Классный час по теме Как признаться в серьезной проблеме и ошибке?

  • Филатьева Вера Валентиновна, учитель немецкого языка

В 12-13 лет подростки уже хорошо знакомы с такой
нравственной категорией, как совесть. Но в число
приоритетных ценностей они ее не включают. Хуже
того, многие подростки отмечают, что совесть
мешает жить по законам современного общества.
Многочисленные доказательства тому они видят на
экранах телевизора. В силу своей активности и
общительности подростки часто совершают
поступки, которые не могут оценить, исходя из
своего жизненного опыта. В таких случаях голос
совести может оказаться единственной силой,
способной уберечь подростка от ошибки или
проступка.

Цели:

  • формировать умение критически относиться к
    себе, давать честную оценку своих поступков,
    побуждать детей к самоанализу, к размышлению о
    себе, к поиску высоких нравственных идеалов;
  • уточнить значение таких нравственных
    категорий, как совесть, стыд, раскаяние.

Дополнительный материал:

На слайде:

Стыд – осознание вины за свой поступок;
Совесть – наш внутренний судья.

Пословицы:

  • Как ни мудри, а совесть не перемудришь.
  • Совесть без зубов загрызет.
  • Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
  • Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.

План классного часа

1. Вопрос-тест.
2. Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в
сердце».
3. Интерактивная беседа.
4. Словарная работа. «Стыд и совесть».
5. Ситуации выбора. «Голос совести»
6. Упражнения для совести.
«Минута
раскаяния»
«Минута
прощения»
7. Интерактивная беседа.
8. Подведение итогов (рефлексия)

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. Вопрос-тест

– Ребята, у меня к вам вопрос. Представьте себе,
что вы совершили очень плохой поступок За это
учитель может вызвать родителей, а может и
сказать в твоем классе «Ни стыда, ни совести у
тебя нет». Как вы думаете, что страшнее?

Предполагаемые ответы детей:

– Страшнее родители, а учителю я потом докажу,
что совесть у меня есть.
– Лучше минута позора перед классом, чем
родители.
– Если учитель вызывает родителей, то значит,
думает, что я не совсем пропащий человек.
– А мне все равно.

2. Проблемная ситуация

Рассказ «Осколки в сердце»

Вопрос-тест показал, что у некоторых из вас
совесть еще спит глубоким сном. Но когда-нибудь
она проснется, как у героя этого небольшого
рассказа. Послушайте, о чем в нем говорится.
Однажды молодой человек шел по дороге и увидел
слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у
человека было дурное, то ли еще что, только бросил
он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел
себе дальше. Прошло 50 лет, Человек этот добился в
жизни всего: и дети, и внуки, и деньги, и хороший
дом, и всеобщее уважение – все у него уже было.
Только этот эпизод из далекой молодости не давал
ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала
спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого
и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос,
а слепой так и сидит на том же месте с той же
кружкой.
– Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в
кружку битое стекло – это был я. Прости меня, –
сказал человек.
– Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил
их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.

3. Интерактивная беседа

  • Можно ли сказать, в какое время происходили
    события этого рассказа?
  • Почему герой рассказа бросил осколки в кружку
    слепого?
  • Как вы думаете, когда у него появились муки
    совести?
  • Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой
    рассказа?
  • Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь
    помнил о каком-то нищем слепом старике?

4. Словарная работа. «Стыд и совесть»

Русский поэт Александр Яшин написал такие
строки:

В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество,
Верность,
Братство,
И есть еще:
Совесть,
Честь.

Вот как объясняется значение этих слов в
словарях Ожегова и Даля: совесть – внутреннее
сознание добра и зла, «тайник души», в котором
отзывается одобрение или осуждение каждого
поступка, способность распознавать качество
поступка.
Стыд – это чувство сильного смущения,
самоосуждения от сознания предосудительности
поступка, вины.

(Читаем пословицы, записанные на доске)

5. Ситуация выбора. «Голос совести»

– Жизнь часто ставит человека перед выбором:
сделать по совести или против. И этот выбор
каждый должен сделать не ради похвалы, а ради
правды, ради долга перед самим собой. По этому
решению люди и будут судить о человеке.
Давайте рассмотрим некоторые ситуации. Трудно ли
вам будет поступить правильно?

Ситуация первая

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по
ошибке дает вам со сдачей лишние пять рублей. Как
вы поступите?

Дети высказываются по поводу ситуации.

Ситуация вторая

На каникулах класс вместе с классным
руководителем планирует поездку. Идет
подготовка к поездке. Но внезапно в классе
происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя
и залил пол пеной в кабинете. Классный
руководитель просит виновника признаться и
привести класс в порядок. Но никто не признается.
Тогда классный руководитель отменяет поездку. А
вы знаете, что кран сорвал ваш друг. Как вы
поступите?

Дети высказываются по поводу ситуации.

6. Упражнения для совести

– Вся жизнь человека состоит из подобных
ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор, и чтобы
не ошибиться, нужно постоянно слышать голос
своей совести. Давайте сейчас (у кого хватит
смелости) проделаем такое упражнение. Минуту
подумаем, вспомним о своих поступках, в которых
мы раскаиваемся. Назовем это «Минута раскаяния». (Можно
включить музыку; дети в течение минуты
обдумывают свои выступления)

Поднимите руки , кто хочет высказаться. (Дети
выступают)

Второе полезное упражнение – просить прощения.
Может быть есть смельчаки, которые захотят
попросить прощения у тех, кого они обидели? (Если
дети пожелают, то поднимают руки для выступления)

Советую вам провести упражнение дома.

7. Интерактивная беседа

– Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно
очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают,
что самые страшные болезни, перед которыми
бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную
голову меч не сечет», – гласит русская пословица.
Ребята, ну, а если человек не признает свои
ошибки, говорит, что нет у него никаких проблем?
Как быть? Хорошо ему жить на свете?
(Дети высказываются по поводу ситуации.)

8. Подведение итогов (рефлексия)

Наш разговор подошел к концу. Как вы считаете,
заставит ли этот разговор задуматься вас о своих
поступках, разбудит ли вашу совесть?

Предполагаемые ответы детей:

– Мне кажется, разговор был полезным.
– Может кому-то и станет стыдно, но одним
разговором проблемы не решить.
– Многие заглушают голос своей совести.

В заключение, я хотела бы привести слова
Фазиля Искандера: «Можно ли воспитать
совесть? Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и
слабо выраженная, есть у каждого человека. Если
человек со слабо выраженной совестью попадает в
коллектив, которым дорожит, он старается
придерживаться общепринятых нравственных норм.
Поначалу он стыдится не столько бессовестного
поступка, сколько оглашения его. Но это уже
воспитание, и, как во всяком воспитании,
правильное поведение со временем становится
привычкой».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *