- Рыженкова Марина Анатольевна, учитель биологии
В последнее время достаточно широкое
распространение получила технология развития
критического мышления. Критическое
мышление – это способность ставить новые
вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы,
принимать независимые продуманные решения.
Цель технологии: обеспечить развитие
критического мышления посредством
интерактивного включения учащихся в
образовательный процесс.
Предлагается разработка урока по биологии в 7
классе с использованием технологии развития
критического мышления, приемы “Пометки на
полях” и “Маркировочная таблица”.
Урок, проведенный с использованием технологии
критического мышления, включает три этапа: вызов
– осмысление новой информации – рефлексия.
На стадии вызова учащимся предложено, не зная
ничего о лишайниках, составить текст и
согласиться или не согласиться с данными
предположениями, поставить “плюс” или
“минус”.
На стадии осмысления новой информации
используется прием “Маркировочная таблица”
совместно с приемом “Пометки на полях”.
Происходит непосредственная, направленная,
осмысленная работа ученика с текстом. Процесс
чтения сопровождается маркировкой текста и
заполнением таблицы. Он обязывает отслеживать
собственное понимание в процессе чтения текста.
Использование маркировочных знаков позволяет
соотносить новую информацию с имеющимися
представлениями. Особое требование – записывать
сведения, понятия или факты следует только
своими словами, не цитируя текст учебника.
Самая важная стадия – рефлексия. Именно на этой
стадии происходит осознание новых приобретенных
знаний. Учащиеся возвращаются к первоначальным
записям (составлению текста вначале урока) и
вносят изменения (исправляют ошибки).
В качестве домашнего задания учащимся
предлагается написать синквейн.
Синквейн – это стихотворение, которое требует
синтеза информации и материала в коротких
выражениях.
Правила написания синквейна:
- В первой строчке тема называется одним словом
(обычно существительным). - Вторая строчка – это описание темы в двух
словах (двумя прилагательными ). - Третья строчка – это описание действия в рамках
этой темы тремя словами (глаголы). - Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов,
показывающая отношение к теме (чувства одной
фразой). - Последняя строка – это синоним из одного слова,
который повторяет суть темы.
Технология развития критического мышления на
уроках биологии предполагает личностную
вовлечённость учеников в процесс обучения,
заставляет их отойти от привычных схем обучения,
способствует их саморазвитию и
самосовершенствованию и тем самым служит
реализации личностно-ориентированной
направленности образования.
Задачи урока:
- Сформировать представление о лишайниках как о
симбиотических организмах; - Определить значение лишайников в природе и в
жизни человека; - Воспитывать бережное отношение ко всему живому;
- Развивать творческое мышление учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку |
Показывают готовность к уроку |
II. Вызов
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Предлагает составить рассказ, используя 5 слов (слова записаны на доске: гриб, водоросль, лишайник, таллом, симбиоз, автогетеротрофный организм. Заслушивает |
Учащиеся составляют рассказ.
Выборочно |
Предлагает выполнить тестовое задание в виде выбора верных утверждений:
|
Выполняют тестовое задание. |
Проверяет выполнение тестового задания: утверждения разбираются вслух, если учащиеся согласны – поднимают руки. |
|
Предлагает учащимся задать вопросы, возникшие при выполнении тестового задания, и записывает их на доске. |
Задают вопросы, возникшие при выполнении тестового задания. |
III. Осмысление
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Предлагает прочитать текст учебника, делая пометки карандашом: V – уже знаю |
Читают текст учебника, делая пометки карандашом. |
Закончив работу с текстом, предлагает заполнить таблицу: Уже знал |
Заполняют таблицу |
Проводит фронтальную беседу:
– какая |
Отвечают на вопросы |
IV. Рефлексия
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Предлагает исправить ошибки в рассказе, который учащиеся составили в начале урока. Заслушивает |
Исправляют ошибки.
Зачитывают |
Формулирует домашнее задание:
Составить “Отдел Лишайники” |
Записывают домашнее задание |