Изобразительное искуcство и художественный труд. 2-й класс

  • Воронова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов

Пояснительная записка

Программа «Изобразительное искусство и
художественный труд» входит в учебный комплект
«Школа России», разработана под руководством и
редакцией Б. М. Неменского.

Программа составлена на основе Базисного плана
по изобразительному искусству и художественному
труду из расчёта 2 часов в неделю, общее
количество часов в год — 68.

Программа » Изобразительное искусство и
художественный труд» является целостным
интегрированным курсом, который включает в себя
все основные виды искусства: живопись, графику,
скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и
декоративно-прикладное искусства, зрелищные и
экранные искусства.

Систематизирующим методом является выделение
трёх основных видов художественной деятельности
для визуальных пространственных искусств:
конструктивного, изобразительного и
декоративного.

Основные принципы программы:

  1. Целостная система введения в художественную
    культуру;
  2. Принцип «от жизни через искусство к жизни»;
  3. Принцип целостности и неспешности освоения
    материала каждой темы;
  4. Принцип единства восприятия и созидания;
  5. Проживание как форма обучения и форма освоения
    художественного опыта;
  6. Развитие художественно-образного мышления.

Содержание программы:

Тематический план 2 класс


Наименование разделов и тем Всего часов
1 Чем и как работают художники 16
2 Реальность и фантазия 14
3 О чем говорит искусство 22
4 Как говорит искусство 16
Итого 68

Основные требования к знаниям, умениям и
навыкам обучающихся к концу учебного года:

Учащиеся должны знать:

  • отдельные произведения выдающихся мастеров
    русского изобразительного искусства прошлого и
    настоящего;
  • особенности художественных средств различных
    видов и жанров изобразительного искусства;
  • закономерности конструктивного строения
    изображаемых предметов, основные закономерности
    наблюдательной, линейной и воздушной
    перспективы, светотени, элементы цветоведения,
    композиции;
  • различные приемы работы карандашом, акварелью,
    гуашью;
  • знать деление изобразительного искусства на
    жанры, понимать специфику их изобразительного
    языка;
  • роль изобразительного искусства в духовной
    жизни человека, обогащение его переживаниями и
    опытом предыдущих поколений.

Учащиеся должны уметь:

  • видеть цветовое богатство окружающего мира и
    передавать свои впечатления в рисунках;
  • выбирать наиболее выразительный сюжет
    тематической композиции и проводить
    подготовительную работу (предварительные
    наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с
    помощью изобразительных средств выражать свое
    отношение к персонажам изображаемого сюжета;
  • анализировать форму, конструкцию,
    пространственное расположение, тональные
    отношения, цвет изображаемых предметов,
    сравнивать характерные особенности одного
    предмета с особенностями другого;
  • пользоваться элементами перспективы,
    светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и
    с натуры;
  • передавать тоном и цветом объем и пространство
    в натюрморте, пейзаже, портрете;
  • применять в рисунке выразительные средства
    (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные
    приемы работы акварелью, гуашью), добиваться
    образной передачи действительности.

Календарно-тематическое планирование


Номер урока Содержание (разделы, темы) Кол-во часов
Чем и как работают художники. 16
1 Три основные краски, строящие
многоцветие мира.
1
2 Изображение цветов по памяти и
впечатлению.
1
3 Пять красок — все богатство цвета и
тона.
1
4 Изображение природных стихий без
предварительного рисунка.
1
5 Пастель и цветные мелки, акварель; их
выразительные возможности.
1
6 Изображение осеннего леса по памяти и
впечатлению.
1
7 Выразительные возможности аппликации.
Понятие о декоративной композиции.
1
8 Коллективная работа над панно «Осень». 1
9 Выразительные возможности графических
материалов. Приемы работы тушью.
1
10 Зарисовка зимнего леса на белых листах. 1
11 Выразительность материалов для работы
в объеме. Работа с пластилином.
1
12 Лепка животных родного края из одного
куска путем вытягивания и вдавливания.
1
13 Выразительные возможности бумаги.
Понятие о конструировании.
1
14 Конструирование игровой площадки для
вылепленных животных. Коллективная работа.
1
15 Для художника любой материал может
стать выразительным. Обобщение темы.
1
16 Работа с разными материалами.
Коллективное панно «Праздник».
1
Реальность и фантазия. 14
17 Изображение реальность. Мастер
Изображения учит видеть мир вокруг нас.
1
18 Изображение животных, увиденных в
зоопарке.
1
19 Изображение и фантазия. Роль фантазии в
жизни людей.
1
20 Изображение сказочных животных путем
соединения воедино частей разных животных и
растений.
1
21 Украшение и реальность. Мастер
Украшения учится у природы. Работа с
графическими материалами.
1
22 Изображение паутинок и веточек с росой
при помощи линий.
1
23 Украшение и фантазия. Создание
украшения в графической технике.
1
24 Украшение закладки для книги узором
заданной формы.
1
25 Постройка и реальность. Понятие о
многообразии конструктивных форм в природе.
1
26 Конструирование из бумаги подводного
мира. Коллективная аппликация «Аквариум».
1
27 Постройка и фантазия. Знакомство со
способами преобразования бумаги.
1
28 Конструирование фантастического
города. Индивидуально-групповая работа.
1
29 Братья-Мастера Изображения, Украшения и
Постройки всегда работают вместе. Обобщение
темы.
1
30 Конструирование (моделирование) и
украшение елочных игрушек.
1
О чем говорит искусство. 22
31 Выражение характера изображаемых
животных. Знакомство со средствами
художественного выражения.
1
32 Изображение животных веселых,
стремительных, угрожающих в графической технике.
1
33 Знакомство с элементарными пропорциями
лица.
1
34 Выражение характера человека в
изображении. Мужской образ.
1
35 Изображение доброго и злого воинов.
Гуашь. Ограниченная палитра.
1
36 Выражение характера человека в
изображении. Женский образ.
1
37-38 Изображение противоположных по
характеру сказочных женских образов: Золушка и
Мачеха.
2
39 Образ человека и его характер,
выраженный в объеме. Выразительность поз.
1
40 Знакомство со скульптурой, с работой
скульптора.
1
41 Создание в объеме сказочных образов с
ярко выраженным характером. Лепка.
1
42 Изображение природы в разных
состояниях. Техника работы гуашью (пейзаж).
1
43 Изображение контрастных состояний
природы: море бурное и ласковое.
1
44 Создание иллюстрации к сказке А.С.
Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
1
45 Выражение характера человека через
украшение. Виды украшений.
1
46 Знакомство с прикладными видами
художественного творчества, декоративно —
прикладного искусства.
1
47 Украшение вырезанных из бумаги
богатырских доспехов или кокошников.
1
48 Выражение намерений через украшение.
Украшение древних кораблей.
1
49-50 Украшение двух противоположных по
намерениям сказочных флотов. Коллективная
аппликация.
2
51 В изображении, украшении и постройке
человек выражает свои чувства, мысли, настроение,
отношение к миру. Подготовка к выставке.
1
52 В изображении, украшении и постройке
человек выражает свои чувства, мысли, настроение,
отношение к миру. Выставка работ.
1
Как говорит искусство 16
53 Цвет как средство выражения: теплые и
холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
1
54 Изображение угасающего костра —
«борьба» тепла и холода.
1
55 Перо Жар-птицы. Гуашь без белил и черной
краски.
1
56 Цвет как средство выражения: тихие
(глухие) и звонкие цвета.
1
57 Изображение весенней земли по памяти и
впечатлению. Смеси с белой, серой и черной
краской.
1
58 Линия как средство выражения: ритм
линий.
1
59 Композиционная выразительность линий.
Изображение весенних ручьев.
1
60 Линия как средство выражения: характер
линий. Многообразие линий в природе.
1
61 Изображение весенних веток различных
деревьев.
1
62 Ритм пятен как средство выражения.
Композиционное значение ритма пятен.
1
63 Аппликация «Полет птиц». 1
64 Пропорции выражают характер. Понимание
пропорций.
1
65 Лепка птиц с разным характером
пропорций.
1
66 Ритм линий и пятен, цвет, пропорции —
средства выразительности.
1
67 Урок-обобщение. Коллективное панно
«Весна. Шум птиц».
1
68 Обобщающий урок года. Выставка работ за
год.
1

Список литературы.

Для учителя:

  1. Программы общеобразовательных учреждений.
    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСВЕННЫЙ ТРУД.
    С краткими методическими рекомендациями. 1 — 9
    классы. Под руководством Б. М. Неменского.
    Москова, «Просвещение», 2007 год.
  2. О. В. Островская «Уроки изобразительного
    искусства в начальной школе», 1 — 4 классы.
    Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр
    ВЛАДОС, 2003
  3. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство:
    Искусство и ты: Учебник для 2 класса (2006)
  4. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 2 класса
    (2006)

Для учащихся:

  1. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство:
    Искусство и ты: Учебник для 2 класса (2006)
  2. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 2 класса
    (2006)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *