Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников

  • Узунова Оксана Владимировна, воспитатель

В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них непривычными.

С возрастом потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.

Выступая сложным и значимым для личности образованием, познавательный интерес представляет собой:

  • избирательную направленность человека, его внимания, мыслей, помыслов на объекты и явления окружающего мира;
  • стремления, потребность личности заниматься именно данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;
  • мощный побудитель активности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;
  • особое избирательное отношение к окружающему миру, его объектам и явлениям, активное эмоционально – познавательное отношение к миру

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развивается внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Что же такое коллекционирование?

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

И чего только не собирали люди! Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья. Позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись, «Мерседесы». Каждый желающий выбирает себе коллекционирование по вкусу и по карману.

Коллекционеров всегда называли чудаками. Но ведь и Эйнштейн, и Павлов были коллекционерами. А еще Рузвельт и Фрунзе, Неру и Брежнев и миллионы других, известных и неизвестных.

В настоящее время, ввиду социальных и экономических перемен, взрослые мало интересуются, что же собирают дети. Или же не задумываются, не до конца осознают, на что направлено коллекционирование определенных предметов. Так вот, на первом месте среди детей младшего возраста стоит собирательство наклеек, фишек и вкладышей от жевательной резинки. Изображаются на них в основном чудовища, монстры, кадры из мультфильмов, звезды «сомнительного» кино, машины. Продаются они целыми наборами, и, разумеется, ничего «российского» там нет.

Настоящее коллекционирование – поиск чего-либо. Здесь же ни о каком поиске речи нет! И уже сейчас подрастающее поколение, которое западных звезд, героев мультфильмов знает гораздо лучше, чем своих, российских – а ведь у нас есть чем гордиться!!! Ведь не зря нашу историю, нашу страну называют великой. Эти наклейки учат, воспитывают и незаметно растлевают, прививают патриотизм, но не к своей стране. Кстати сказать, вкладыши – это отнюдь не новый вид коллекционирования. Подобные вкладыши собирали наши бабушки и прабабушки, но только это были вкладыши русские, в основном из кондитерских товаров. На них были изображены животные, виды городов, русских храмов, картины из истории России. И они воспитывали и прививали любовь к Отечеству.

Наша работа по коллекционированию началась в младшей группе 2007-2008 учебного года, когда мы собирали все вместе коллекцию коробочек – от большой до самой маленькой – яркие, гремящие, шипящие, разноцветные — самые разные. Создавали вместе с детьми коллекции: камней, мягких игрушек, ракушек.

2008-2009 учебный год: наши коллекции принимали все новые и новые формы. Родители вместе с детьми собирали картинки: животных разных стан, транспорт, времена года, речевой материал и создавали альбомы на темы: «В мире животных» — семья Зинкевич и семья Бастуевых; «Все о спорте»- семья Гаджиевых; «Виды транспорта» — семья Букреевых; «В космических просторах» — семья Зайцевых. Великолепная коллекция платков (женский головной убор) была представлена Гаджиевой Саидой Отарбиевной, более 20 видов. Изготавливали семейные гербы и семейные флаги. Семья Клюкиных представляла коллекцию марок, которую начинал собирать в детстве еще их папа.

В 2009-2010 учебном году мы «выросли» — в прямом и переносном смысле. В этом учебном году у нас проходят — персональные, семейные, групповые, творческие выставки коллекций. Семья Сенаторовых представила «Библиотеку мужества» куда вошли книги о богатырях, защитниках — героях Отечества; семья Букреевых — коллекцию рыцарей, богатырей, всадников, доспехов. А семья Петровых – свою коллекцию динозавров и в качестве сопровождения энциклопедии о них, кроме того, на удивление и восторг всей группы, персональную выставку «Военная техника». Семья Клюкиных – коллекцию камней. Воспитатели группы – коллекцию мелких игрушек, которая собиралась несколько лет. Семь Гаджиевых – коллекцию «Кукольная страна» — куда вошли самые разнообразные куклы: Барби, пупсы, Дартс, подарочные куклы – от большой до маленькой, одежда к ним, посудка, коляски и пр. Каждая коллекция находится в распоряжении детей в течение 10 дней. Темы коллекционирования выбраны каждой семьей и в течение определенного времени мамы и папы вместе с детьми «работают» над ней дома. Дети с нетерпением ждут своей очереди, когда подойдет время выставки. Готовится коллекция пуговиц семьи Гуральник, Коллекция принцесс семьи Леоновых, Коллекция военной символики семьи Сенаторовых. Коллекция морских диковин семьи Зинкевич. Коллекция машинок «01», «02», «03» — служб спасения семьи Шаршатовых и др.

Каждый готов представить свою коллекцию. Для этого в группе организован «красный уголок», где каждый желающий сможет выставить коллекцию.

Что дает коллекционирование ребенку? Авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах, раскрытие собственного внутреннего мира. А главное, собирая коллекцию — проведенное вместе «качественное» время со своими родителями.

Стойкость пытливого отношения детей к коллекционированию (а в дальнейшем умение доводить начатое дело до конца) зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или относятся к нему равнодушно.

Коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, — словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, т.е. связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.

ДЕРЗАЙТЕ!

ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *