Коррекционное занятие 1-го этапа, 2-й класс. Тема: Дифференциация и-у

  • Лемешкова Ирина Геннадьевна, учитель-логопед

Цель:

  1. Закрепить навык правописания букв и, у в словах, предложениях, тексте;
  2. Расширять предикативный и атрибутивный словарь по теме «Зима»;
  3. Воспитывать позитивную мотивацию к обучению русского языка.

Задачи:

Учебный аспект:

  • систематизация, обобщение и закрепление пройденного материала;
  • расширение словарного запаса;
  • совершенствование навыков грамотного письма.

Познавательный аспект:

  • расширение знаний о приметах зимы.

Развивающий аспект:

  • развитие речевых способностей, памяти, внимания.

Воспитательный аспект:

  • развитие культуры речевого общения.

Оборудование:

  • зеркала,
  • индивидуальные карточки с буквами,
  • карточка для проверки графического диктанта,
  • индивидуальные карточки с задачками,
  • схемы слов,
  • картинки (синица, снегирь, глухарь, свиристель, голубь),
  • карточка со словами-предметами,
  • индивидуальные карточки с текстом.

Структура занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Артикуляционная гимнастика.
  4. Введение в тему.
  5. Основная часть занятия.
    Физ. минутка.
  6. Итог занятия.

Ход занятия


I. Организационный момент.

— Сядет тот, кто правильно ответит на вопросы:

  1. Какое сейчас время года? /Зима./
  2. Какое время года наступит после зимы?
  3. Какое время года было до зимы?
  4. Назовите соседей зимы?
  5. Какое время года мы не назвали?
  6. Назовите приметы зимы.

II. Пальчиковая гимнастика.

-Упражнение «Колечки» с перечислением времен года: поочередное перебирание пальцев рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

III. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом:

Упражнение «Улыбка» — задержать позу на 10 секунд.

Упражнение «Хоботок» — задержать позу на 10 секунд

Произнести звуки [и], [у] попеременно с повышением и понижением голоса.

IV. Введение в тему.

— Какая тема занятия вы узнаете, если правильно выполните следующее задание.

Задание: Детям выдаются индивидуальные карточки с буквами. Логопед называет направление шагов, дети соединяют буквы карандашом.

з

и

о

ф

б

м

у

о

р

в

ш

с

а

о

к

а

— Найдите букву, которая стоит над буквой б.

— Шаг вправо, шаг вниз, шаг вправо, 2 шага вниз, шаг вправо. Прочитайте, какое слово получилось. /Дети: «Зимушка»./

— Назовите 2-ю и 4-ю букву в этом слове и вы узнаете тему занятия.

/Дети: Тема занятия «буквы и – у»/.

V. Основная часть занятия.

1. Закрепление звукобуквенных связей.

  1. Угадывание звуков по немой артикуляции.
  2. Соотнесение звука с соответствующей буквой.

2. Работа над образом букв.

  1. Анализ зрительного образа букв.
  2. Прописывание букв в воздухе, пальцем по столу
  3. Сравнительный анализ элементов букв.
  4. Графический диктант.

— Прослушайте слова и запишите гласную, которая есть в этом слове.

КИТ, ТИГР, ГУСЬ, ДРУГ, ЛИСТ, ЛУК, КУСТ

— Сначала проверяем устно, потом с доски. /На доске карточка для проверки./

и и у у и у у

3. Дифференциация букв в словах.

— «Решите задачки». /Выдаются индивидуальные карточки с задачками./

Задание: Составьте слова, запишите в два столбика: в первый с буквой и — подчеркните ее одной чертой, во второй с буквой у – под буквой поставьте точку.

  • синий – й + цапля – пля = /синица/
  • снег + ирга – га + ь = /снегирь/
  • глаз – аз + ухарь = /глухарь/
  • голубика – ика +ь = /голубь/
  • свирель – ель + и + (стелька – ка) = /свиристель/

На доске карточка с картинками: синица, снегирь, глухарь, голубь, свиристель.

— Дети, кто это? /Дети: «Птицы»./ Какие это птицы? /Дети: «Зимующие»./

— Зимой на улице холодно, дует сильный ветер. Как мы можем помочь птицам? /Дети: «Можно построить для птиц кормушки»./

На столе логопеда схемы слов.

— У каждой птицы своя кормушка, найди ее правильно и посади туда птицу.

Физминутка.

Пальчиковая гимнастика.

Птички.

Птички полетели,
Крыльями махали.

На деревья сели,
Вместе отдыхали.

Упражнение для снятия общего утомления.

На морозе.

Руки вверх, руки вниз.
На носочках подтянись.

Руки ставим на бочок,
На носочках скок- скок.
А затем поприседаем,
Никогда не замерзаем.

4. Дифференциация букв в предложениях.

На доске карточка со словами-предметами.

  • ПУРГА
  • КУСТЫ
  • СУГРОБЫ
  • ДЕТИ
  • СНЕЖКИ
  • САНКИ

— Дети, что такое «пурга»? Каким словом можно заменить слово «пурга»? /Дети: «Метель, вьюга, буран»./

Учащимся выдаются индивидуальные карточки с текстом, в котором пропущены слова.

— Прочитайте текст, вставляя пропущенные слова. Спишите его, подчеркните букву и – одной чертой, а под буквой у – зажгите фонарик /поставьте точку/.

Зимой.

Свистит за окошком ветер. Ночью поднялась сильная

________ .
К утру всё стихло. Все деревья и ________ в снегу.
На дворе глубокие ___________. ________ выбежали во двор.
Они играют в ________,везут ______, несут лыжи.
Как весело зимой!

VI. Итог занятия.

— Чему вы научились на занятии?

— Какие задания вам понравились больше всего?

— Закончите фразу: «Мои достижения на занятии…».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *