Конструкт урока по географии Южные материки. 7-й класс

  • Талашманова Наталья Анатольевна, учитель географии

Пояснительная записка

Актуальность работы связана с переменами, происходящими в современном
обществе, требующими ускоренного совершенствования образовательного
пространства, определения целей образования, учитывающими государственные,
социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным
направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых
образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования
обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий
(УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного
процесса.

Овладение обучающимися универсальными учебными действиями выступает как
способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и
активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность
самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей,
включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

В настоящее время, на этапе реализации ФГОС, каждому учителю-предметнику
необходимо овладеть новыми методами работы; в частности системно –
деятельностным. Конструкт урока четко показывает смещение акцента с
отбора предметного содержания на отбор способов деятельности.

Цель: Составить конструкт урока географии по теме “ Южные материки”

Задачи

  • Изучить нормативные и методические документы
    по организации и сопровождению ИД обучающихся согласно требованиям
    ФГОС
  • Выбрать перечень УУД, развиваемых у обучающихся на основе включения их в
    исследовательскую деятельность
  • Научиться составлять конструкт, согласно требованиям ФГОС

Планируемые результаты

1. Знакомство с нормативными документами ФГОС
2
. Разработка конструкта
3. Повышение профессиональной компетентности

Объект: Географическое образование в основной общеобразовательной школе

Предмет: Формирование исследовательских способностей обучающихся на уроке
географии

Для реализации проекта используются методы:

а) на этапе разработки: анализ, моделирование
б) на этапе реализации: эксперимент

Конструкт урока

Тема: Южные материки

Класс: 7

Тип урока: Изучение нового материала

Цели обучающая воспитательная развивающая
Формирование представления о природных
явлениях, позволяющих объединять материки в группу.
Формирование культуры общения при
работе в парах.
Развитие познавательных интересов
учащихся, умения работать в группе с учебником и атласом
Планируемые результаты предметные личностные метапредметные
1. Называют и показывают южные материки

2. Описывают и объясняют объединяющие их признаки: ГП, рельеф, климат,
особенности вод, растительность.

3. Объясняют наличие исключений по каждому природному компоненту

1. Осознают ценность географического
знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

2. Работают в
коллективе; высказывают суждения, подтверждая их фактами;

1. Организовывают свою деятельность,
определяют её цели и задачи

2. Ведут самостоятельный поиск, анализ,
отбор информации, взаимодействуют с людьми и владеют элементарными
практическими умениями работы с учебником и атласом

Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты):

  • личностные:
    осознать необходимость изучения окружающего мира.
  • регулятивные: принимать
    и формулировать учебную проблему.
  • познавательные: анализировать,
    сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и
    следствия простых явлений.
  • коммуникативные:
    умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

УМК. Учебник: В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев “География материков и
океанов. 7 класс”, М: Дрофа, 2007.

Атлас: География материков и океанов. Изд. Роскартография, 2012

Оборудование: физическая карта мира, атласы, инструктивные карты для
работы в группе.

Этапы
урока

Деятельность учителя
Виды
деятельности учащихся
Продукт

(результат)


познавательная

коммуникативная

регулятивная
1.Организационный момент Проверяется готовность учащихся к уроку Приветствуют учителя,
готовят свое рабочее место
2.Мотивации и целеполагания Повторение по карте материков,
разделение их на 2 группы: южные и северные.

Задает проблемный
вопрос: Что может объединять 4 материка в группу “Южные”?
Выслушивает и фиксирует версии (“малые гипотезы”), корректирует цели
урока.

Называют по карте материки: северные,
южные.

Выдвигают версии для решения проблемного вопроса

Строят речевые высказывания при
формулировании версий
Исследуют условия учебной задачи Запись учащимися темы урока в тетради
3.Обмена и
организации информации
Организует учебное взаимодействие по
обсуждению материала в группах “ГП”, “Рельеф”, “Климат”, “Внутренние
воды”, “Природные зоны”

Контролирует работу учащихся в группах

Выполняют отдельные операции в рамках

исследования. Проводят коллективное исследование

Работают в группах. Обсуждают
содержание материала

Готовят отчет о своем исследовании (работе)

Дополняют ответы товарищей

Распределяют роли

Осуществляют самоконтроль

Заполненная инструктивная карта группы
(см. Приложение 1)
4. Связывания информации Организует объединение результатов
работы выполненной на уроке.
Слушают, фиксируют выделенные связи и
понятия
Слушают отчеты товарищей, задают
уточняющие вопросы
Оценивают “малые гипотезы” Записи в тетради (выводы других групп)
5. Подведения итогов и рефлексии Возвращает к проблемному вопросу и
“малым гипотезам”

Вместе с обучающимися формулирует вывод “Южные
материки объединяют особенности ГП, рельефа, общая геологическая
история, особенности климата, вод и природных зон.

Слушают, фиксируют изменения в
первоначальных версиях
Корректируют свои гипотезы Формулируют вывод (ответ на проблемный
вопрос)
Запись в тетради (общий вывод)
6. Применения Задает закрепляющие вопросы (см.
Приложение 2
)
Применяют новые знания Контролируют и корректируют ответы
товарищей
Рефлексия своих действий Самопроверка
7. Итоговый Организует диалоговое общение (методика
незаконченное предложение: сегодня я узнал, что …, мне больше всего
понравилось………)

Объясняет домашнее задание

Учащиеся по цепочке продолжают
предложение
Рефлексия своих действий Учащиеся записывают домашнее задание

Заключение

Выполняя данную работу, я ознакомилась с нормативными и методическими
документами по организации и сопровождению ИД обучающихся согласно требованиям
ФГОС; составила пример конструкта урока и таким образом повысила свою
профессиональную компетентность.

Считаю, что разработанный урок будет успешным, если будут созданы
необходимые организационные условия: урок должен быть парным, в группы
объединяются учащиеся с разным уровнем подготовки.

Данное направление работы (работа над конструктом) считаю перспективным, так
как оно предоставляет возможность дальнейшего повышения уровня профессиональной
компетентности педагога и служить основой для группового проекта педагогов
Городского Методического Объединения (например – сборник конструктов уроков).

Список литературы

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования Проект под ред.
    В.В.Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009.
  2. Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы. Проект
    под ред. А.А.Кузнецова, М.В.Рыжакова, А.М.Кондакова. М.: Просвещение, 2011.
  3. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. “География материков и
    океанов. 7 класс”. М.: Дрофа, 2007.
  4. www.standart.edu.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *