Критическое мышления на уроке биологии по теме Лишайники. 7-й класс

  • Рыженкова Марина Анатольевна, учитель биологии

В последнее время достаточно широкое
распространение получила технология развития
критического мышления. Критическое
мышление
– это способность ставить новые
вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы,
принимать независимые продуманные решения.
Цель технологии: обеспечить развитие
критического мышления посредством
интерактивного включения учащихся в
образовательный процесс.

Предлагается разработка урока по биологии в 7
классе с использованием технологии развития
критического мышления, приемы “Пометки на
полях” и “Маркировочная таблица”.

Урок, проведенный с использованием технологии
критического мышления, включает три этапа: вызов
– осмысление новой информации – рефлексия
.

На стадии вызова учащимся предложено, не зная
ничего о лишайниках, составить текст и
согласиться или не согласиться с данными
предположениями, поставить “плюс” или
“минус”.

На стадии осмысления новой информации
используется прием “Маркировочная таблица”
совместно с приемом “Пометки на полях”.
Происходит непосредственная, направленная,
осмысленная работа ученика с текстом. Процесс
чтения сопровождается маркировкой текста и
заполнением таблицы. Он обязывает отслеживать
собственное понимание в процессе чтения текста.
Использование маркировочных знаков позволяет
соотносить новую информацию с имеющимися
представлениями. Особое требование – записывать
сведения, понятия или факты следует только
своими словами, не цитируя текст учебника.

Самая важная стадия – рефлексия. Именно на этой
стадии происходит осознание новых приобретенных
знаний. Учащиеся возвращаются к первоначальным
записям (составлению текста вначале урока) и
вносят изменения (исправляют ошибки).

В качестве домашнего задания учащимся
предлагается написать синквейн.

Синквейн – это стихотворение, которое требует
синтеза информации и материала в коротких
выражениях.

Правила написания синквейна:

  • В первой строчке тема называется одним словом
    (обычно существительным).
  • Вторая строчка – это описание темы в двух
    словах (двумя прилагательными ).
  • Третья строчка – это описание действия в рамках
    этой темы тремя словами (глаголы).
  • Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов,
    показывающая отношение к теме (чувства одной
    фразой).
  • Последняя строка – это синоним из одного слова,
    который повторяет суть темы.

Технология развития критического мышления на
уроках биологии предполагает личностную
вовлечённость учеников в процесс обучения,
заставляет их отойти от привычных схем обучения,
способствует их саморазвитию и
самосовершенствованию и тем самым служит
реализации личностно-ориентированной
направленности образования.

Задачи урока:

  1. Сформировать представление о лишайниках как о
    симбиотических организмах;
  2. Определить значение лишайников в природе и в
    жизни человека;
  3. Воспитывать бережное отношение ко всему живому;
  4. Развивать творческое мышление учащихся.


Ход урока

I. Организационный момент


Деятельность учителя Деятельность учеников
Приветствие. Проверка готовности
учащихся к уроку
Показывают готовность к уроку


II. Вызов


Деятельность учителя Деятельность учеников
Предлагает составить рассказ,
используя 5 слов (слова записаны на доске: гриб,
водоросль, лишайник, таллом, симбиоз,
автогетеротрофный организм.

Заслушивает
рассказы нескольких учеников.

Учащиеся составляют рассказ.

Выборочно
озвучивают свой рассказ.

Предлагает выполнить тестовое задание
в виде выбора верных утверждений:
  1. Лишайники – это единые организмы, состоящие из
    гриба и водоросли, связанные симбиозом.
  2. Тело лишайника представлено слоевищем или
    талломом.
  3. Клетки водорослей в теле лишайника играют роль
    зеленых растений – в них происходит фотосинтез и
    накопление органических веществ.
  4. Различают лишайники: накипные, кустистые,
    листоватые.
  5. Лишайники – индикаторы чистоты воздуха.
  6. В результате деятельности лишайников
    подготавливается почва для поселения растений.
  7. Некоторые лишайники используют как сырье для
    химической промышленности.
Выполняют тестовое задание.
Проверяет выполнение тестового
задания: утверждения разбираются вслух, если
учащиеся согласны – поднимают руки.
Предлагает учащимся задать вопросы,
возникшие при выполнении тестового задания, и
записывает их на доске.
Задают вопросы, возникшие при
выполнении тестового задания.


III. Осмысление


Деятельность учителя Деятельность учеников
Предлагает прочитать текст учебника,
делая пометки карандашом:

V – уже знаю
+ – новое для меня
– – думал иначе, а меня убедил материал учебника
? – не понял

Читают текст учебника, делая пометки
карандашом.
Закончив работу с текстом, предлагает
заполнить таблицу:

Уже знал
Новое для меня
Думал иначе
Не понял

Заполняют таблицу
Проводит фронтальную беседу:

– какая
графа заполнена более емко (коротко)?
– кто озвучит графу “уже знал”?
– что нового узнали?
– кто о чем думал иначе?

Отвечают на вопросы


IV. Рефлексия


Деятельность учителя Деятельность учеников
Предлагает исправить ошибки в рассказе,
который учащиеся составили в начале урока.

Заслушивает
рассказы учащихся.

Исправляют ошибки.

Зачитывают
исправленные рассказы

Формулирует домашнее задание:

Составить
синквейн на тему

“Отдел Лишайники”

Записывают домашнее задание


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *