История костюма от прошлого к будущему

  • Еремина Татьяна Анатольевна, педагог-библиотекарь
  • Соколова Лариса Александровна, учитель
  • Соловьева Людмила Леонидовна, руководитель структурного подразделения

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

С самых древних времён люди жили как
физической, так и духовной жизнью. Потребности
тела создали необходимость в прикрытии его от
непогоды и ненастья. Одновременно с этим,
потребности человеческого духа создали
необходимость в украшении тела.

Археологические раскопки показывают, что
одежда появилась на самых ранних этапах развития
человечества. Уже в эпоху палеолита человек умел,
пользуясь костяными иглами, сшивать, сплетать и
связывать различные естественные материалы —
листья, солому, тростник, шкуры животных, чтобы
придать им желаемую форму. В качестве головных
уборов также использовались природные
материалы, например, выдолбленная тыква,
скорлупа кокосового ореха, страусового яйца или
панцирь черепахи.

Одежда
появилась в далекой древности как средство
защиты от неблагоприятного климата, от укусов
насекомых, диких зверей на охоте, от ударов
врагов в бою и, что не менее важно, как средство
защиты от злых сил.Национальные костюмы могут
сказать очень многое о жизни, быте, нравах людей.
Именно поэтому столь важно изучение
национальных одежд.

В России во второй половине XIX века костюм был
объектом интереса многих известных ученых и
художественных критиков. В 1885 году П. П. Гнедич
включил очерк истории русской одоады в «Историю
искусств с древнейших времен», а известный
художественный критик В. В. Стасов не оставлял
своим вниманием книг и статей по истории
русского костюма, орнамента, головных уборов.
Известны также историко-литературные труды Н. И.
Костомарова, А. Н. Оленина, П. И. Савваитова,
положившие начало научному изучению костюма в
России, появлению истории костюма как научной
дисциплины. В настоящем проекте использованы
статьи и лекции из знаменитой книги «История
костюма» русского режиссера, педагога и
теоретика театра Федора Федоровича
Комиссаржевского, впервые опубликованной в 1910
году.

Русский национальный костюм — используется с
древних времён и до наших дней. Имеет заметные
особенности в зависимости от конкретного
региона. Праздничный и повседневный.

Отличительная особенность русского
национального костюма — большое количество
верхней одежды. Одежда накидная и распашная.
Накидную одежду надевали через голову, распашная
имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык
на крючки или на пуговицы.

Одежда знати — византийского типа. В XVII веке в
одежде появились заимствования из Польши:
польский кафтан, польская шуба. Для защиты
национальной самобытности указом от 6 августа 1675
года стольникам, стряпчим, дворянам московским,
жильцам и их слугам было запрещено носить одежду
иностранного образца.

Костюмы
знати изготавливались из дорогих тканей, с
применением золота, серебра, жемчуга, дорогих
пуговиц. Такая одежда передавалась по
наследству. Фасон одежды не менялся столетиями.
Понятия моды не существовало.

Слава и низкий поклон безымянным русским
женщинам прошлых времен, которые из поколения в
поколение, из века в век создавали, шлифовали и
несли в будущее неповторимую красоту, свое
искусство, название которому — русский народный
костюм.

Наша задача научить наших детей построению
чертежа для создания костюма.

Формирование умений для построения чертежа,
умения самостоятельно конструировать объект из
известных элементов на основе общих указаний.
Умение отыскать быстро нужную информацию. Умение
работать с чертежными инструментами,
инструкционными картами. Появляются
практические навыки:

  • развитие конструкторского мышления,
  • внимания, аккуратности и точности, усидчивости,
    самостоятельности, организованности,
    ответственного отношения к делу,
    пространственного представления,
  • воспитывать чувство прекрасного через понятия
    «симметрия» и «пропорция»,формирование умения
    работать в коллективе, навыков сотрудничества,
  • воспитание чувства коллективизма,
  • расширение знаний о моделировании одежды и его
    приемов,
  • развитие творческого интереса к процессу,
    эстетического вкуса, красоты, гармонии, чувства
    пропорции и симметрии, самостоятельности,
    организованности, внимания, умения
    анализировать, пространственного представления,
    воспитание аккуратности и точности,
    конструкторского мышления, усидчивости.

Сегодня русский традиционный костюм
фактически вытеснен из нашей жизни в музеи и ..на
эстраду, его место занял безликий импортный
ширпотреб, а отечественные производители одежды
и хранители традиций русской старины
информационно заблокированы как от широкого
потребителя, так и от деловых кругов, то есть от
столь необходимых для поддержки нашей
национальной культуры инвестиций.

Забвение традиций — одна из главных причин
наших нынешних настроений и дезориентации в
обществе…

Мы уверены, что возрождение русских традиций,
начавшееся с возвращения в нашу жизнь
национального костюма, станет залогом грядущей
перемены в самосознании, без чего немыслимо
грядущее величие России. Мы верим, что, несмотря
на все потрясения, которые наша страна пережила
за последние десятилетия, стремление
аккумулировать силы нации на новое созидание
увенчаются успехом.

В гимназии подготовлена программа
постепенного, многоступенчатого пробуждения
интереса учащихся к своим национальным
традициям. Все это проявляется в творческой
работе наших детей.

1 этап Конструирование

2 этап Моделирование

3 этап Построение

4 этап Создание костюма

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *