Конспект занятия Рыбье царство Оби

  • Шульц Нина Владимировна, педагог дополнительного образования по экологии

Программное содержание:

  • Уточнить и расширить представление детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов
  • Познакомить детей с обитателями реки Обь, путем сравнения подвести детей к выводу о том, чем похожи все рыбы: местом обитания, кожным покровом, наличием плавников, способом передвижения
  • Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу, обитателям водоемов и уметь в трудное время прийти на помощь
  • Д/И «Осторожно, щука!»
  • П/И «Путешествие капельки»
  • Опыт «Очистка воды»

Развивающая среда: 2 баночки с грязной водой, 2 фильтра, 2 пустых баночки, маски рыб, 4 обруча, макет реки, рыбы.


Предварительная работа:

Серии наблюдений за рыбками, модели рыб и живых организмов; серии опытов с водой; рассматривание иллюстраций с изображением рыб; наблюдение за водой во время прогулок; чтение рассказа Н.Рыжовой «Как обидели люди речку».

Ход занятия


1 часть.

– Сегодня мы с вами отправимся в гости к обитателям реки Обь. Мы узнаем, кто живет в нашей могучей, большой реке. (Дети рассаживаются на стульчики).

– Оглянитесь вокруг себя, внимательно посмотрите и запомните вещи, предметы, которые непосредственно связаны с водой. (Ответы детей)

– А теперь вспомним, где в природе встречается вода и в каком состоянии она в разное время года. (Ответы детей)

П/И «Путешествие капельки».

Дети играют 2 раза. На второй раз, когда дети объединяются в реку, течет река до Оби. (Макет реки)


2 часть.

Возле речки сидит Коля и плачет. Дети спрашивают, что с ним случилось, почему плачет.

– Как же мне не плакать. Встал утром рано, решил порыбачить, а река вся грязная, запах неприятный даже рыб не видно.

– Не плачь, Коля, мы тебе поможем. Пойдем с нами в лабораторию, там мы постараемся очистить воду.

Опыт «Очистка воды».

Очистили воду и идем выливать в реку, загрязнения исчезают. На поверхности появляется рыба. Коля благодарит нас и остается с нами.


3 часть.

– Ребята, а вы знаете, как называется река, которая протекает у нас в Сургуте?

– Это великая, могучая Обь. Здесь водится очень много рыбы.

– Каких рыб вы узнали? (Ответы детей)

– Чем похожи рыбы?

– Чем отличаются друг от друга?

– Какой формы тело у щуки?

– Какой формы тело у карася?

– Зачем рыбе хвост?

– Чем отличаются рыбы от других животных?

Д/И «Осторожно, щука!»

– В нашей Оби водится рыба, которая занесена в Красную книгу. Это – осетр, стерлядь. Этих рыб в реках становится все меньше и меньше.

Сибирский осетр – самая крупная рыба, которая водится в Оби. У этой рыбы самая ценная икра, живет она до 100 лет. Верхняя часть туловища покрыта ромбовидной чешуей, маленькими горбиками. Длиной она может быть до 2 метров и может весить до 100 кг.

А это – стерлядь, родственница осетра. Она в длину может достигать до 1 метра и весить до 16 кг. Но в наших реках эти рыбы поменьше. И чтобы не исчезли эти рыбы с наших рек, чем мы можем им помочь? (ответы детей об их охране, очистке воды и т.д.)


4 часть.

Моделирование по малым группам:

  • смоделируй модель живого организма;
  • смоделируй рыбу;
  • размножение рыб.


Подведение итогов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *