Испарение и конденсация. Роль испарения в природе, в жизни животных и человека

  • Чернобылова Нина Алексеевна, учитель физики


Урок № 18 в 8-м классе

Тема: “Испарение и конденсация. Роль
испарения в природе, в жизни животных и
человека”.

Тип урока: Интеграция предметов: физика +
биология.

Цели урока: Раскрытие основных научных
положений изучаемой темы во взаимосвязи с
природой и жизнедеятельностью человека.

Задачи урока: Ознакомление
учащихся с элементами экспериментального метода
исследования явления, раскрытие роли испарения в
природе и жизнедеятельности человека.

Пояснения к уроку: длительность урока
45 мин.

Учитель: Объясняет тему урока
через проблемные вопросы и физический
эксперимент, организует решение расчетных и
качественных задач.

Ученики: Отвечают на вопросы
учителя, участвуют в экспериментах, заполняют
опорный конспект, делают сообщения, решают
расчетную задачу.

Оборудование: Набор емкостей с
различной жидкостью (спирт, вода, подсолнечное
масло), кисточки, пипетки, листы бумаги, стекло,
три термометра, салфетка, зеркало, модель цветка
из бумаги, компьютер, презентации, плакат
“Круговорот воды в природе”, холодная и горячая
вода, емкости для воды.

Оформление кабинета: На доске –
тема урока и дата, плакат “Круговорот воды в
природе”, схема зависимости скорости испарения.
В кабинете парты расставлены в три ряда. На
партах: опорные конспекты, тексты задач и
вопросов для закрепления, тексты индивидуальных
заданий, ленты формул.


Ход урока

1. Подготовительный этап: (1-2 минуты).

Учащиеся входят в класс, рассаживаются
за столы. Учитель объясняет цели и задачи урока.
На столах разложен материал для контроля знания
формул и для выполнения записей урока.


2. Повторение: (3 минуты).

Учитель: Объясняет задание “Лента
формул”, что в пустые прямоугольники физических
формул необходимо вписать обозначение
пропущенной физической величины.

Ученики: Выполняют задания и сдают
учителю с помощью дежурных.

Учитель: Либо с помощью слайда на
компьютере, либо отвернув крыло доски,
показывает ответы к заданию.

Ученики: Убеждаются в
правильности своих ответов, либо сразу
анализируют свои ошибки.


3. Актуализация знаний (10 мин.)

Оригинальный момент урока.

Цель: Направить мысли учеников в
нужном направлении для объяснения наблюдаемого
явления. Применить знания разных областей науки.

Учитель: Опускает бумажный цветок
в емкость с водой.

Ученики: Наблюдают его раскрытие.

Учитель: Объясняет ученикам, что
ответы на объяснение данного явления они могут
дать в начале следующего урока физики. ( Ответ дан
в приложении).

Учитель: Обращает внимание
учеников на плакат “Круговорот воды в природе”
и просит учеников вспомнить, как происходит
изображенный на рисунке природный процесс.

Ученики: Объясняют устными
ответами.

Учитель: Показывает слайд “Вода
на Земле” и напоминает о значении воды в жизни
человека и природы.

Ученики: Прослушав объяснение
слайда, зачитывают с 1 по 5 запись из опорного
конспекта “А знаете ли вы?”.


4. Изучение нового материала (20
мин.)

Учитель: Ребята, вы показали, что
ваш багаж знаний достаточен, чтобы изучить новую
тему “Испарение и конденсация”. Для изучения
новой темы необходимо выполнить 4 эксперимента в
виде индивидуальных заданий. Вызывает 4 учеников,
выдает им задания (тексты заданий смотрите в
приложении.)

Ученики: Выполняют эти задания.

Учитель: С поверхности океанов,
морей, рек и суши вода…(продолжает ученик).

Ученик: испаряется и поднимается
вверх в виде пара.

Учитель: Под действием чего
испаряется вода?

Ученик: Под действием солнечного
тепла.

Учитель: Напоминает, что в опорном
конспекте необходимо написать определение из
параграфа 16, что называется испарением. Дает это
определение сам: испарение – это
парообразование, происходящее с поверхности
жидкости.

Ученики: Записывают это
определение в опорный конспект.

Учитель: Если водяной пар
охладится, то он… (продолжает ученик).

Ученик: превратится в мельчайшие
капельки воды.

Учитель: Что из них образуется?

Ученик: Облака.

Учитель: Это явление называется
конденсацией. Запишите в опорный конспект это
определение: явление превращения пара в жидкость
называется конденсацией. Оно дано в параграфе 17.

Учитель: Приведите примеры
испарения.

Ученики: Дают ответы. 1. Вытертая
мокрой тряпкой школьная доска быстро высыхает. 2.
Вымытые полы после мытья высыхают. 3. Мокрое белье
высыхает. 4. Чернила, которыми мы пишем на бумаге,
высыхают

Учитель: Из чего состоят жидкости?

Ученик: Жидкости состоят из
молекул.

Учитель: Как они движутся?

Ученик: Молекулы движутся с
разными скоростями.

Учитель: Молекулы между
собой…(продолжает ученик)

Ученик: Молекулы притягиваются.

Учитель: “Быстрая” молекула
преодолевает притяжение других молекул на
поверхности и вылетает из жидкости. Вылетевшие с
поверхности жидкости молекулы образуют над нею
пар – газообразное состояние вещества. При любой
ли температуре испаряются жидкости:

Ученик: Жидкости испаряются при
любой температуре. Лужи высыхают и летом и
осенью.

Учитель: Почему?

Ученик: При любой температуре в
жидкости есть “быстрые” молекулы.

Учитель: В опорном конспекте есть
схема “Зависимость скорости испарения” С
помощью 4 экспериментов мы установим эту
зависимость.

Ученик: Объясняет опыт 1 и
заключает, что спирт испарился быстрее.

Учитель: Почему спирт испарился
быстрее?

Ученик: Силы притяжения между
молекулами спирта меньше, чем между молекулами
воды и молекулами масла.

Учитель: Скорость испарения
зависит…(продолжает ученик)

Ученик: от рода жидкости.

Учитель: Запишите эту зависимость
в схему опорного конспекта.

Ученики: Записывают: “От рода
жидкости”.

Учитель: Послушаем сообщение 1.

Ученик: Выполняет сообщение. У
него было домашнее задание: сравнить скорость
испарения одинакового количества воды из
стакана и из блюдца. Вывод ученика: вода
испарилась быстрее из блюдца, так как площадь
поверхностижидкости больше, следовательно,
большее число молекул одновременно вылетает с
нее в воздух.

Ученики: Записывают: от площади ее
поверхности.

Учитель: Спрашивает докладчика о
второй зависимости скорости испарения в его
опыте.

Ученик: Из того же блюдца такое же
количество воды быстрее испарилосьпри ветре, так
как ветер унес молекулы пара, они не смогли
вернуться обратно в жидкость.

Учитель: Запишите в схему опорного
конспекта.

Ученики: Записывают: от ветра.

Учитель: Вызывает ученика с опытом
4.

Ученик: Объясняет свой опыт и
делает вывод, что скорость испарения зависит от
температуры жидкости, так как чем больше
температура, тем больше в ней “быстрых” молекул.

Учитель: Запишите в схему опорного
конспекта эту зависимость.

Ученики: Записывают: скорость
испарения зависит от температуры жидкости.

Учитель: От чего же зависит
скорость испарения жидкости.

Ученики: По схеме опорного
конспекта отвечают: скорость испарения жидкости
зависитот рода жидкости, от температуры
жидкости, от площади поверхности испарения, от
ветра.

Учитель: Белье зимой на морозе…
(продолжают ученики).

Ученики: Высыхает.

Учитель: Лед – это… (продолжают
ученики).

Ученики: Твердое состояние воды.

Учитель: Значит, испаряются и
твердые вещества. Приведите примеры.

Ученики: Испаряется лед, нафталин.

Учитель: Вызывает ученика
объяснить опыт 2, и опыт 3.

Ученик: Объясняет опыт 2 и делает
вывод, что испаряющаяся вода отнимает часть
внутренней энергии от спирта внутри термометра,
вследствие чего температура спирта понижается.

Учитель: Просит объяснить опыт 3. Почему
при испарении воды, налитой в стакан, мы не
замечаем понижения температуры?

Ученик: Испарение происходит
медленно, температура воды поддерживается постоянной
за счет количества теплоты, поступающей из
окружающего воздуха.

Учитель: Просит ученика сделать
сообщение 2 (см. приложение – опыт из
издательства
“1 сентября” http://portfolio.1september.ru
Идентификатор 232-502-580)

Учитель: Опыт 2 показал, что при
испарении жидкости ее температура понижается.
Это говорит о том, что ее внутренняя энергия …

Ученики: Отвечают: уменьшается,
если нет притока энергии извне.

Учитель: При конденсации пара
энергия выделяется, следовательно, внутренняя
энергия жидкости увеличивается, и температура ее
повышается.

Учитель: Запишите в схеме опорного
конспекта “Внутренняя энергия жидкости”
уменьшается при испарении, следовательно,
температура понижается (t). Увеличивается при
конденсации, следовательно, температура
увеличивается (t). Таким образом, испарение и
конденсация – это наиболее легко регулируемые
способы изменения внутренней энергии вещества.
Испарение и конденсация должны играть большую
роль в жизнедеятельности человека и животных.

Ученики: Записывают в опорный
конспект.

Учитель: Просит сделать сообщение
3. (см. в приложении)

Ученик: Делает сообщение 3.

Учитель: Просит сделать сообщение
4. (см. в приложении)

Ученик: Делает сообщение 4.


5. Закрепление (10 мин)

Учитель: Просит дать ответы на
вопросы:

Вопрос: “Потея, мы спасаем себя от
перегрева организма. Почему?”.

Ответ: Во время жары через поры пот
выходит наружу, испаряется, следовательно,
внутренняя энергия тела уменьшается, организм
охлаждается, и температура тела поддерживается
постоянной.

Вопрос: “Зависит ли испарение от
условий окружающей среды?”

Ответ: Да. Зависит от влажности
воздуха. При повышенной влажности испарение
уменьшается. Жить и работать становится тяжело.
Например, во влажных тропиках. При пониженной
влажности происходит большая потеря влаги из
организма, что ведет к его обезвоживанию. Это в
пустыне.

Вопрос: “Почему в жару не надо
носить кожаную и синтетическую одежду?

Ответ: Такая одежда затрудняет
потоотделение, что приводит к перегреву
организма.

Учитель: Решим задачу. Вызывает
ученика. Текст задачи дан в приложении.

Ученик: Решает задачу на доске.

Ученики: Решают задачу
самостоятельно и сверяют с решением на доске.

Учитель: Контролирует решение
задачи.

Учитель: Изучив тему, мы убедились
в том, что испарение и конденсация играют большую
роль в жизни человека и природы.


6. Подведение итогов урока (2 мин.)


7. Запись домашнего задания (1 мин.)

Домашнее задание: параграфы 16, 17.
Задачи №2 и №3 из текста задач.

Используемая литература:

  1. Физика 8 класс. А.В.Пёрышкин М.
    “Дрофа” 2010 г.

  2. Физика. Справочные материалы. О.Ф.
    Кабардин. М. “Просвещение” 1985 г.

  3. М.Е. Тульчинский “Качественные
    задачи по физике” М. “Просвещение” 1975 г.

  4. Т.И. Жукова “Часы занимательной
    зоологии” М. “Просвещение” 1989 г.

  5. Е.В.Иванова, В.И.Лукашик. “Сборник
    задач по физике” М. “Просвещение” 2011 г.

  6. Иллюстрированный энциклопедический
    словарь. ЭКСМО М. 2003 г.

  7. Издательство “1 сентября” http://portfolio.1september.ru
    Идентификатор 232-502-580.

Опорный конспект

Приложение

Презентации


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *