Консультация для родителей на тему Развитие мелкой моторики

  • Маметьева Елена Николаевна, воспитатель

О преимуществах раннего развития малышей не
слышал сегодня только ленивый родитель. В первые
годы жизни малыш активно изучает окружающий мир.
Основным инструментом для исследования — это его
пальчики. Развитие мелкой моторики рук
стимулирует умственное и речевое развитие
малыша.

Мелкая моторика рук — совокупность
скоординированных действий нервной, частично в
сочетании со зрительной системой в выполнении
мелких и точных движений костями и пальцами рук и
ног. В применении мелкой моторики относится
большое количество разнообразных движений: от
примитивных жестов, таких как захват объектов, до
очень мелких движений, от которых, например,
зависит почерк человека.

Игры с пальчиками создают благоприятный
эмоциональный фон, развивают умение подражать
взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл
речи, повышают речевую активность ребенка.

Истоки способностей и дарований
детей находятся на кончиках пальцев.
В.А.Сухомлинский

О влиянии мануальных воздействий на развитие
человеческого мозга известно давно. Так, для
формирования двигательных навыков пальцев и
кистей рук в Китае с давних пор применяются
специальные упражнения с каменными и
металлическими шариками. В Японии широко
распространены упражнения с грецкими орехами.

Дети второго года жизни хорошо воспринимают
пальчиковые игры. Чем больше этому уделяется
внимание в период, когда ребенок начинает
говорить, тем быстрее идет процесс постановки
речи.

Рисование способствует эстетическому
восприятию мира и усилению речевой активности.

В процессе аппликации, рисования, лепки ребенок
испытывает разнообразные чувства: радуется
красивому изображению, которое он создал сам,
огорчается, если что-то не получается. Но самое
главное: создавая изображение, ребенок
приобретает различные знания, уточняются и
углубляются его представления об окружающем.
Соединяя и комбинируя простые элементы, малыш
развивает фантазию, пространственное и образное
мышление, находит первые конструкторские
решения.

Движения правой и левой рук контролируются
разными полушариями мозга. Когда ребенок
начинает легко выполнять нужные движения одной
рукой, научите его выполнять те же движения
другой рукой. Персонажи предлагаемых
пальчиковых игр (Бабочка, рыбка, лошадка и др.)
знакомы и понятны малышам.

Все пальчиковые игры надо начинать с веселой
разминки-сгибания и разгибания пальчиков
(Например, игры “Наши пальчики”, “Цветок”, “Моя
семья”) — это простейший набор движений.

Помимо сжимания и разжимания пальчиков важно
уделять внимание их расслаблению. Это упражнения
“Веселые лошадки”, “По грибы”, “Блины” и тд.

Пальчиковые игры, которые развивают автоматизм
движений, очень пригодятся при развитии у
ребенка навыков самообслуживания

(расстегивание и застегивание пуговиц, молний и
т.д.). Такие упражнения состоят из серии
последовательных движений и сопровождаются
стихами, ритм которых соответствует ритму
выполняемых движений: “Братья”, “Цветок”,
“Барабан” и др.

Веселые стихи, сопровождающие игру,
способствуют созданию хорошего настроения,
интереса к игре, развитию чувства ритма.

Пальчиковые игры обладают способностью
настраивать детей на концентрацию внимания,
тренирует кисти рук, повышается уровень развития
речи.

Рекомендации для родителей.

  1. Перед началом игры создайте положительный
    эмоциональный настрой;
  2. В комплекс упражнений старайтесь включить
    задания на сжатие, расслабление и растяжение
    кистей малыша
  3. Начинайте или заканчиваете занятия сеансом
    массажа кистей рук.
  4. Проводите работу по развитию мелкой моторики
    регулярно, в соответствии с возрастом и учетом
    уровня физического развития малыша;
  5. Сначала все движения взрослый выполняет руками
    малыша, а по мере освоения ребенок начинает
    делать их самостоятельно.
  6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения
    выполнялись ребенком правильно. Если малыш
    затрудняется с выполнением какого-либо задания,
    сразу помогите ему: зафиксировать нужное
    положение пальцев и т.п.
  7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.
    После освоения ребенком простых двигательных
    навыков переходите к освоению более сложных.
  8. Выполняйте определенные движения одновременно
    с прослушиванием (а затем и с проговариванием
    ребенком) стихотворения.
  9. Поощряйте творческую активность ребенка, пусть
    он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
  10. Проводите занятия эмоционально активно,
    хвалите малыша за успехи, но не забывайте при
    этом следить за его настроением и физическим
    состоянием.

Игрушки и материалы, развивающие мелкую и
крупную моторику:

  • Мячи разных размеров, в том числе массажные;
  • Кегли;
  • Обручи, кольца;
  • Игрушки, которые можно катать, толкать;
  • Разноцветные предметы различной формы для
    нанизывания;
  • Доски с пазами , крючками, стержнями и
    молоточками;
  • Специальные приспособления- стенды, тренажеры, —
    предназначенные для развития разнообразных
    движений кисти руки и пальцев (застежки-молнии,
    пуговицы и петли, крючки, шнуровки и тд.).
  • Коробки с разными крышками и прорезями, копилки.

Список используемой литературы.

  1. Первые шаги. Материалы московского городского
    конкурса “Первые шаги” (Модель воспитания детей
    раннего возраста) 2001-2002 года. — М: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002.
    392с.
  2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
    детском саду: планирование, конспекты занятий,
    методические рекомендации. Ранний возраст.- М.:
    “КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА”, 2007. 144 с., 24 л. вкл.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *