Классный час Мир, и мы в этом мире

  • Михеева Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы

В каждом человеке — солнце,
только дайте ему светить.
Сократ

Одна из традиционных целей гражданского
воспитания в школе – формирование правил
поведения в школе, т.к. каждый ребенок находится в
социуме.

Цели: раскрыть содержание понятий “дружба”,
“терпимость”; привить учащимся уважение к
ценностям дружбы; способствовать развитию
терпимости и корректности в общении с
окружающими, побудить учащихся стать добрее и
более внимательными друг к другу, формировать
гражданскую позицию, воспитывать
интернационализм, межэтническое и межкультурное
взаимопонимание.

Ход классного часа

Вступление.

Ученик читает наизусть стихотворение
Е.Евтушенко “С.Преображенскому”.

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил
И с этой незаметностью дружил,
Он интересен был среди людей
Самой неинтересностью своей.

У каждого свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
Но это всё неведомо для нас.

И если умирает человек,
С ним умирает первый его снег,
И первый поцелуй, и первый бой…
Всё это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,
Машины и художников холсты,
Да, многому остаться суждено,
Но что-то ведь уходит всё равно!

Таков закон безжалостной игры:
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных,
А что мы знаем, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,
Что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего мы,
Зная всё, не знаем ничего.

Уходят люди. Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
От этой невозвратности кричать.

Слово учителя.

— Какое пронзительное стихотворение! Надеюсь,
вам, ребята, понятна его основная мысль: поэт
говорит о самоценности личности каждого
человека и том, как часто нам не хватает внимания
и понимания со стороны окружающих нас людей. Нам
не хватает терпимости и уважения друг к другу.
Теперь это понятие носит название
“толерантность”.

— В жизни нам часто приходится страдать,
обижаться на окружающих за то, что нас
неправильно поняли, незаслуженно обидели.
“Счастье – это когда тебя понимают”, — говорит
герой фильма “Доживём до понедельника”

— Что нужно для того, чтобы установить
взаимопонимание. Ведь без этого не может быть ни
полноценной любви, ни дружбы, ни творческого
содружества, ни просто нормального общения в
этом мире. В Западной Африке, когда встречаются
два человека, один из них в качестве приветствия
обязательно спрашивает другого: “Вы живете в
мире?” — “Только в мире”, — непременно отвечает
другой.

— Мир – это не только часть вселенной, это
окружающее общество, люди, живущие в мире, по
своей природе различаются по внешнему виду,
положению, речи, поведению и ценностям и обладают
правом жить в мире и сохранять свою
индивидуальность. Среди различных групп людей не
может быть единого мировоззрения, но это не
исключает общечеловеческих ценностей.

— Какие общечеловеческие ценности вы знаете?

Примерные варианты ответов:

— стремление найти согласие по наиболее важным
вопросам, не прибегая к насилию и уважая позиции
другого, основываясь на согласии по основным
вопросам;

— умение поступиться своими интересами ради
решения общих проблем;

— проявлять терпимость по отношению к иному
мнению, поступку, позиции, умение выслушать точку
зрения другого человека.

• Каким другим словом можно выразить понятие
“терпимость” (Толерантность)?

Домашнее задание.

За несколько дней до проведения классного
часа класс был разбит на три группы. Каждая
группа получила лист ватмана, на котором было
написано: “Толерантность – это…”.

Ребята должны были сформулировать понятие
толерантности и записать на обратной стороне
листа. Они так сформулировали собственное
понятие толерантности:

— сотрудничество, дух партнерства.

— готовность мириться с чужим мнением.

— уважение прав другого человека.

— принятие другого таким, какой он есть.

— способность поставить себя на место другого.

— Уважение права быть иным.

— Признание факта многообразия.

— Отказ от принципов национальной
исключительности и превосходства.

— Терпимость к иным мнениям, верованиям и
поведению.

— Толерантный человек признаёт мир в его
многообразии и готов принять любую точку зрения.

— Уважение человеческого достоинства и
индивидуальности.

— Предупреждать конфликты и разрешать их
ненасильственными средствами.

Работа в группах.

Приведите примеры конфликтных ситуаций и
способы выхода их неё, учитывая те понятия, о
которых мы сейчас говорили.

Мини-итог.

Учащиеся приводят примеры конфликтных
ситуаций.

Учитель.

Ребята, истории известны три подхода к решению
проблем и конфликтов:

с позиции силы (проблема решается за счёт
силы или, другими словами, за счёт преимущества
одной стороны: перевес в физической силе во время
драки или военное превосходство в сражении,
богатство в деловом мире, авторитет, власть. При
силовом решении проблем часто и права человека
нарушаются: свобода и равенство человека, право
на жизнь, на здоровье, на уважение и личное
достоинство);

с позиции интересов (Александр Невский
успешно решал конфликты не только с позиции силы.
Он неоднократно спасал Русь от набегов
татаро-монголов, выезжая на переговоры к ханам и
стараясь найти общие интересы);

с позиции правил (с точки зрения правил,
записанных в законах РФ).

Какими качествами должен обладать человек,
чтобы найти выход из конфликтной ситуации? (Терпимость,
сдержанность, уважение многообразия в различных
сферах жизни общества)
.

— Как же проявляется равноправие народов
России?

Примерные ответы учащихся:

— равноправие и самоопределение народов
проявляется в равных правах на национальное
развитие, развитие национальной культуры, языка,
на пользование им.

— государство гарантирует всем народам право на
сохранение родного языка, создание условий для
его развития и изучения. Конституция РФ
гарантирует права коренных малочисленных
народов в соответствии с общепринятыми
принцыпами и нормами международного права.

— все народы, народности, этнические группы
могут осуществлять право на самоопределение в
области культуры и образования.

Учитель.

Итак, мы с вами поговорили о способах
разрешение конфликтов, об основных принципах,
соблюдение которых гарантирует мирное
сосуществование разных народов в обществе.

— Какие это принципы? (Равноправие,
взаимопомощь, терпимость, согласие, равенство.)

— Может ли человек жить в одиночестве? Сам по
себе, отдельно от других?

(Ответы учеников)

Учитель.

Есть у Евгения Евтушенко прекрасное
стихотворение:

Люди сильны друг другом,
Так, словно Севером-Юг,
Так, словно пахарь плугом,
Так, словно пахарем-плуг.
Люди сильны друг другом.
Что равнодушья мерзей?
Люди сильны испугом
Вдруг потерять друзей.

Как вы понимаете слова: “Люди сильны друг
другом”?

Примерные варианты ответов:

  • отношения между людьми укрепляют чувство
    уверенности в себе;
  • общение помогает нам учиться и жить;
  • это о дружбе, которая лишает нас одиночества,
    делает нас добрее и лучше.

Найдите примеры и обоснуйте, может ли
человек быть счастлив один?

(Один из учащихся предлагает проанализировать
сказку Салтыкова-Щедрина “Премудрый Пискарь”).

Учитель.

Ребята как вы думаете, как мораль этой сказки
соотносится с темой нашего классного часа?

Примерные варианты ответов:

  • одиночество;
  • бесцельная жизнь;
  • каждый в своей жизни должен кого-то защитить,
    приютить, дать добрый совет;
  • у человека должны быть друзья.

— Действительно, ребята, человеку для
полноценной жизни необходимо общение с близкими
людьми, друзьями.

А что же такое дружба?

Примерные варианты ответов:

  • дружба – это преданность, понимание,
    уважение, верность, искренность;
  • это ответственность за другого;
  • это полное доверие;
  • дружба исключает предательство.

Итак, у нас получились такие определения:

Дружба – это близкие отношения, основанные
на взаимном доверии, уважении, преданности,
общности интересов. Из чего следует, что настоящий
друг
– это тот, с кем нам хорошо, кто
разделяет нашу беду и порадуется вместе с нами,
от кого мы не ждём подвоха. Ребята, не раз вы
слышали среди своих сверстников:

“Не могу найти друзей”, “Почему друзья
ссорятся?”.

Как вы считаете, почему возникают трудности
между лучшими друзьями?

Примерные варианты ответов:

  • лучший друг ведёт себя по-разному наедине со
    мной и в присутствии других людей;
  • лучший друг иногда, не подумав, допускает грубые
    замечания, придирается ко мне или своим
    поступком задевает мои чувства;
  • лучший друг ревнив, считает меня своей
    собственностью и обижается, если я дружу с кем-то
    ещё;
  • друг не хранит моих секретов

Учитель.

Вы правы, существует множество причин ссор
между друзьями. Но я очень хочу, чтобы вы всегда
помнили мнение великого писателя Льва
Николаевича Толстого, который считал, что “Когда
ссорятся, оба виноваты”, так что смело подходите
мириться. А ещё лучше – вообще не ссориться, если
хочешь сохранить свою дружбу, помни, что твоё
мнение навсегда останется твоим, а твой друг
всегда будет думать по-своему. Будешь пытаться
навязывать другому свою правду, не заметишь, как
разрушаются ваши дружеские отношения.

Отвечаем ли мы тем требованиям, которые
предъявляем к другу? Каким другом являемся мы
сами?

Ответьте честно на вопрос, и увидите, к какой
категории вы относитесь.

Тест “Хороший ли вы друг”

1) Вы знаете много забавных историй об одном из
своих приятелей. Как вы поступите:

а) расскажите их другим людям;

б) расскажите, не назвав имени;

в) оставите при себе?

2) Ваш друг часто берёт что-либо взаймы, но
никогда не возвращает взятую вещь.

Сейчас он хотел бы взять дорогой прибор. Как вы
поступите:

а) дадите его;

б) скажите, что его у вас нет;

в) откажите, объяснив причину?

3) Друг случайно разбил ваши часы. Как вы
поступите:

а) скажите, что и без того собирались купить
новые;

б) попросите оплатить стоимость часов;

в) откажитесь от новых часов, но устроите
маленький скандал?

4) Ваш друг поддерживает отношения с
человеком, которого вы не любите. В таком случае:

а) прекратите видеться с другом;

б) ничего не скажете и будете продолжать
дружеские отношения;

в) скажите другу, что он должен выбрать между
вами и другим?

5) Чувствуете, что у вашего друга скоро будут
большие неприятности. Тогда вы:

а) порвёте отношения с ним, чтобы не
пострадать самому;

б) откровенно поговорите с ним;

в) продолжите дружбу как прежде?

6) Считаете, что настоящий друг должен:

а) делиться вместе с вами всем;

б) говорить только то, что хочет;

в) оставлять свои мысли и проблемы при себе?

7) Вам известно, что другу нужны деньги, а у вас
их достаточно, чтобы ему услужить. Вы говорите:

а) “Возьми их, доставишь мне удовольствие”;

б) “Вспомни, сколько раз ты мне помогал. Моя
услуга ничто в сравнении с этим”;

в) “Перебьёшься! Надо экономить!”

8) Курсив как вы поступите, если хотите занять
деньги у друга:

а) намекнёте издалека;

б) попросите взаймы;

в) ничего ему не скажите?

9) Ваш друг купил одежду, которая, как вам
кажется, ему не подходит. Тогда вы:

а) скажете, что она ему не идёт;

б) скажите, что она ему не идёт, и объясните
почему;

в) ничего не скажете?

10) Вы считаете, что ваш друг:

а) интеллигентнее вас;

б) менее интеллигентнее, чем вы;

в) на том же интеллектуальном уровне?

Подсчёт баллов


№ вопроса

а

б

в

1

1

2

3

2

2

1

3

3

3

2

1

4

2

3

1

5

1

3

2

6

1

3

2

7

2

3

1

8

1

2

3

9

1

2

3

10

2

1

3

Результаты

21-30 баллов. Вы действительно хороший друг.
Ваши друзья верят вам и восхищаются вами. С
полным правом можете надеяться, что при
необходимости они придут к вам на помощь.
Разумеется, если и вы будете поступать так же.

15-20 баллов. У вас есть друзья, но, как
большинство из нас, вы иногда не проявляете в
отношениях должного понимания. Когда не знаете,
как реагировать, попытайтесь поставить себя на
место другого человека.

10-14 баллов. Склонны больше обращать внимание
на себя, чем на окружающих. Эта ваша черта –
барьер перед подлинной дружбой. Чтобы стать
хорошим другом нужно проявлять больше интереса к
другим людям.

Подведение итогов

Учитель.

Будьте терпимыми. Терпимый человек чаще
чувствует себя в безопасности. Он склонен
доверять окружающему миру. Ты живешь среди людей.
Не забывай, что каждое твое слово, каждый
поступок, желание отражаются на окружающих тебя
людях. Проверяй свою жизнь вопросом к самому
себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям?
Делай все для того, чтобы людям, окружающим тебя,
было хорошо, не смотря на то, какой они
национальности, вероисповедания.

Помни “Правила жизни”, выполнение которых
ведет к взаимопониманию.

1. Ставь интересы других выше собственных.

2. Будь верен и надежен.

3. Уважая других людей, уважай себя.

4. Терпимо относись к другим точкам зрения.

5. Воспринимай людей как равных себе.

6. Учись сопереживать другим, ставя себя на их
место.

7. Умей прощать и не будь обидчив.

8. Живи в согласии с самим собой и другими
людьми.

9. Проявляй чуткость.

10. Будь уверен в себе и достоин своего дома.

11. Будь свободен ото лжи и обмана.

12. Умей контролировать свои желания и поступки.

13. Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.

14. Стремись все делать как можно лучше.

(Каждый учащийся получает памятку “Правила
жизни”.)


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *