Коррекция мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в лепке из опыта работы

  • Трибунская Галина Николаевна, педагог дополнительного образования

В.А. Сухомлинский писал, что “истоки
способностей и дарований детей – на кончиках их
пальцев. Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с
орудием труда, сложнее движения, ярче творческая
стихия детского разума. А чем больше мастерства в
детской руке, тем ребенок умнее…”.

Поступая в 1-ый класс, дети с затруднениями
мелкой моторики, недостаточной
сформированностью навыков
зрительно-двигательной координации испытывают
затруднения с письмом: у них быстро устает рука,
теряется рабочая строка, не получается
правильное написание букв; нередко встречается и
«зеркальное» письмо, когда ребенок не
различает понятия «лево», «право»,
«лист», «страница», «строка», не
укладываются в общий темп работы. Все это
отрицательно сказывается на усвоении детьми
программы 1 класса и вызывает необходимость
организации дополнительных занятий, цель
которых — подготовить руку ребенка к
систематическому письму, сформировать
элементарные специфические графические навыки
письма.

Если учесть, что в первые четыре года обучения в
школе у детей окончательно формируются мелкие
мышцы рук, идет интенсивное развитие речи,
развиваются такие психические процессы как
внимание, память, мышление. Причем ребенок, придя
в первый класс и владея лишь наглядно-образным, а
кто-то и предметно-действенным образом мышления,
уже к четвёртому классу должен уметь мыслить
абстрактно. С приходом в школу, резко возрастает
нагрузка на левое полушарие (математика, чтение,
письмо правой рукой). Начинается сильный
дисбаланс полушарий. Детям нужно помогать
развивать обе руки. Если на других уроках ручного
труда чаще всего основную работу осуществляет
ведущая рука, то во время лепки одинаково
развиваются обе руки. Именно уроки лепки имеют
уникальные возможности для развития всех
психических свойств личности ребенка, для
развития тонкой моторики рук.

Из сказанного следует, что развитию моторики
детей следует уделять специальное внимание.
Необходимость в этом испытывают не только
первоклассники, осваивающие сложнейший навык
письма, но и все учащиеся начальных классов, а
также дети других возрастных групп, поскольку
развитие двигательной сферы выступает важным
условием общего психического развития.

Лепка — самый осязаемый вид художественного
творчества. Ребёнок не только видит то, что
создал, но и трогает, берет в руки и по мере
необходимости изменяет. Основным инструментом в
лепке является рука (вернее, обе руки),
следовательно, уровень умения зависит от
владения собственными руками, а не кисточкой,
карандашом или ножницами. С этой точки зрения
технику лепки можно оценить как самую
безыскусную и наиболее доступную для
самостоятельного освоения.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на
развитие ребенка: повышают сенсорную
чувствительность, т.е. способствуют тонкому
восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
развивают воображение, пространственное
мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
синхронизируют работу обеих рук; формируют
умение планировать работу по реализации замысла,
предвидеть результат и достигать его; при
необходимости вносить коррективы в
первоначальный замысел.

Для работы с детьми 7 -8 лет разработана
программа “Пластилиновые подарки”, которая
обеспечивает преемственность дополнительного и
начального образования. Основной целью данной
Программы является раскрытие творческих
способностей детей через лепку и коррекция
мелкой моторики рук.

Программа направлена на совершенствование
навыков ручного труда средствами лепки, развитие
мелкой моторики рук в процессе освоения
различных технологических приемов, развитие
конструкторских способностей, мышления,
воображения, фантазии, формирование культуры
личности ребенка во всех проявлениях.

Занятия распределены и выстроены в порядке
увеличения сложности и объема работы,
предусмотрено не только постепенное усложнение
материала, но и постепенное изменение видов
работы: от лепки на плоскости до создания
фигурок, сказочных персонажей с последующей
драматизацией. От создания панно до сочинения
сказок.

Занятия распределены и по видам техники и
творческой работы на следующие разделы: плоская
лепка, рельефная лепка, скульптурная лепка,
декоративная лепка.

Приложение 1

Техника лепки богата и разнообразна: рисование
с помощью пластилина, пластилиновые аппликации
из жгутиков, пластилиновая мозаика,
пластилинография.

Приложение 2

Разработаны наглядно-методические пособия с
технологическими схемами для художественного
творчества детей, способствующие развивать
творческое мышление, конструкторскую смекалку,
умение планировать свою деятельность. Приложение
3

На занятиях происходит формирование основных
операционных навыков работы с инструментами и
пластическим материалом. Дети учатся доверять
своим рукам, исследуют разные приемы и методы
обработки пластилина. Выполнение задания
направлено на отработку основных операционных
навыков.

Задания даются разные, чтобы ребенок
использовал разные способы, разные движения рук.
Во время выполнения работы дети обучаются
разнообразным приемам лепки (скатывание,
раскатывание, сплющивание, защипывание), которые
положительно влияют на развитие мелких мышц
кисти ребенка, учат детей работать кончиками
пальцев, делают их более чувствительными.

Занятия первого года обучения включают
материал на репродуктивных методах
(объяснительно-иллюстративный, повторение по
образцу — особенно для слабых детей), затем на
исполнительско-творческих заданиях.

Из-за разных уровней сформированности мелкой
моторики руки идет дифференцированный и
индивидуальный подход к детям в процессе
обучения, избирательное воздействование на
двигательную сферу деятельности детей.

Во время занятий учитываются индивидуальные
особенности каждого ребенка, его возраст,
настроение, желание и возможности.
Индивидуальный подход в учебном процессе
означает действенное внимание к каждому ученику,
его творческой индивидуальности.

Для совершенствования двигательных
изобразительных приемов и навыков развития
тонких движений пальцев рук на занятиях
используются тренировочные упражнения,
направленные на развитие мелкой моторики
пальцев, регуляции мышечного тонуса. Это
самомассаж рук, упражнения на координацию
движений пальцев, укрепление мышц рук.
Использование пальчиковых игр и упражнений
оказывает неспецифическое тонизирующее влияние
на функциональное состояние мозга и развитие
речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и
разрядку нервно-психического напряжения.

Благодаря систематическим и разнообразным
упражнениям руки ребенка постепенно приобретают
точность, силу и дифференцированность движений.

Развитие детского творчества в процессе лепки
во многом зависит от умения детей работать с
пластилином, соответствующими инструментами.
Работа над лепным изделием положительно влияет
на развитие мелких мышц кисти, учит работать
кончиками пальцев, делает их более
чувствительными.

Деятельность школьников должна быть успешной —
это будет подкреплять интерес к занятиям.
Участие детей в различных конкурсах и выставках
также способствует развитию положительных
эмоций и вызывает интерес детей к занятиям.

В результате планомерной и систематической
работы с детьми, имеющими нарушения по развитию
мелкой моторики, увеличился объём и темп
движений пальцев рук, исчезла двигательная
неловкость, улучшились переключаемость движений
и изолированные движения пальцев рук. К концу
учебного года уровень развития мелкой моторики у
обучающихся улучшился, но незначительно, и
находится в основном на среднем уровне.
Соответственно, можно сделать вывод, что
проведенные занятия и упражнения по лепке из
пластилина способствовали повышению уровня
развития мелкой моторики младших школьников.

Наблюдения за детьми свидетельствуют, что и
формирование технических навыков происходит у
детей различно и часто является ярким
показателем индивидуальных проявлений. Чем
больше изобразительных и технических приемов
знает ребенок, тем более самостоятельный и
творческий характер приобретает его лепка.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1965. С.
    318.
  2. Давыдова Г.Н. Пластилинография. — М., 2006.
  3. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.:
    Просвещение, 1980.
  4. Конышева Н.М. Трудовое обучение в начальных
    классах. СПб.: СпецЛит, 2000.
  5. Ковалько В.И. Школа физминуток. Москва. Вако, 2007.
  6. Корчинова О.В. Детское прикладное творчество.
    Издательство “Феникс”, 2005.
  7. Лыкова И.А. Лепим с мамой. — М., 2005.
  8. Леонова Е.В. Журнал Дополнительное образование
    №5 2001. С.45.
  9. Марина З. Лепим из пластилина. — Кристалл, 1997.
  10. Островская О.В. Уроки изобразительного
    искусства в начальной школе. Москва, 2003
  11. Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и
    мелкой моторики. Электронная библиотека.
  12. Стародуб К.И., Ткаченко Т.Б. Лепим из пластилина.
    Ростов-на-Дону, 2003.
  13. Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: книга
    для воспитателя детского сада. М.: Просвещение,
    1986.
  14. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная
    лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. М.:
    Просвещение, 1984.
  15. Шкицкая И.О. Аппликация из пластилина.
    Ростов-на-Дону, 2008.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *