Конспект урока по теме Появление христианства на Тверской земле. 4-й класс

  • Скаржинская Татьяна Васильевна, учитель

Цели урока: Осмысление появления
христианства на Тверской земле, его роли в
формировании основ мировоззрения, духовных и
нравственных установок и ценностей.

Задачи урока:

  • Обучающие: Учить понимать особенности
    принятия христианства на Руси и распространения
    его на территории Тверского княжества.
  • Развивающие: Развивать навыки умственной
    деятельности, познавательных интересов,
    переноса и применения знаний и умений в новой
    ситуации.
  • Воспитательные: Воспитывать интерес к
    духовной жизни Тверского края, желание познавать
    историческое культурное наследие своего народа,
    основы его духовной культуры.

Оборудование: мультимедийная установка,
презентация по теме, текстовый материал урока,
рабочие тетради.

Тип урока: комбинированный.

План урока:

  1. Сообщение темы и цели урока.
  2. Повторение пройденного материала.
  3. Изучение новой темы.
  4. Опрос по новому материалу.
  5. Закрепление нового материала.
  6. Творческое задание – кроссворд.
  7. Подведение итогов.
  8. Консультация учащихся по домашнему заданию.
  9. Домашнее задание.
  10. Рефлексия в конце урока.

Формы и виды деятельности:

Беседа, комментированное чтение, просмотр
презентации, самостоятельное творческое
задание, подготовка к беседе с членами семьи по
теме.

Основные термины и понятия: славянские племена:
словене, кривичи,меря, весь, чудь; общественный
уклад и деятельность человека; верования славян;
князь, дань, погост, князь Владимир; христианство,
Иисус Христос, молитва, священник, заповеди,
Евангелие, церковь, святые.

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы и цели урока. Вступительное
слово учителя. Сегодня на уроке мы познакомимся с
темой, связанной с историей появления
христианства на Тверской земле. Именно с
познания своего края начинается изучение
истории Отечества. С воспитания любви к малой
родине начинается воспитание любви к Отечеству.
А Отечество, как писал митрополит
Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, “понятие
священное, ибо его даровал всякому народу Сам
Господь Бог, от которого именуется каждое
отечество”.

В течение многих десятилетий при изучении
истории нашего народа из нее искусственно
выбрасывалось все, что было связанно с
традиционной духовностью русского народа, с
православной верой. История отечества не может
быть понята, а главное – прочувствована без
понимания православной традиции, которая на
протяжении многих веков была фундаментом
нравственности и духовности русского человека.

Изучая историю духовной жизни Тверского края,
православных святынь Тверской земли, мы
познакомимся с людьми, которые своим духовным
подвигом повлияли на ход истории и заняли
достойное место в памяти народа.

II. Повторение пройденного материала.

  1. Как называется наш край? (Тверской)
  2. Как называли людей живших на нашей земле более
    тысячи лет назад? (Славяне)
  3. Каков был общественный уклад, деятельность,
    верования этих людей? (община, земледелие,
    скотоводство, языческие верования)
  4. Как называли языческих богов? (Перун, Велес,
    Ярило)
  5. Как люди относились к ним? (боялись, приносили
    жертвы)
  6. Какие особенности языческих верований?
    (верования связаны с силами природы)

III. Изучение нового материала – Нам сегодня
поможет узнать много нового удивительная
книгаХрестоматия “Православные
святыни Тверской земли”, созданная коллективом
кафедры теологии Тверского государственного
университета. Авторы хрестоматии: Иванов П.С.,
Гурин А.Б., Горшкова С.Е., Бабушкина Т.В. интересным
и доступным языком изложили в ней развитие
истории и духовной культуры нашего родного края.
Эта книга станет нашим спутником в мир
православных святынь Тверского края. В первой
главе мы узнаем, как христианство пришло на
Тверскую землю. (Поочередное чтение главы 1 с
комментариями учителя.)

Приложение 1. Текстовой
материал: Глава 1, хрестоматии “Православные
святыни Тверской земли.

IV.Ответы на вопросы по основным понятиям:

  • Что больше запомнилось? (выборочный пересказ
    текста по выбору детей);
  • Как жили люди на земле более тысячи лет назад?
    (родовыми общинами)
  • Почему наши предки селились в основном по
    берегам рек? (вся земля была покрыта густым лесом,
    занимались рыболовством)
  • Какие дороги были главными? (водные)
  • Как назывались племена, жившие на территории
    Тверской земли? (меря, весь, чудь)
  • Кому платили дань? (князьям)
  • Где это происходило? (в поселениях – погостах)
  • Какую функцию выполняли погосты? (место сбора
    дани, место торга купцов)
  • Что вы знаете о христианстве, чем оно отличается
    от язычества? (вера в одного бога — Иисуса Христа)
  • Кто такой Иисус Христос? (Спаситель мира — сын
    Божий и Девы Марии — Богородицы)
  • Объясните слова: священники (святой отец –
    посредник между Богом и человеком), Евангелие
    (Благая весть – жизнеописание Иисуса Христа),
    заповеди (религиозные законы), молитва (обращение
    к Богу)
  • Какие христианские заповеди наиболее важны? (самые
    важные две заповеди 1 — «Возлюби Господа
    Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею
    и всем разумением твоим» 2 — Возлюби ближнего
    как самого себя — в этих заповедях все
    библейские заповеди.)
  • Святые – кто это? (Святые – это люди, освященные
    Богом. Миссия святых – являть Бога словом и
    образом жизни.)

V. Закрепление нового материала.

Приложение 2. Презентация по
теме урока.

VI. Самостоятельная творческая работа – построение
кроссворда к слову “Христианство” с
использованием основных терминов и понятий темы.

VII. Подведение итогов
самостоятельной творческой работы и темы урока
.
Что нового, интересного узнали на уроке и какую
роль играют эти знания в мировоззрении учащихся.

VIII. Консультация учащихся по домашнему заданию
беседа с членами семьи, друзьями о теме урока,
понятиях, особенностях подготовки домашнего
задания:

IX. Домашнее задание (по выбору учащихся).

Представьте, как могли жить наши далекие предки
на берегах наших рек. Попробуйте нарисовать то,
что вы представили.

Сфотографируйте сами или с помощью взрослых
православную церковь города, которая вам
особенно нравится. Знаете ли вы как называется
эта церковь? Если не знаете, проведите маленькую
краеведческую экспедицию и узнайте факты из
истории церкви.

X. Рефлексия в конце урока – использование
смайликов для определения эмоционального
настроя учащихся.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *