- Мустаева Гульзамия Хурматовна, учитель начальных классов
Цель: Воспитание в детях
человечности, милосердия, умения прийти на
помощь нуждающимся в ней, стремления быть
благородным в жизни.
Оборудование: Карточки с новыми
словами, цветок, платок, маска белочки, карточки с
пословицами (для учащихся).
I. Организационный момент
II. Постановка учебной задачи
- Чтение стихотворения
- Работа над стихотворением.
“Угрызения совести” (В. Казыханов)
Ворочается в постели, ворочается,-
Не может заснуть Лейла.
Мать, заметив это, забеспокоилась:
“Заболела ты, доченька, что ли?”
“Нет”,- сказала Лейла, притихнув,
Пряча глаза от нее,
Но с каждой минутой и часом
Все невыносимей становиться.
“Ты знаешь, сегодня, в трамвае,-
Сказала она, наконец,-
С подружкой, двум старым бабулям
Мы не уступили мест…
Поверь, мама, больше такого
Я не допущу никогда!”
— Прекрасно, родная, что совесть
Тебе подсказала вину.
Но все ж, не беда,-
Засыпай уж. Я скоро к тебе приду.
- Что такое совесть?
- (ответы учащихся).
(открываю на доске слово “совесть”)
- Совесть – чувство нравственной
ответственности за свое поведение перед
окружающими людьми, обществом. Быть совестливым
– быть честным, порядочным. - А как вы понимаете слово “угрызение совести”?
(открываю на доске слова угрызение
совести)
- (ответы учащихся).
- Угрызение совести – беспокойство, мучительное
состояние из-за чувства своей вины. - Сейчас рассмотрим содержание стихотворения.
Отчего так мучительно беспокоилась Лейла? Что не
давало ей заснуть? - Ее мучила совесть за то, что она не уступила
место старым людям в трамвае. - Как вы думаете, ребята, поняла Лейла свою ошибку?
- Да, поняла.
- В другой раз она поступит так плохо?
- Нет.
- Больше она так не поступит, она уступит свое
место пожилым. Если бы она и ее подружка уступили
свои места бабушкам, то что бы они совершили по
отношению к старым людям. - Благородство, милосердность.
- Значит, о чем мы говорим на сегодняшнем классном
часу? - О милосердии, о милосердности.
(открываю тему на доске)
III. Решение учебной задачи
- Объяснение слова “милосердие”.
(открываю на доске слово)
- Как вы понимаете слово “милосердие”? Что
предполагает “милосердность”? - (ответы учащихся)
- Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или
простить кого-нибудь из сострадания,
человеколюбия. Быть милосердным – проявлять
милосердие, сострадание, помочь в чем-либо,
проявления великодушия к другому человеку.
(на доске открываю слова
“сострадание”, “великодушие”,
“доброжелательность”)
- В чем и как выражается благородные, милосердные
качества людей? - В их отношениях к родителям, родственникам,
знакомым, в отношении к природе, к животным, к
птицам и т. д.
- Работа с пословицами.
- Ребята, очень много народных пословиц и
поговорок о милосердии, о милосердности. Я вам
сейчас раздам карточки, в которых написаны части
пословиц и поговорок. Вы сами будете составлять
пословицы.
(работа в группах)
- Доброе дело сверши и в море брось – оно все
равно к тебе вернется. - Не делай зла, не то на зло нарвешься.
- Не рой другому яму – сам споткнешься.
- Человека человеком делает совесть.
- Неспособный к благодеянию зла не совершит.
- Добро не купишь.
- Человека человеком делает совесть.
- Если один человек сделал доброе дело другому, то
последний желает ему: “Пусть Бог вам добрых
детей пошлет!” как вы это понимаете? - (ответы учащихся)
- Если в трудное время, во время болезни, дети
окажут родителям необходимую помощь – это и есть
доброта, милосердность детей. - Еще как можно отблагодарить человека за
хорошее, доброе дело? - Спасибо, будь счастлив(а), будь умницей, будь
здоров(а).
IV. Физкультминутка
- Дети, давайте встанем в круг и скажем друг другу
хорошие слова, добрые пожелания. - (передают друг другу цветок и при этом говорят
хорошие, добрые пожелания). - Игра “Волшебный цветок”.
- А что мы скажем к этим пожеланиям?
- Спасибо!
- Давайте все вместе тепло и ласково проговорим
это волшебное слово “Спасибо!”. - А как почувствовали себя, услышав это ласковое
слово? Как вам стало? - Хорошо, весело!
- Да, у всех у вас загорелись, засмеялись глаза,
всем стало весело, радостно.
V. Повторение ранее изученного
- Ребята, а вы сами знаете такие произведения,
стихи о доброте, о милосердии? - Рассказ “В трамвае”, стихотворение Ш. Галиева
“Спасибо!”, “Сания” (Г. Бакир), “Бабушка и
внучек” (М. Гафури), “Волшебное слово” (В.
Осеева). - О доброте, о милосердии есть много рассказов,
сказок, стихотворений. (Учитель показывает
некоторые из них). Можете взять их в библиотеке и
прочитать.
VI. Работа над татарской народной сказкой “Три
дочери”
- – Дети, посмотрите все на экран. Там рисунки <Рисунок 1>. Посмотрите внимательно.
Из какой сказки эти рисунки? - А теперь попробуем инсценировать эту сказку.
– Татарская народная сказка “Три дочери”.
– Давайте вспомним содержание этой сказки.
(По иллюстрациям ученики рассказывают
эту сказку).
- Дети, хотите инсценировать эту сказку?
(Инсценировка сказки)
- Импровизация.
- Дети, какое плохое дело совершили старшая дочь и
средняя дочь? - Они не пришли к матери в трудную минуту.
- А как вы думаете, ребята, мать простит своих
дочерей? (ответы детей). - Что надо делать, чтобы простили вас, когда
делаете что-то нехорошее? - Надо просить прощения.
- По-моему, мать простит их.
- Давайте, попросим прощения.
- (девочки, сыгравшие старшую и среднюю дочь,
просят прощения) Прости меня, мама! - (мать их прощает, обнимаются).
- Ребята, как вы думаете, какая пословица подходит
к этой сказке?
- Доброе дело сверши и в море брось – оно все
равно к тебе вернется. - Дети, будьте всегда добрыми, отзывчивыми,
милосердными, внимательными к родителям и к
людям.
VII. Заключение. Вывод
- Что мы проходили, что изучали на сегодняшнем
уроке? - (ответы детей).
- Дети, встали все в круг.
- Давайте скажем друг другу спасибо за хорошую
работу на сегодняшнем уроке, за хорошие ответы,
за добрые и красивые пожелания. - А как можно выразить свою благодарность,
сказать спасибо. (Словами, жестом, движениями). - Дети, вы сегодня все работали очень хорошо, были
активными, много знаете хороших, добрых слов. Я
вам тоже скажу спасибо.
Спасибо вам, ребята!