Конспект НОД в средней группе по теме Семья снежинок

  • Бикмухаметова Елена Михайловна, воспитатель
  • Зотова Елена Витальевна, воспитатель
  • Майорова Надежда Михайловна, воспитатель
  • Мырсикова Светлана Васильевна, воспитатель
  • Хаджаева Наталья Владимировна, воспитатель

Программное содержание: обобщить и
систематизировать знания детей о зиме; упражнять
в образовании прилагательных от
существительных, подбирать однокоренные слова;
упражнять в составлении рассказов по схеме;
активизировать словарь по данной теме; вызвать
положительный эмоциональный отклик на явления
природы в передаче своего отношения средствами
поэзии, музыки и изобразительного искусства,
развивать воображение; воспитывать интерес к
коллективной работе; закрепить умение рисовать
снежинки разными способами (длинными штрихами,
методом тычка, разбрызгиванием, примакиванием,
концом кисти).

Материал: тонированные листы бумаги, белая
гуашь, кисти, ватные палочки, музыкальные отрывки
из произведений Чайковского (“Времена года” —
“Декабрь”, “Масленица”), Свиридова (“Метель”),
снежинка — Искринка, портреты снежинок, схемы для
рассказывания, снежинки для танца.

Ход урока

Воспитатель загадывает загадку детям:

Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)

  • Что выпадает зимой? (Снег)
  • Если зимой много снега, то зима какая? (Снежная)
  • Если зимой сильный мороз, то зима какая?
    (Морозная)
  • Если часто метет метель, то зима какая?
    (Метельная)
  • Если часто гуляет вьюга, то зима какая? (Вьюжная)
  • Если на улице стужа, то зима какая? (Студеная)

Вот как много слов мы придумали о зиме.

Давайте поиграем в игру “Зимние слова”. (Дети
хлопают в ладоши, если слышат слова, связанные с
зимой)

Снежинка, жара, снеговик, листопад, снегурочка,
загорать, снегопад, ягоды, снегирь, снежки,
снегоход.

— Что общего вы услышали в этих словах? (Снег,
снеж)

— Все эти слова образованы от слова снег. Это слова
– родственники.

— Как вы думаете, что такое снег? (Замерзшая вода)

— Сейчас вы послушаете стихотворение и скажите
о чем оно.

Ребенок читает стихотворение:

— Белая, узорная звездочка-малютка
Ты слети мне на руку
Посиди минутку
Покружилась звездочка
В воздухе немножко
Села и растаяла на моей ладошке. (О снежинке)

— Из чего состоят снежинки? (Из лучиков,
кристалликов)

— Если рассмотреть снежинки, то можно увидеть,
что все они разные, потому, что кристаллики воды
неравномерно примерзают друг к другу. (Показ)

— Как вы думаете, где живут снежинки? (На тучке)

В огромной синей туче, которая летала над
лесами и полями, городами и дорогами жили-были
снежинки. И у каждой снежинки была своя семья. Они
резвились, играли, водили хороводы. У каждой
снежинки была своя мечта: одной хотелось
опуститься на ель в лесу и увидеть как зимуют
звери, другая мечтала опуститься на крышу дома,
подружиться с котами и синицами. Снежинке по
имени Искринка очень хотелось прилететь к нам в
детский сад и познакомиться с ребятами. И сегодня
ее мечта сбылась. (Появляется снежинка)

— Как вы думаете, почему ее зовут Искринка?
(Потому что снежинка искристая)

Ребенок читает стихотворение:

Раз шажок, два шажок
Под ногой скрипит снежок
На шнурке ботинка
Звездочка-снежинка
Я возьму ее рукой —
Нет снежинки никакой
А на рукавице-
Капелька водицы.

— Представьте, что вам на ладошку приземлилась
снежинка. Какая она? (Пушистая, холодная, тонкая,
серебристая, нежная, загадочная, хрустящая.)

— Что же делают эти легкие снежинки? (Летают,
падают, блестят, сверкают, тают…)

Игровое упражнение “Снежок”

Посмотрите, как блестит,
Под ногами он хрустит.
Беленький снежок,
Легкий, как пушок.
Дует, дует ветерок,
И летит, летит снежок,
Закружился, заблестел,
Над полянкой полетел.
А потом на землю пал,
До весны там пролежал.

— Снежинка — Искринка очень любит слушать
сказки. Пусть она посидит и послушает детей.

Пересказ детьми сказки по схеме.

Cказка про Снежка и Снежинку

В одном красивом доме сидел на подоконнике
котенок по имени Снежок и смотрел в окно. А
снежинки все кружились и кружились за окном.
Вдруг ветер, сильно дунул, и форточка открылась:
на подоконник посыпались снежинки. Котенок
увидел, что снежинки начали превращаться в
капельки воды, и только одна блестела в белой
лапке. Снежинка была грустной.

На улице так же весело кружились снежинки
подружки.

— Хочешь, я тебя отнесу обратно? – спросил
Снежок.

— Да! Очень – обрадовалась Снежинка.

Снежок потихоньку посадил снежинку на свой
хвостик и побежал к окну. Он высунул хвостик
наружу: “Лети!” Снежинка полетела к своим
подружкам. Снежок наблюдал за танцем маленьких
снежинок. Он все смотрел, смотрел и уснул.

А во сне он увидел, что стал большой белой
пушистой снежинкой и танцевал со всеми
снежинками.

— Сейчас девочки покажут танец, который Снежок
увидел во сне.

Танец снежинок (исполняют девочки)

Снежинка хочет познакомить нас со своей семьей.
Она принесла фотографии и хочет, чтобы мы
угадали, где чей портрет.

  • Каков характер у снежинки?
  • Какой из “портретов” подходит для снежинки, на
    ваш взгляд?

Уточняется способ рисования. В случае
рисования осуществляется показ воспитателем.

Далее следует поиск брата снежинки.

  • Как вы думаете, он старше или младше снежинки?
  • Каков у него характер?
  • А куда он хотел приземлиться?

Воспитатель, обобщая высказывания детей,
создает как вариант портрет озорного братца,
колкого, ершистого по характеру, поэтому и
движения его резкие, колючие. И когда он со своими
друзьями отправляется в путешествие из снежного
облака на “Землю”, у нас идет мелкий, как крупа,
снег.

Идет выбор портрета, уточнение способов
изображения (ватными палочками мелкие, частые
точки).

Проводится аналогичная работа над портретами
мамы, бабушки, дедушки.

Мама — ласковая, нежная, пушистая, мягкая. Тихая,
спокойная погода. Снег не спеша большими
хлопьями ложится на деревья, прохожих (рисуем
сухой кистью способом тычка). Или объединяем
несколько точек воедино концом кисти.

Папа строгий, деловой. Идет снегопад, в котором
как бы прослеживается определенный ритм.
Рисование всем ворсом, способом примакивания,
штрихи ложатся в определенном направлении.

Бабушка – добрая, ласковая, но забывчивая,
стала “варить снежную кашу для внучат” но
захлопоталась “снежное молоко” убежало –
началась метель. (Рисование концом кисти и всем
ворсом хаотичных, беспорядочных точек, мелких
штрихов, мазков.

Дедушка – добрый, обычно спокойный, но иногда
может сильно рассердиться на проказы своего
внука. И если брат снежинки вовремя не
угомонится, не успокоится, дедушка может и
разбушеваться, тогда начинается буран.
(Рисование концом кисти длинных, наклонных линий
– штрихов, местами штрихи переходят в спираль,
как образуя завихрения, почти сплошная белая
пелена)

После подбора портретов снежинка предлагает
послушать и угадать “голоса” своих
родственников, звучат отрывки музыкальных
произведений.

Снежинка загадочно улыбается: “Я пришла к вам
не с пустыми руками, а захватила с собой кусочек
снегового облака, которое поможет вам нарисовать
портрет моей снежной семьи.

Пальчиковая игра-массаж

Пальчик – мальчик, где ты был,
Где ты с братцами ходил?
— С этим я в снегу валялся,
— С этим с горочки катался,
— С этим по лесу гулял,
— С этим я в снежки играл.
Все мы пальчики – друзья,
Где они – там и я!

Дети коллективно рисуют семью снежинок.

По завершению дети комментируют созданные ими
портреты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *