Конспект урока по обучению грамоте по программе Перспектива по теме Звуки [в], [в`]. Буква В

  • Доргунова Ольга Николаевна, учитель начальных классов, логопед

Цели и задачи урока:

  • формирование умения различать звуки [В], [В’];
  • знакомство с буквой В, формирование умения
    читать слоги и слова с новой буквой;
  • привлечение внимания к разнице в произношении и
    написании слов;
  • развитие фонематического восприятия звуков
  • развитие устной речи учащихся

ХОД УРОКА

1. Приветствие, проверка готовности к уроку

– Доброе утро ребята, настроимся на работу:

Раз, два, три – слушай и смотри,
Три, два, раз – начинаем мы сейчас.

– Скажите мне, пожалуйста, ка вы думаете, кто
самый главный, самый нужный человек на уроке? (Учитель
выслушивает ответы детей)
У меня есть
волшебный мешочек, заглянув в него, вы сможете
узнать, кто самый важный, главный и нужный
человек на уроке. Но пока это секрет. Я
надеюсь, что в конце урока вы сможете его
раскрыть

2. Повторение пройденного материала

– С какой буквой вы познакомились на прошлом
уроке? (Буква Р)
– Какие звуки она обозначает? (Звуки [Р], [Р’])
– У какой птицы можно поучиться произношению
этих звуков? (У вороны)
– Давайте выучим воронью скороговорку.

Проворонила ворона воронёнка. (Учитель с
детьми хором проговаривает скороговорку 3-4 раза).

– Объясните мне, что значит проворонила? (Потеряла,
недосмотрела за ним)

– А сейчас покажите , как вы научились читать
слова с буквой Р.

На доске записаны слова:

Руки –
раки рыл
– открыл
Три – смотри рис –
турист

Дети читают слова хором. Объясняют, что
изменяется в словах.

3. Знакомство с новым материалом. Беседа по
содержанию рисунка на с. 93

– Откройте учебник на с.93.
– Кого вы видите на рисунке? (Ворону)
– Что у вороны в клюве? (Веер)
– А в гнезде? (Пуговицы)
– Как вы думаете, откуда? Чтобы узнать наверняка,
нужно прочитать страницу «Азбуки», а для этого
познакомимся с новой буквой. Вспомните
скороговорку, какой ещё звук чаще всего в ней
встречается? (Звук В)

4. Анализ звуков [В], [В’].

– С какого звука начинается слово ВОРОНА? (Со
звука В)

– Какой это звук? (Он согласный, т.к. встречает
преграду на своём пути, звонкий, твёрдый )

– С какого звука начинается слово ВЕЕР? (Со
звука [В’])

– Какой это звук, чем он отличается от звука [В’]? (Он
согласный, т.к. встречает преграду на своём пути,
звонкий, мягкий)

– В названии каких предметов, находящихся в
гнезде вороны, имеются звуки [В], [В’]? (Пуговицы,
ведро, ветка и т.д.)

– Назовите свои слова, которые начинаются с
твёрдого согласного [В], с мягкого [В’]?
– Теперь я называю вам слова, если мягкий звук в
слове хлопают девочки, если твёрдый звук хлопают
мальчики.

Вася, Витя, Вика, Варя, Валера, Виола, Вера, Веня,
Валя, Вадик, Вова.

– Что объединяет все эти слова? (Это имена)
– Как имена пишутся? (С заглавной буквы)

5. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветер дует тише, тише,
Деревцо всё выше, выше. (Дети выполняют
упражнения)

6. Игра «Закончи предложение»

– Приготовились слушать задание. Нужно
закончить предложение словом, которое подходит
по смыслу и обязательно начинается на букву В.

Варя варит … (варенье, вареники…)
Ваня взял … (вафли, веник…)
Вася надел … (валенки, варежки…)
Вышел на охоту … (волк…)
В море высокие … (волны…)
Валя вяжет … (варежки…)
На воротах сидит … (ворона, воробей…)
На ветке чирикает … (воробей…)

7. Игра «Найди ошибку»

– Вчера на уроке у нас в гостях были клоуны. Они
составили предложения, давайте их проверим и
исправим. (Учитель читает предложения, а дети
должны услышать ошибку и исправить её)

Цветы стоят НА вазе.
Дрова горят У печки.
Карандаш НА руке.
Вафли лежат К тарелке.
Варенье положили НА банку.

8. – Предложения сломались,
помогите восстановить в них порядок слов.

Валя, море, в, плавал.
Луг, на, коровы, вышли.
Ворона, дерево, на, села.
Внесла, Варя, комнату, в, самовар.
Ворота, в, вошёл, Вася.

9. Чтение слогов и слов с новой буквой В
на с.93 хором
. (Дети хором читают слоги,
затем идёт работа над словами).

– Произнесите слово ворона по слогам. (Варона)
– Прочитайте слово по слогам, так как оно
написано. (Ворона)
– Обратите внимание: что мы говорим варона, а
пишем ворона.
– Прочитайте слово, написанное рядом со словом
ворона. (Вилка)
– С какого звука оно начинается? (Со звука [В’])
– Случайно ли рядом с вороной оказалась вилка? (Ответы
детей)

– Об этом вы узнаете из рассказа, но сначала
прочитайте слова, которые встретятся в рассказе.

Вор – ворона Вика
– вилка

10. Чтение текста «Ворона» на с.93, анализ
прочитанного текста

– Представьте, как вороне удалось совершить
задуманное: украсть вилку?
– Она подкралась незаметно или сделала это
быстро, неожиданно для ребят?
– Какую скороговорку вы можете вспомнить,
которую можно сказать Вове и Вике. (Проворонила
ворона воронёнка. Только вместо воронёнка –
вилка)

– Кто проворонил вилку? (Вика)

11. Игра «Догонялки»

– Я начинаю читать текст с любого слова, а вы
должны найти и продолжить чтение.

Вика….
Открыла…
Смотрит…

12. Работа в паре. Составление схемы слов.

– Найдите слово в рассказе, которое начинается
на букву В, составьте его схему, а ваш сосед
должен отгадать слово, спрятанное в схеме.

13. Подведение итогов

– Наш урок подходит к концу. Давайте подведём
его итоги.
– Скажите, какую цель мы ставили перед собой на
уроке? (Знакомство с буквой В, звуками [В],[ В’])
– Удалось ли нам её достичь? (Да)
– Чему мы научились? (Ответы детей)
– Что получилось лучше всего? (Ответы детей)
– Помните, в конце урока мы договорились
выяснить, кто же является самым важным и нужным
человеком на уроке. Открываем волшебный
мешочек… (УЧЕНИК).
– Совершенно верно. Молодцы!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *