Использование подвижных и спортивных игр в учебно-воспитательном процессе лицея

  • Хаустова Елена Геннадиевна, учитель физической культуры

Ещё великий швейцарский педагог И. Песталоцци,
о теории развивающего обучения которого мы всё
чаще вспоминаем, говорил, что с началом учения
происходит убийство здоровья ребёнка. К тем
выводам приходят и современные учёные,
констатировавшие, что уже в начальных классах 80%
детей испытывают переутомление, поэтому как
можно раньше приобщать детей к физической
культуре в самом широком её понимании. Подвижные
игры — это как раз то, что любят дети.

Поиск новых форм организации учебного процесса
по физическому воспитанию — одна из важных задач
нашего времени. Деятельность в данном
направлении позволяет повысить интерес учащихся
к физическому воспитанию и поднять качество
практических занятий.

В настоящее время педагогическая практика
испытывает следующие затруднения по проблеме:
гиподинамия, переутомление, пассивность,
недостаточная подготовленность детей к жизни, не
выработаны определённые умения и навыки,
недостаточно развиты координационные
способности, психоэмоциональные перегрузки,
недостаток основ физкультурных знаний и др.

В основу нашего опыта легли идеи Вадима
Григорьевича Яковлева об использовании
подвижных игр на уроках физической культуры.

Мы взяли идею дополнить программный материал
по подвижным играм следующими разновидностями:

  • играми с элементами корректирующей гимнастики,
    способствующими воспитанию навыка правильной
    осанки;
  • в раздел «Лёгкая атлетика» включать игры с
    элементами бега, прыжков и метаний,
    способствующими формированию необходимых
    качеств и навыков.

За счёт использования большого арсенала
различных подвижных игр можно постоянно
расширять вариативность многоплановых
тактических действий и формируемых навыков, и
именно через игру пытаемся развивать
самостоятельную деятельность детей,
способствующую их всестороннему развитию,
формированию и сплачиванию коллектива, созданию
положительного эмоционального настроя.
Стремимся, чтобы игра всегда выступала
одновременно как бы в двух временных измерениях:
в настоящем и будущем. С одной стороны, игра
обязана дарить детям сиюминутную радость, с
другой — она всегда должна быть направлена в
будущее, должна моделировать какие-либо
жизненные ситуации.

Убыстрение темпа современной жизни ставит
задачу более активно использовать игру для
воспитания ребят. Сейчас очевидно, как никогда,
что игры необходимы для обеспечения
гармоничного сочетания умственных, физических и
эмоциональных нагрузок, обеспечения комфортного
состояния.

Организация занятий по физическому воспитанию
приобретает самые разнообразные формы, основной
из которых является урок. Урок для нас является
основной формой занятий, как в общем физическом
воспитании, так и в спортивной специализации.

В своей работе используем и неурочные формы:
занятия в кружках физической культуры, секциях
общей физической подготовки, проведение
соревнований, походов.

В комплексной программе физического
воспитания учащихся общеобразовательных школ в
начальных классах в учебном материале для уроков
физической культуры выделен раздел «Подвижные
игры». Подвижные игры способствуют развитию и
совершенствованию у детей таких качеств, как
скорость, ловкость, выносливость, сила, гибкость.

Игры являются важным эффективным средством
решения оздоровительных, образовательных и
воспитательных задач на уроках физического
воспитания, если они используются
целеустремлённо и в определённой системе, в
которой выбор, организация и методика игры
всецело подчинены задачам урока в целом и каждой
его части в отдельности.

В 4-6 классах предусмотрен раздел «Подвижные
игры и элементы спортивных игр».

Игры, которые используем в своей работе, очень
разнообразны. Их можно разделить на две большие
группы: подвижные и спортивные. «Подвижными»
называются игры, содержание которых составляют
разнообразные виды бега, прыжков, метаний и
других движений. Подвижные игры не требуют от
участников, в отличие от спортивных, специальной
подготовки.

В своей педагогической деятельности подвижные
игры широко используем при решении задач общей
физической подготовки в качестве подводящих и
подготовительных упражнений при обучении
технике и тактике спортивных игр и их
совершенствовании. Важно, чтобы в этих играх
техника и тактика были сходны с той или иной
спортивной игрой. К таким играм относим: «Мяч
ловцу», «Борьба за мяч» (подготовительные к
баскетболу); «Ножной мяч в кругу», «Сквозь
защиту противника» (подготовительные к футболу).
В этих играх совершенствуются технические и
тактические приёмы, а также качества,
необходимые для овладения спортивными играми.

Подвижные игры включаем во все части урока.
Если включаем подвижные игры в основную часть
урока, то эта игра содержит элементы техники
данного вида спорта. Когда подвижные игры
включены в заключительную часть, то они снижают
мышечное напряжение, восстанавливают дыхание и
кровообращение, создают бодрое настроение. К
таким играм относятся: «Падающая палка»,
«Летучий мяч», «Защита булав» и другие. Эти
игры небольшой подвижности и в то же время
способствуют закреплению учащимися отдельных
элементов, если методически правильно
использованы. Многие игры, например русская
лапта, в зависимости от целевой установки
(подготовки), носят характер элементарных
подвижных игр.

Подвижные игры, также как и спортивные,
используем для решения образовательных,
воспитательных, оздоровительных задач, они
развивают у детей настойчивость, смелость,
решительность, инициативу, сообразительность и
мышление.

В спортивных играх продолжается закрепление и
совершенствование естественных навыков в беге,
прыжках, метаниях; воспитываются такие
физические качества, как выносливость, быстрота,
ловкость, сила, коллективизм, честность;
оказывается содействие нормальному
формированию и развитию организма детей,
укреплению их здоровья.

Содержание, правила подвижной игры использую
для того, чтобы создать у ребят правильное
представление об образцах действия в реальной
жизни, помогаю укреплять им созданные
представления об отношениях между людьми.

Важное значение в решении задач физического
воспитания 1-3 классов придаётся подвижным играм.
Игры подбираем с учётом задач на этом этапе
обучения.

Дети младшего школьного возраста отличаются
особой подвижностью, постоянной потребностью в
движении. Организм детей этого возраста не готов
к перенесению длительных напряжений. Поэтому,
игры для детей младшего школьного возраста не
должны быть длительны.

В начальной школе проводим уроки с сюжетными
играми, также некоторые уроки состоят из одних
подвижных игр. В них включаем игры (4-5) разной
интенсивности и с различными видами движений,
чтобы воздействовать на различные группы мышц.

Начиная с первого класса, основной задачей
является задача научить детей играть
самостоятельно. С этой целью, приступая к играм в
первом классе, обучаем детей организованным
действиям в игровом коллективе. Это значит, что
дети должны бегать, не мешая и не толкая других;
слышать и видеть сигнал и быстро действовать по
сигналу; следовать правилам игры. С проведением
подвижных игр, идёт развитие и совершенствование
навыков в беге, прыжках, метаниях, передаче и
ловле мяча.

В 1-2 классах дети больше любят имитационные
игры, игры сюжетного характера, с перебежками,
увёртываниями от водящего, прыжками.

В 1 классе используем следующие игры:

  • на внимание — «Совушка», «Капитаны», «Класс,
    смирно!»
  • с элементами бега без разделения на команды, с
    перебежками — «Гуси-лебеди», «Горелки»,
    «Октябрята», «Конники спортсмены»;
  • с метанием, передачей и ловлей мяча — «Метко в
    цель», «Погрузка арбузов», «Кто дальше
    бросит»;
  • с прыжками — «Волк во рву», «Классы»,
    «Попрыгунчики-воробушки»;
  • простейшие эстафеты — «Через кочки и пенёчки»,
    «Посадка картофеля».

Во 2 классе задачи дополняются. Учим детей
согласовывать свои действия в паре и небольшой
группе, проявлять настойчивость в достижении
игровой цели, своими словами излагать содержание
пройденной игры. Второклассники в игре, кроме
того, совершенствуют физические (в основном
быстроту и ловкость) и морально-волевые качества,
ориентировку в пространстве, координацию
движений.

В этом классе используем игры:

  • с общеразвивающими упражнениями и
    перестроениями: «Слушай сигнал», «Запрещённое
    движение», «Ветер, дождь, гром, молния»;
  • игры с элементами бега: «Пустое место», «Салки
    с выручкой», «Команда быстроногих», «Рыбаки и
    рыбки», «День и ночь»;
  • игры с прыжками: «Парашютисты», «Салки на
    одной ноге», «Зайцы в огороде»;
  • игры с метанием, передачей и ловлей мяча: «Мяч
    среднему», «Кто дальше бросит», «Передал —
    садись».

В третьем классе у детей совершенствуются
координационные возможности. Рост показателей
силы, быстроты, ловкости и выносливости, более
совершенное управление своим телом и лучшая
адаптация организма к физическим нагрузкам
делают доступными для детей этого возраста игры
довольно сложного содержания. В этом возрасте у
детей увеличивается сила и подвижность нервных
процессов, повышается устойчивость внимания и
интересов. Игры для этой возрастной группы
отличаются большей длительностью и
интенсивеостью нагрузка, более строгим
судейством.

Игры в 3-4 классах:

  • с общеразвивающими упражнениями, с
    перестроениями: «Точный поворот», «Капитаны»,
    «Товарищ командир»;
  • с элементами бега: «Заяц без логова», «Караси и
    щуки», «Шишки, жёлуди, орехи», линейная
    эстафета;
  • с прыжками: «Прыжки по полоскам», эстафеты с
    прыжками в длину и в высоту;
  • игры с метанием, передачей и ловлей мяча: «Гонка
    мячей по кругу», «Подвижная цель», «Попади в
    мяч», «Охотники и утки», «Салки с мячом».

В 5 классе развиваем способность у ребят
объективно распределять товарищей по командам,
уметь организовывать действия своей команды,
проводить подвижную игру, самостоятельно
использовать судейские навыки. В этом классе
продолжается совершенствование физических и
морально-волевых качеств, особое внимание
уделяем развитию силы в сочетании с ловкостью и
быстротой, ориентировке в сложных условиях игры.
Здесь начинается овладение элементарными
навыками владения мячом, необходимыми для
изучения спортивных игр: баскетбола, волейбола,
футбола.

Игры для учащихся 5 класса:

  • с элементами бега: «Бег за флажками»,
    «Круговая эстафета», «Перебежка с выручкой»;
  • с метанием, передачей и ловлей мяча:
    «Перестрелка», «Пионербол», «Защита
    укреплений»;
  • с прыжками: «Прыжок за прыжком», «Удочка
    командная», эстафеты с прыжками;
  • с элементами сопротивления: «Тяни в круг»,
    «Бой петухов», «Перетягивание в парах».

Также в 5 классе подвижные игры используем в
целях освоения техники и тактики спортивных игр.

В 6 классе в подвижные игры ещё больше включаем
элементы спортивных игр, гимнастики и лёгкой
атлетики. Повторяются и усложняются игры,
изученные в предыдущих классах:

  • игры с элементами баскетбола и ручного мяча —
    типа эстафет, борьбы за мяч между командами: «Мяч
    капитану», «Пионербол», «Мяч ловцу», «Борьба
    за мяч»;
  • игры с элементами волейбола типа встречных и
    линейных эстафет с передачей мяча по кругу:
    «Пасовка волейболистов», «Летучий мяч»,
    «Встречная волейбольная пасовка над сеткой»;
  • игры с элементами футбола — передача мяча по
    кругу ногой: «Ножной мяч в кругу», эстафеты с
    гонкой мяча ногой, салки мячом;
  • игры с прыжками — командные соревнования в
    прыжках с места в длину: «Челнок» и другие;
  • игры с элементами сопротивления:
    «Перетягивание через черту», повторение
    изученных ранее игр.

В 7 классе используем:

  • игры с элементами баскетбола и ручного мяча
    типа гонок и передач мяча разными способами в
    командах, игры типа эстафет и борьбы за мяч между
    игроками разных команд — «Рывок за мячом»,
    «Борьба за мяч»;
  • игры с элементами волейбола типа эстафет с
    передачей мяча — «Встречная волейбольная
    пасовка над сеткой», эстафета с элементами
    волейбола;
  • игры с элементами футбола типа эстафет с
    передачей мяча, борьбой за мяч разученными
    приёмами — «Пробей стенку», эстафета с ведением
    мяча с ногой;
  • игры с прыжками типа эстафет — эстафета с
    чехардой и другие;
  • игры с элементами сопротивления.

В 8 классе игры используем на уроках как
подготовительные к той или иной спортивной игре,
как средство закрепления отдельных приёмов и
навыков:

  • игры с элементами баскетбола и ручного мяча.
    Использую изученные игры, а также «Наперегонки с
    мячом», «Нападают пятёрки» и другие;
  • игры с элементами волейбола. Кроме «Пасовки
    волейболистов» применяются игры типа «По
    наземной мишени», различные эстафеты;
  • игры с элементами футбола — «Мяч ногой и
    головой через сетку», «Эстафета с ведением мяча
    ногой».

Средства, при помощи которых мы устанавливаем
возможность усиливать или уменьшать темп игры,
её общую подвижность и её эмоциональность:

  • установление кратковременных перерывов или
    проведение игры без перерывов;
  • увеличение или уменьшение времени на перерывы в
    игре;
  • увеличение или уменьшение количества
    повторений игры или её отдельных эпизодов;
  • увеличение или уменьшение общего времени на
    игру;
  • удлинение или сокращение дистанций для
    перебежек, расширение или сокращение общего
    участка для игры; облегчение или уменьшение (или
    осложнение и увеличение) количества препятствий;
    облегчение или увеличение веса передаваемых
    (перебрасываемых) предметов;
  • увеличение или уменьшение числа игроков в
    командах или играющем коллективе; проведение
    групповых игр со всеми участниками (например, в
    одном круге) или разделение играющих на две или
    несколько подгрупп, в каждой из которых одна и та
    же игра ведётся самостоятельно (например, в трёх
    отдельных кругах).

Движение плюс эмоции снимают многочисленные
стрессы, оказывают благотворное влияние на обмен
веществ, тренируют сердечно-сосудистую и
дыхательную системы, одновременно развивая и
совершенствуя мышечный и опорно-двигательный
аппарат.

Использование подвижных игр благотворно
воздействует на умственные способности.
Улучшаются такие параметры, как память,
сообразительность, быстрота реакции и
концентрация внимания. Причина — в улучшении
циркуляции крови к мозгу, которая повышает
эффективность работы центральной нервной
системы.

Подвижные игры закаливают организм, укрепляют
нервную систему, содействуют развитию таких
качеств, как ловкость, сила, быстрота и
координация движений, выносливость, гибкость.

Подвижные игры содействуют умственному
развитию, они вынуждают мыслить наиболее
экономично, укрощать эмоции. Игра развивает
внутреннюю речь и логику.

Игра содействует гармоничному развитию
личности.

В результате применения подвижных игр на
уроках физической культуры и во внешкольных
мероприятиях можно сделать следующие выводы:

  • за период нашей работы по данной программе
    ученики стали меньше болеть на 12%;
  • улучшились показатели физической подготовки;
  • учащиеся школы всегда успешно выступают в
    районных соревнованиях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *