- Маметьева Елена Николаевна, воспитатель
О преимуществах раннего развития малышей не
слышал сегодня только ленивый родитель. В первые
годы жизни малыш активно изучает окружающий мир.
Основным инструментом для исследования — это его
пальчики. Развитие мелкой моторики рук
стимулирует умственное и речевое развитие
малыша.
Мелкая моторика рук — совокупность
скоординированных действий нервной, частично в
сочетании со зрительной системой в выполнении
мелких и точных движений костями и пальцами рук и
ног. В применении мелкой моторики относится
большое количество разнообразных движений: от
примитивных жестов, таких как захват объектов, до
очень мелких движений, от которых, например,
зависит почерк человека.
Игры с пальчиками создают благоприятный
эмоциональный фон, развивают умение подражать
взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл
речи, повышают речевую активность ребенка.
Истоки способностей и дарований
детей находятся на кончиках пальцев.
В.А.Сухомлинский
О влиянии мануальных воздействий на развитие
человеческого мозга известно давно. Так, для
формирования двигательных навыков пальцев и
кистей рук в Китае с давних пор применяются
специальные упражнения с каменными и
металлическими шариками. В Японии широко
распространены упражнения с грецкими орехами.
Дети второго года жизни хорошо воспринимают
пальчиковые игры. Чем больше этому уделяется
внимание в период, когда ребенок начинает
говорить, тем быстрее идет процесс постановки
речи.
Рисование способствует эстетическому
восприятию мира и усилению речевой активности.
В процессе аппликации, рисования, лепки ребенок
испытывает разнообразные чувства: радуется
красивому изображению, которое он создал сам,
огорчается, если что-то не получается. Но самое
главное: создавая изображение, ребенок
приобретает различные знания, уточняются и
углубляются его представления об окружающем.
Соединяя и комбинируя простые элементы, малыш
развивает фантазию, пространственное и образное
мышление, находит первые конструкторские
решения.
Движения правой и левой рук контролируются
разными полушариями мозга. Когда ребенок
начинает легко выполнять нужные движения одной
рукой, научите его выполнять те же движения
другой рукой. Персонажи предлагаемых
пальчиковых игр (Бабочка, рыбка, лошадка и др.)
знакомы и понятны малышам.
Все пальчиковые игры надо начинать с веселой
разминки-сгибания и разгибания пальчиков
(Например, игры “Наши пальчики”, “Цветок”, “Моя
семья”) — это простейший набор движений.
Помимо сжимания и разжимания пальчиков важно
уделять внимание их расслаблению. Это упражнения
“Веселые лошадки”, “По грибы”, “Блины” и тд.
Пальчиковые игры, которые развивают автоматизм
движений, очень пригодятся при развитии у
ребенка навыков самообслуживания
(расстегивание и застегивание пуговиц, молний и
т.д.). Такие упражнения состоят из серии
последовательных движений и сопровождаются
стихами, ритм которых соответствует ритму
выполняемых движений: “Братья”, “Цветок”,
“Барабан” и др.
Веселые стихи, сопровождающие игру,
способствуют созданию хорошего настроения,
интереса к игре, развитию чувства ритма.
Пальчиковые игры обладают способностью
настраивать детей на концентрацию внимания,
тренирует кисти рук, повышается уровень развития
речи.
Рекомендации для родителей.
- Перед началом игры создайте положительный
эмоциональный настрой; - В комплекс упражнений старайтесь включить
задания на сжатие, расслабление и растяжение
кистей малыша - Начинайте или заканчиваете занятия сеансом
массажа кистей рук. - Проводите работу по развитию мелкой моторики
регулярно, в соответствии с возрастом и учетом
уровня физического развития малыша; - Сначала все движения взрослый выполняет руками
малыша, а по мере освоения ребенок начинает
делать их самостоятельно. - Внимательно следите за тем, чтобы упражнения
выполнялись ребенком правильно. Если малыш
затрудняется с выполнением какого-либо задания,
сразу помогите ему: зафиксировать нужное
положение пальцев и т.п. - Чередуйте новые и старые игры и упражнения.
После освоения ребенком простых двигательных
навыков переходите к освоению более сложных. - Выполняйте определенные движения одновременно
с прослушиванием (а затем и с проговариванием
ребенком) стихотворения. - Поощряйте творческую активность ребенка, пусть
он сам придумывает какие-нибудь упражнения. - Проводите занятия эмоционально активно,
хвалите малыша за успехи, но не забывайте при
этом следить за его настроением и физическим
состоянием.
Игрушки и материалы, развивающие мелкую и
крупную моторику:
- Мячи разных размеров, в том числе массажные;
- Кегли;
- Обручи, кольца;
- Игрушки, которые можно катать, толкать;
- Разноцветные предметы различной формы для
нанизывания; - Доски с пазами , крючками, стержнями и
молоточками; - Специальные приспособления- стенды, тренажеры, —
предназначенные для развития разнообразных
движений кисти руки и пальцев (застежки-молнии,
пуговицы и петли, крючки, шнуровки и тд.). - Коробки с разными крышками и прорезями, копилки.
Список используемой литературы.
- Первые шаги. Материалы московского городского
конкурса “Первые шаги” (Модель воспитания детей
раннего возраста) 2001-2002 года. — М: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002.
392с. - Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
детском саду: планирование, конспекты занятий,
методические рекомендации. Ранний возраст.- М.:
“КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА”, 2007. 144 с., 24 л. вкл.