: “Музыка — гораздо ближе к
математике и физике, чем к литературе — возможно,
не к самой математике, но определенно к
математическому мышлению и физическим
взаимодействиям”. И, конечно же, не случайно
русский композитор и математик Милий Алексеевич
Балакирев, который учился, а затем преподавал
математику в Казанском университете, во время
контрольных и самостоятельных работ своих
студентов садился за рояль и играл классическую
музыку.

5 ведущий: (Презентация 2) В классической
музыке есть нечто мощное, красивое, трогательное
и ускользающее, что отсутствует в музыке другого
рода. Она может выразить то, что невозможно
перевести на язык каждодневной жизни. В ней, как и
в религии, заключается некая главная тайна, а
таинственное – это самое интересное из того, что
мы можем испытать, – сказал Альберт Эйнштейн.

Детство Эйнштейна прошло в музыкальной
атмосфере. Его мать обладала большими
музыкальными способностями, которые и
унаследовал Альберт. В течение многих лет его
излюбленным занятием была игра на рояле в четыре
руки с матерью или младшей сестрой Майей, а также
сочинение вариаций на собственные музыкальные
темы. Игре на скрипке Эйнштейн начал учиться в
детстве. В начале он воспринимал эти уроки как
скучную обязанность, но однажды услышал сонаты
Моцарта, которые покорили его своей грацией и
эмоциональностью.

Эйнштейн писал: “Я брал уроки игры на скрипке с
6 до 14 лет, но мне не везло с учителями, для которых
занятия музыкой ограничивались механическими
упражнениями. По настоящему я начал заниматься
лишь в возрасте около 13 лет, главным образом
после того, как “влюбился” в сонаты Моцарта.
Пытаясь хоть в какой-то мере передать
художественное содержание и неповторимое
изящество, я почувствовал необходимость
совершенствовать технику — именно так, а не
путем систематических упражнений я добился в
этом успеха. Вообще я уверен, что любовь — лучший
учитель, чем чувства долга, во всяком случае, в
отношении меня это справедливо”.

6 ведущий: Презентация 3.

1 ведущий: А теперь проверим, как вы слушали.
Для этого проведем небольшую игру. На экране вы
видите кроссворд. За правильно угаданное слово
участник получает утешительный приз. (Приложение)

1 ведущий: Предлагаем вашему вниманию
просмотреть зарисовки художников на тему:
“Теория относительности Эйнштейна — глазами
современных художников – графиков”.

1 ведущий: Подведение итогов: Что раскрывает
нам параллель Эйнштейн — Музыка? “Музыка для
Эйнштейна, о которой говорил Манфред Клайн, и
отношение Эйнштейна к музыке — частная
иллюстрация важнейшей черты науки и культуры
нашего столетия. XVIII был веком разума, XIX век —
науки, XX век — радикально преобразующего
вмешательства науки во все стороны материальной,
интеллектуальной, эмоциональной и эстетической
жизни человечества. Современная наука — это уже
не сова Минервы, она вылетает не ночью, когда
дневные заботы окончились. Ее характер, стиль и
эффект скорее ассоциируется с началом дня или с
весной — с началом подлинной истории
человечества”.

В 1982 на английском языке вышла книга Джуппе
Кальоти “ Динамика неоднозначности”. Эта книга
о соответствии в современном мире науки и
искусства. Жизнь и творчество гениального
мыслителя XX столетия Альберта Эйнштейна – яркая
иллюстрация взаимосвязи и взаимопроникновения
науки и искусства.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *