Классный час Милосердие облагораживает, украшает человека

  • Мустаева Гульзамия Хурматовна, учитель начальных классов

Цель: Воспитание в детях
человечности, милосердия, умения прийти на
помощь нуждающимся в ней, стремления быть
благородным в жизни.

Оборудование: Карточки с новыми
словами, цветок, платок, маска белочки, карточки с
пословицами (для учащихся).

I. Организационный момент

II. Постановка учебной задачи

  1. Чтение стихотворения
  2. “Угрызения совести” (В. Казыханов)

    Ворочается в постели, ворочается,-
    Не может заснуть Лейла.
    Мать, заметив это, забеспокоилась:
    “Заболела ты, доченька, что ли?”

    “Нет”,- сказала Лейла, притихнув,
    Пряча глаза от нее,
    Но с каждой минутой и часом
    Все невыносимей становиться.

    “Ты знаешь, сегодня, в трамвае,-
    Сказала она, наконец,-
    С подружкой, двум старым бабулям
    Мы не уступили мест…

    Поверь, мама, больше такого
    Я не допущу никогда!”
    — Прекрасно, родная, что совесть
    Тебе подсказала вину.

    Но все ж, не беда,-
    Засыпай уж. Я скоро к тебе приду.

  3. Работа над стихотворением.
  • Что такое совесть?
  • (ответы учащихся).

(открываю на доске слово “совесть”)

  • Совесть – чувство нравственной
    ответственности за свое поведение перед
    окружающими людьми, обществом. Быть совестливым
    – быть честным, порядочным.
  • А как вы понимаете слово “угрызение совести”?

(открываю на доске слова угрызение
совести)

  • (ответы учащихся).
  • Угрызение совести – беспокойство, мучительное
    состояние из-за чувства своей вины.
  • Сейчас рассмотрим содержание стихотворения.
    Отчего так мучительно беспокоилась Лейла? Что не
    давало ей заснуть?
  • Ее мучила совесть за то, что она не уступила
    место старым людям в трамвае.
  • Как вы думаете, ребята, поняла Лейла свою ошибку?
  • Да, поняла.
  • В другой раз она поступит так плохо?
  • Нет.
  • Больше она так не поступит, она уступит свое
    место пожилым. Если бы она и ее подружка уступили
    свои места бабушкам, то что бы они совершили по
    отношению к старым людям.
  • Благородство, милосердность.
  • Значит, о чем мы говорим на сегодняшнем классном
    часу?
  • О милосердии, о милосердности.

(открываю тему на доске)

III. Решение учебной задачи

  1. Объяснение слова “милосердие”.

(открываю на доске слово)

  • Как вы понимаете слово “милосердие”? Что
    предполагает “милосердность”?
  • (ответы учащихся)
  • Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или
    простить кого-нибудь из сострадания,
    человеколюбия. Быть милосердным – проявлять
    милосердие, сострадание, помочь в чем-либо,
    проявления великодушия к другому человеку.

(на доске открываю слова
“сострадание”, “великодушие”,
“доброжелательность”)

  • В чем и как выражается благородные, милосердные
    качества людей?
  • В их отношениях к родителям, родственникам,
    знакомым, в отношении к природе, к животным, к
    птицам и т. д.
  1. Работа с пословицами.
  • Ребята, очень много народных пословиц и
    поговорок о милосердии, о милосердности. Я вам
    сейчас раздам карточки, в которых написаны части
    пословиц и поговорок. Вы сами будете составлять
    пословицы.

(работа в группах)

  • Доброе дело сверши и в море брось – оно все
    равно к тебе вернется.
  • Не делай зла, не то на зло нарвешься.
  • Не рой другому яму – сам споткнешься.
  • Человека человеком делает совесть.
  • Неспособный к благодеянию зла не совершит.
  • Добро не купишь.
  • Человека человеком делает совесть.
  • Если один человек сделал доброе дело другому, то
    последний желает ему: “Пусть Бог вам добрых
    детей пошлет!” как вы это понимаете?
  • (ответы учащихся)
  • Если в трудное время, во время болезни, дети
    окажут родителям необходимую помощь – это и есть
    доброта, милосердность детей.
  • Еще как можно отблагодарить человека за
    хорошее, доброе дело?
  • Спасибо, будь счастлив(а), будь умницей, будь
    здоров(а).

IV. Физкультминутка

  • Дети, давайте встанем в круг и скажем друг другу
    хорошие слова, добрые пожелания.
  • (передают друг другу цветок и при этом говорят
    хорошие, добрые пожелания).
  • Игра “Волшебный цветок”.
  • А что мы скажем к этим пожеланиям?
  • Спасибо!
  • Давайте все вместе тепло и ласково проговорим
    это волшебное слово “Спасибо!”.
  • А как почувствовали себя, услышав это ласковое
    слово? Как вам стало?
  • Хорошо, весело!
  • Да, у всех у вас загорелись, засмеялись глаза,
    всем стало весело, радостно.

V. Повторение ранее изученного

  • Ребята, а вы сами знаете такие произведения,
    стихи о доброте, о милосердии?
  • Рассказ “В трамвае”, стихотворение Ш. Галиева
    “Спасибо!”, “Сания” (Г. Бакир), “Бабушка и
    внучек” (М. Гафури), “Волшебное слово” (В.
    Осеева).
  • О доброте, о милосердии есть много рассказов,
    сказок, стихотворений. (Учитель показывает
    некоторые из них). Можете взять их в библиотеке и
    прочитать.

VI. Работа над татарской народной сказкой “Три
дочери”

  1. – Дети, посмотрите все на экран. Там рисунки <Рисунок 1>. Посмотрите внимательно.
    Из какой сказки эти рисунки?
  2. – Татарская народная сказка “Три дочери”.

    – Давайте вспомним содержание этой сказки.

    (По иллюстрациям ученики рассказывают
    эту сказку).

  3. А теперь попробуем инсценировать эту сказку.
  • Дети, хотите инсценировать эту сказку?

(Инсценировка сказки)

  1. Импровизация.
  • Дети, какое плохое дело совершили старшая дочь и
    средняя дочь?
  • Они не пришли к матери в трудную минуту.
  • А как вы думаете, ребята, мать простит своих
    дочерей? (ответы детей).
  • Что надо делать, чтобы простили вас, когда
    делаете что-то нехорошее?
  • Надо просить прощения.
  • По-моему, мать простит их.
  • Давайте, попросим прощения.
  • (девочки, сыгравшие старшую и среднюю дочь,
    просят прощения) Прости меня, мама!
  • (мать их прощает, обнимаются).
  1. Ребята, как вы думаете, какая пословица подходит
    к этой сказке?
  • Доброе дело сверши и в море брось – оно все
    равно к тебе вернется.
  • Дети, будьте всегда добрыми, отзывчивыми,
    милосердными, внимательными к родителям и к
    людям.

VII. Заключение. Вывод

  • Что мы проходили, что изучали на сегодняшнем
    уроке?
  • (ответы детей).
  • Дети, встали все в круг.
  • Давайте скажем друг другу спасибо за хорошую
    работу на сегодняшнем уроке, за хорошие ответы,
    за добрые и красивые пожелания.
  • А как можно выразить свою благодарность,
    сказать спасибо. (Словами, жестом, движениями).
  • Дети, вы сегодня все работали очень хорошо, были
    активными, много знаете хороших, добрых слов. Я
    вам тоже скажу спасибо.

Спасибо вам, ребята!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *