Интеллектуально-развлекательная игра Крестики-нолики

  • Тишина Евгения Анатольевна, учитель начальных классов

Задачи игры: дать ребятам
возможность показать свои знания по широкому
кругу вопросов, касающихся окружающей жизни и не
связанных напрямую с учебными предметами;
развивать творческие способности; воспитывать
умение работать в коллективе.

В зале, на стене или на доске, оформлено
игровое поле, пример возможного оформления на
“рис. 1” и на дополнительной дискете. Рисунков,
изображающих конкурсы должно быть 9, по числу
самих конкурсов. Вся группа детей должна быть
поделена на две команды: “КРЕСТИКИ” и “НОЛИКИ”
— соответствующие знаки и будут эмблемой каждой
из команд. Команды имеют возможность сами
выбирать последовательность конкурсов. После
окончания конкурса жюри объявляет, какая из
команд одержала победу. Итоги вносятся в таблицу,
если побеждает команда “КРЕСТИКИ”, то в клетке с
номером конкурса появляется “Х”, а если —
“НОЛИКИ”, то “О”. Конечный результат может быть
подведён пересчётом “Х” и “О” или, как в
настоящей игре: составлением столбика, строчки
или диагонали одинаковых знаков – об этом
организатор договаривается заранее с командами.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ХОД ИГРЫ.

Семь
нот.

Эта часть игры проводится как фрагмент
известной игры “Два рояля”, командам
вывешиваются семь листочков (предварительно на
каждом из листочков пишут одно слово из
известной песни), так чтобы слов не было видно.
Команды по очереди называют, какую карточку они
хотели бы открыть. Карточка переворачивается,
теперь команда должна спеть любую песню, в
которой есть это слово. Побеждает та команда,
которая отгадывает песню первой. Организатор
может подготовить 3, 5 загаданных песен, тогда
побеждает команда, которая наберёт большее
количество баллов.

Например могут быть загаданы
следующие отрывки из песен:

Первый тур:

проблем

не

знаю

как

тебя

поймала

мой

Второй тур:

на

полке

в
магазине

ни кто

не

подходил теперь

Третий тур:

хочется

верить

что

всё

уже

кончилось

только бы

Четвёртый тур:

локоны

её

я

схожу

с ума

ребята

губки

Пятый тур:

дела

расскажи-ка

милая где была

за тобою

бегала

Ответы: Глюкоза “Невеста”, песенка
Чебурашки, Любэ “Давай за…”, Премьер – министр
“Два бриллианта”, песенка Волка и Зайца из
мультфильма “Ну, погоди!”.

Блиц.

В этом
туре вопросы задаются на время, за одну минуту
команда должна ответить на максимальное
количество вопросов. У членов команд нет время на
обдумывание ответа.

Вопросы для первой команды:

— Как называются цифры на дверях
квартир?
— На крайнем севере это животное впрягают в сани.
— Замёрзшая вода.
— Боевой клич.
— Головной убор и страна.
— Если его не бросить, то корабль уплывёт.
— Хоккейный “мяч”.
— Тёплая – претёплая шуба, мехом внутрь.
— Сахар в кусочках.
— Сумка с дырками.
— Низ обуви.
— Плот на переправе.
— Два в квадрате.
— Половина диаметра окружности.
— Девочка, живущая в цветке.

Ответы: номер, олень, лёд, ура,
панама, якорь, шайба, тулуп, рафинад, авоська,
подошва, паром, 4, радиус, Дюймовочка.

Вопросы для второй команды:

— Два стальных коня по воде несут меня.
— Что мастера боится.
— Простынка для самых маленьких.
— Самый короткий месяц.
— Накидка для лампочки.
— Главный специалист по дымоходам.
— Единица измерения угла.
— Сказочная шапка.
— Держатель кроны.
— Непосещение школы без уважительной причины.
— Количество падежей в русском языке.
— Квадратный корень из 9.
— Колючка на розе.
— Что вдоль рек не ставят?
— Внучка Деда Мороза.

Ответы: коньки, дело, пелёнка,
февраль, абажур, трубочист, градус, невидимка,
ствол, прогул, 6, 3, шип, мост, Снегурочка.

Театр.

Для
проведения этого конкурса необходимо
приготовить следующее оборудование: швабра,
пустое ведро, стул, ложка. Один участник команды
вытягивает карточку, с написанным на ней
заданием.

— Если кто-то и не видел, то обязательно
слышал, что есть такой танец “С саблями” из
балета А. Хачатуряна “Спартак”. Вообще,
танцевать с разными предметами в руках очень
просто. Попробуйте станцевать с предметом,
который обычно не используется в танце.
Придумайте танец…

со шваброй;
со стулом;
с ведром;
с ложкой.

Небылица.

Варианты
названий записаны на карточках. Один участник
команды вытягивает карточку с определённым
заданием. На обдумывание даётся 3 – 5 минут,
работа ведётся устно.

— Сочините историю про …

собаку, которая жила в холодильнике;
ворону, которая любила кататься на велосипеде;
щуку, которая играла на гитаре;
майского жука, который боялся высоты.

Радуга.

Для выполнения задания каждой команде
потребуются: альбомный лист, набор карандашей,
ластик. Каждая команда вытягивает карточку с
заданием, выполняет рисунок в течение 5 – 10 минут.


Раньше у каждого города был свой герб. Недавно в
одной стране решили возобновить эту традицию.
Причём решили сделать так, чтобы свой герб не
только у каждого города, но и у каждой деревни.
Попробуйте нарисовать герб для деревни, которая
называется:

Сыроежкино;
Барабашкино;
Ватрушкино;
Одуванчиково.

Старт.

Для
эстафеты необходимо следующее оборудование: 2
скакалки, 2 мяча, 2 платка или косынки для
связывания ног, 2 воздушных шарика.

бег со связанными ногами;
бег со скакалкой;
бег с шариком между ногами;
прыжки на одной ноге;
бег с мячиком, который зажат между двумя детьми;
ведение мяча правой рукой;
ведение мяча левой рукой.

Весёлые цифры.

Каждая команда получает листок с
примерами, которые необходимо решить за 5 минут.

— Поставьте знаки, так чтобы равенства
были верны.

7 7 7 7=1
7 7 7 7=2
7 7 7 7=3
7 7 7 7=4

Угадай-ка.

Командам предлагается разгадать чайнворд
за определённое время

Вопросы для чайнворда:

  • Цветная конфеткина рубашка из фольги.
  • Задняя часть корабля и транспортного самолёта.
  • Главарь и предводитель у разбойников.
  • Тревожный звон колокола, сигнал о пожаре.
  • “Летающая” посудина неизвестного
    происхождения.
  • Сборник карт из портфеля любого школьника.
  • Ночная птица, бывает мелкой и крупной.
  • Беспозвоночное животное, наживка для рыбы.
  • Кастрюля туриста, а также мужская шляпа.
  • Комната для занятий в школе.

Кино.

Названия кинофильмов записаны на
отдельных карточках, один человек из команды
вытягивает карточку с заданием. На обдумывание
даётся 3 – 5 минут. Участвовать должна, по
возможности, вся команда.

— Изобразить без слов фрагмент из
кинофильма, так чтобы другая команда отгадала:

“Морозко”;
“Буратино”;
“Красная шапочка”;
“Золушка”.

Награждение победителей.

Знакомство с действием
«УМНОЖЕНИЕ».

Задачи:

  • познакомить учащихся с новым действием
    «умножение», раскрыть конкретный смысл
    действия, повторить название компонентов при
    «+»;
  • развивать математическую речь, внимание;
  • воспитывать представления о здоровом образе
    жизни.

Оборудование: карточки индивидуальной
работы учащихся, карточка работы учителя, флаг
большой чёрно-белый, набор цветных фигур, набор
чисел, 6 маленьких цветных флажков, фломастеры.

Примечание: дети ведут работу в
индивидуальных карточках, она показана на
странице 6, у учителя точно такая же карточка,
только больших размеров; за каждое правильно
выполненное задание класс получает флажок
экспедиции, учитель прикрепляет эго на рисунок
горы.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Учитель (в дальнейшем У.) и дети
дальнейшем Д.) хором:

Доброе утро, родная земля!
Доброе утро, большая семья!
Доброе утро, учителю нашему!
Доброе утро и солнышку красному!
Сядем тихонько, откроем тетради,
Много в учебнике ждёт нас заданий.
Надо учиться, слушать внимательно,
Будем учиться мы очень старательно.

У. Сегодня на уроке мы отправляемся в
экспедицию к математическому полюсу. Мы должны
добраться до вершины, выполнив все задания
правильно.

На доске рисунок и запись »
Экспедиция к математическому полюсу»

У. Итак, идём мы в экспедицию.

II. Устный счёт.

У. Каждая экспедиция, когда что-то открывает
или доходит до определённого места, оставляет
там свой флаг. И у нас, как у настоящей экспедиции
будет свой флаг, а какой мы сейчас с вами
разберёмся. Решите примеры.

7 + 3 + 10 + 8 + 2 + 13 =
36 — 20 — 10 + 40 + 4 — 30 =
30 + 40 — 30 — 40 + 5 + 5 — 10 =
70 — 60 + 3 + 7 — 10 + 2 + 8 + 80 =
9 + 7 + 8 + 3 + 2 + 1 + 10 =

У. Наш флаг чёрно-белый, чтобы он стал
цветным, давайте найдём по ответам его цвета.

На доске закреплены на липкую ленту
разноцветные фигуры, под которыми помещены
числа, цвета могут быть любыми, но ответам 43, 20, 0,
100 должны соответствовать соответственно синий,
зелёный, жёлтый и красный четырёхугольники, а
ответу 40 — белый круг. Дети находят цвета, а
учитель заполняет чёрно-белый флаг экспедиции,
который размещен рядом с доской.

У. По мере того, как мы будем взбираться к
математическому полюсу, мы будем, на покорённых
вершинах ставить флаг нашей экспедиции. Итак, в
путь! А первый флажок мы уже заслужили.

III. Объяснение нового материала.

У. Назовите, пожалуйста, компоненты в пятом
примере.

У. Какова сумма всех слагаемых в последнем
примере?

У. А вы знаете, что это не случайно? Дело в
том, что 40 разбойников тоже отправились в
экспедицию, но в другую страну и цель у них совсем
другая. Но они не могут идти незамеченными.
Поэтому попросили нас помочь сгруппировать их по
5 человек. Они не знают сколько групп получится:
если будет больше 9, то их заметят. У вас на партах
лежат листочки. На них вы будете делать расчеты.
Видите, точками обозначено количество
разбойников. Сосчитайте число групп, объединяя
их по 5.

У. Сколько получилось групп?

Д. Получилось 8 групп.

У. Значит разбойники …

Д. Пройдут незамеченными.

У. Давайте сделаем отметку на своем листке.
Запишем на математическом языке, что мы сделали.

Д. Мы объединили по 5.

У. А сколько всего разбойников было?

Д. Всего было 40 разбойников.

У. Значит, если все сложить, то получим 40.

Учитель записывает на доске, дети на рабочем
листке.

5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 = 40

У. Сколько групп получилось?

Д. Получилось 8 групп.

У. Ребята, мы помогли разбойникам?

Д. Да.

У. Значит пришло время поставить второй
флажок.

У. Смотрите: мы по 5 взяли 8 раз и получилось
40. Ребята, нам надо пройти через ущелье. Сколько у
нас человек в классе?

Д. У нас в классе 22 человека.

У. Чтобы пройти, надо построиться парами.
Во-первых, там узко, а во-вторых, чтобы никого не
потерять. Ниже у вас на листочке отмечены точки.
Пересчитайте, сколько их?

Д. 22.

У. Теперь группируйте эти точки по 2.
Сосчитайте, сколько пар у нас получится.

Д. Получилось 11 пар.

У. Делаем математическую запись.

Дети записывают в рабочем листке, учитель на
доске.

2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 22

У. Мы с вами по 2 взяли 11 раз, ведь у нас 11 пар.
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок, а хотите — по
2.

Д. Да.

У. Тогда надо сделать расчет. Нас 22 человека,
каждому по 2. Давайте записывать.

Учитель записывает на доске: 2 + 2 + 2 + 2 + 2…
(1-му человеку, 2-му человеку, 3-му человеку, 4-му
человеку, 5-му человеку…).

У. Сколько раз по 2 надо будет сложить?

Д. 22 раза, так как у нас 22 человека.

Учитель пишет, сбивается, предлагает еще раз
пересчитать.

У. Как вы думаете, удобно так записывать? Мы
с вами по 2 взяли 22 раза, а пока все сосчитаешь…

Д. А я знаю, что есть действие умножения.

У. Умничка. Для того чтобы было удобнее
вести записи, математики придумали, что при
вычислении суммы одинаковых слагаемых эти суммы
можно записать короче. Вот смотрите, мы считали
группы разбойников. Мы по 5 взяли 8 раз, значит,
можно записать так: 5 · 8 = 40 — записывает учитель
на доске.

У. А читают это так: 5 умножить на 8 или по 5
взять 8 раз. Повторим все вместе.

Дети повторяют.

У. На первом месте число, которое показывает
по сколько берём, а на втором — сколько раз.

У. А как мы запишем, когда мы строились
парами, чтобы пройти через ущелье?

Д. 2 · 11 = 22.

У. Первое число…?

У. А второе…?

У. Теперь осталось отдать сведения в
столовую, чтобы заказать пирожки. Как запишем: 2 22
или 22 · 2?

Д. 2 х 22, так как по 2 пирожка 22 ребятам.

У. А может, по 22 пирожка 2 ребятам?

Д. Нет.

У. Посмотрите на записи, сделайте вывод, в
каком случае мы можем заменить сложение
умножением?

Д. Если все слагаемые одинаковые.

У. Итак, наша экспедиция продолжается. Какое
открытие мы сделали?

Д. Если складываем одинаковые числа, то
можем заменить сложение умножением.

У. Мы с вами сделали открытие, значит, можем
смело поставить ещё один флаг по пути к
математическому полюсу.

IV. Закрепление.

У. Сейчас мы проверим, кто из вас запомнил
это и может применить на практике. Выполняем
задание номер три на вашем листе.

3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 =
4 + 2 + 1 + 4 =
5 + 5 + 5 + 5 =
8 + 6 + 8 + 5 + 1 =
8 + 8 + 0 =
6 + 6 + 6 =
7 — 7 — 7 — 7 — 7 =
8 + 18 + 28 + 38 =

У. Внимание, для всех новое задание.
Посмотрите на выражения и замените сложение, где
можно, умножением.

Д. В первом выражении складывали одни
тройки, значит, можно заменить умножением.

У. А сколько там троек?

Д. 7 троек.

У. Значит, мы по 3 взяли…

Д. 7 раз.

У. Запишите у себя на листе.

Учитель записывает на доске, показывая форму
записи детям.

Д. Второе выражение не подходит, так как там
есть разные слагаемые.

Далее анализируется каждая записанная сумма.
Дети объясняют, где можно заменить сложение
умножением и записывают примеры в тетради.

У. Что вы можете сказать про следующее
выражение:

7 — 7 — 7 — 7 = ?

Д. Здесь действие вычитание, а мы заменяем
действием умножения только сложение.

У. Последний пример тоже интересный. Везде
есть восьмерка. Значит, можно…

Д. Нет. Это же разные слагаемые. Просто в
записи есть цифра 8.

У. Молодцы, вы покорили ещё одну вершину, вот
ваш заслуженный флаг.

V. Физминутка.

У. Ребята, а какими должны быть покорители
полюсов?

Д. Смелыми, храбрыми, сильными…

У. Что необходимо делать каждый день, чтобы
быть сильным?

Д. Зарядку.

У. А на уроке нам поможет сил набраться
физминутка.

К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это — брасс.
Одной, другой — это кроль.
Все, как один, плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

VI. Закрепление.

У. Ну что же, следующее задание.
Запишите с помощью знака умножения следующие
суммы.

4 + 4 + 4 + 4 =
2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 =
5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 =
6 + 6 + 6 + 6 + 6 =
8 + 8 + 8 =
9 + 9 =

Проверка осуществляется детьми.

У. Следующее испытание. Видите пятое
задание? Как вы думаете, что здесь надо сделать?
Д. Сравнить.
У. Верно. Давайте выполнять это очень сложное
задание. Первый пример сделаю я, а уж дальше
выполнять его будете вы. 4 + 4 + 4 — мы берём по 4 три
раза, значит, можем сказать, что 4 умножаем на три,
а справа мы по 4 берём только два раза. Значит 4 + 4 +
4 больше.

4 + 4 + 4 4 · 2
2 + 2 + 2 + 2 2 · 2
6 + 6 + 6 + 6 + 6 + 6 6 · 6
8 + 8 + 8 + 8 + 8 + 8 8 · 8
7 + 7 + 7 7 · 5
5 + 5 + 5 + 5 5 · 3

Остальные примеры дети рассматривают
аналогично.

У. Справились с этим заданием, получайте
флаг.

У. Вы у меня молодцы, со всеми заданиями
справились, прикрепляю последний флаг на нашу
математическую гору.

VII. Подведение итогов.

У. Добрались мы до вершины?

У. Какое же открытие мы сегодня сделали?
Д. Мы узнали, что сумму одинаковых слагаемых
можно заменить умножением.
У. Посмотрите, у нас написано.

«Экспедиция к математическому
полюсу».

У. Почему же полюсу? Может быть из слова
«полюсу» можно получить другое слово?

Д. Если «о» зачёркнуть, получится
другое слово — «плюсу».

У. А если есть плюс, значит есть действие …

У. А если складывать одинаковые слагаемые,
то сложение можно…

VIII. Домашнее задание.

У. Придумайте дома пять примеров, где
сложение можно заменить умножением, запишите их
в тетрадь.На сегодня наша экспедиция
закончилась. Но впереди у нас ещё много нового.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *