Использование творчества В.Берестова в музыкальном воспитании дошкольника

  • Зиннатуллина Резида Габдулахатовна, музыкальный руководитель

“ Что делать, чтоб младенец розовый
не стал дубиной стоеросовой?”

В.Д.Берестов

Я люблю свою профессию – музыкальный
руководитель детского сада – за то, что могу
научить детей красиво петь, пластично двигаться,
могу помочь им перевоплотиться в тот или иной
образ в музыкальной сказке, артистично и
уверенно держать себя на сцене. А самое главное —
у меня есть возможность научить чуткое детское
сердце радоваться солнечному дню и первому
весеннему дождику, пожалеть старого скворушку и
посочувствовать оловянному солдатику. Люди моей
профессии выполняют важную и ответственную
задачу в формировании личности маленького
человечка, они воспитывают чувства ребенка,
развивают его эмоции и воображение.

Вот и закончилось жаркое лето, а вместе
с ним и мой отпуск. Я опять, как и 15 лет назад,
встаю ранним утром и собираюсь на работу в
детский сад. А профессия моя – одна из самых
замечательных – музыкальный руководитель
детского сада.

Как я соскучилась по своим дошколятам!
По музыкальным занятиям, по детским книжкам, по
песням о доброте и дружбе и, конечно, по детской
искренности. Как иногда не хватает этой
искренности во взрослой жизни!

Вспоминаю, что скоро 80-летний юбилей
моего любимого детского писателя Валентина
Дмитриевича Берестова (1928–1998). Я не могу обойтись
не дня, чтобы не процетировать на занятиях
любимого писателя и поэта. Берестов знаком нам,
детям 60-х годов, с детства: лицо его мы видели по
телевидению, густой тембр его голоса знаком по
выступлениям на радио. Яркими были стихотворные
подписи к иллюстрациям в журнале “Веселые
картинки”.

Ставлю его в пример детям, говорю им,
что автор тех или иных строк в 4 года научился
читать. Стоял у ворот и ждал “Не идет ли
почтальон?” со свежим номером “Чижа” или
“Дружных ребят”.

Творчество писателя помогает
воспитывать в детях трудолюбие: он рассказывает
о пользе дела и вредности безделья:

“Надоело жить без дела и машина
заболела.
Ей не нужно тишины, ей движения нужны”.

Машина – любимый герой Берестова и
любого мальчишки, Валентин Дмитриевич сумел
вдохнуть в нее жизнь детской игры, такое
понимание счастья роднит поэта с
читателем-ребенком, для которого движение – это
важнейшая физическая и психическая потребность,
другими словами – жизнь!

Для маленьких детей Берестов создал
ряд сказок в прозе: “Как найти дорожку”, “Змей –
хвастунишка”, “Аист и соловей”. Тема –
обыкновенное чудо.

Рассказываю детям, что после рождения
дочки у Берестова появился интерес к детской
поэзии, он начал смотреть на мир глазами ребенка.
Взрослая эмоциональная палитра – широкая и
богатая – стала понятна детям, так как у
Валентина Дмитриевича была сильная эмоциональная
память детства,
выражающаяся в образах, в
поэтическом строе речи. А его опоэтизированные
пейзажи Корней Иванович Чуковский сравнивал с
лирическими пейзажами Фета и Тютчева.

Из всех форм и жанров поэту как и детям
близка миниатюра. Отчетливость и понятность
слов, комические гиперболы обжорства
преподносятся с точки зрения ребенка. Малыши
вместе с Берестовым открывают и осваивают
меняющийся мир, фантазируют, играют в “Детей и
зверей”. Берестов выпустил цикл миниатюр
“Веселые науки”, создал целый эпос на тему
учения. “Азбука с играми” построена как
цирковое представление и названа – “Парад –
Алле”. Доступна пониманию дошкольника и серия
миниатюр о предметах домашнего быта, о животных,
о птицах, о рыбках, о пингвинах. Смотри: даже тучка
с солнцем играют вместе, скучают друг без дружки.
Прячутся, но не расстаются, радуются жизни. Как же
не использовать все это богатство в работе по
музыкальному воспитанию и обучению ребятишек в
детском саду?!

Хочу поделиться опытом работы, по
использованию творчества Валентина Дмитриевича
Берестова, с музыкальными руководителями других
детских садов:

— Двустишие из заклички “Здравствуй,
сказка
!” я использую перед инсценировками
осенних представлений:

“Солнце, дождик, приходите!
Детям сказку покажите!”,

тем самым эмоционально настраиваю
детей на просмотр.

— На осеннем празднике
девочки-дошкольницы превращаются в легкие
кленовые листочки и танцуют вальс. Я предворяю их
замечательное выступление словами из
стихотворения В.Берестова “Октябрь”:

“Вот на ветке лист кленовый,
Нынче он совсем как новый.
Он румяный, золотой.
Ты куда, листок?
Постой!”

Но где там… Мои девочки-листочки под
волшебную музыку П.И.Чайковского вдохновенно
летают по залу, плавно кружатся…и медленно
опускаются на землю.

— Перед тем как представить “Танец
матрешек” на детском утреннике, посвященному
женскому дню 8 марта, цитирую “Матрешкины
потешки
” “Весь народ глядит в окошки –
танцевать пошли матрешки”.

— Чтобы выбрать водящего для игры
открыла для себя чудесную “Мирную считалочку
Берестова. Удивилась весомости и поучительности
каждого ее слова, положила стихи на мелодию
народной песни “Ах, вы сени мои, сени” и разучила
с детьми как песню. И текст легче запоминается и
певческие навыки дошкольника совершенствуются:

Раз-два-три-четыре-пять!
Всех чудес не сосчитать.
Красный, белый, желтый, синий.
Медь, железо, алюминий.
Солнце, воздух и вода.
Горы, реки, города.
Труд, веселье, сладкий сон.
А война
Пусть выйдет вон!

— Перед подвижной игрой “Солнышко и
дождик” с удовольствием цетирую произведение “Прятки”:

“Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется –
тучка вся расплачется.
А как солнышко найдется –
В небе радуга смеется!”

Центральным произведением Берестова
для меня является его “Читалочка”. Она
входит во все буквари, являясь классическим
образцом риторики. Я использую его на прощальном
выпускном вечере:

“Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста, прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну, почитай еще страницу!”
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!”

Летом мне приходится замещать ушедшую
в отпуск воспитательницу. Все бы ничего, но как
уговорить резвую ватагу ребятишек уснуть
крепким сном посреди светлого шумного дня? На
помощь приходит Валентин Дмитриевич, открываю
любимую книжку и читаю:

“Раз! Два! Три! Четыре! Пять!
Шесть! Семь! Восемь! Девять! Десять!
Надо, надо, надо спать
И не надо куролесить.
Кто не спит, тот выйдет вон.
Кто уснул – увидит сон”.

“А во сне увидите то, что вам всего
милее”, – добавляю от себя. И дети потихоньку
успокаиваются, засыпают. А что им снится? Может
как “Поросенок, Котенок, Щенок сели учить
урок”
? или как “Рыбка строит дом”?


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *