Литературная гостиная Их разделяет столетье

  • Елисеева Татьяна Викторовна, педагог-психолог

Голоса из прошлого:

  1. Константин Бальмонт.
  2. Марина Цветаева.
  3. Сергей Есенин.

Наши современники:

  1. Николай Колычев.
  2. Елена Исаева.
  3. Римма Казакова.

Вступительное слово учителя:

Мы приглашаем Вас в литературную
гостиную “Их разделяет столетье”. Наша встреча
посвящена поэтам, одни из которых творили в
начале XIX века, другие – в начале XX. Сейчас
прозвучит романс на стихи Михаила Юрьевича
Лермонтова “Выхожу один я на дорогу”. И хотя мы с
вами знаем, что он творил совсем в другом времени,
его слова может отнести к любому поэту или
писателю. Ведь каждый из них действительно
выходит один на один с белым листком бумаги и в
меру своего таланта разговаривает с
человечеством.


Романс на стихи М.Лермонтова “Выхожу
один я на дорогу”– поёт Герман А.

Слово “поэзия” в переводе с
греческого означает “ТВОРЕНИЕ”. И часто мы
употребляем это слово в значении красоты,
изящества и звучности сказанного или
написанного. За последние столетия русская
литература прошла очень сложный путь развития. В
ней отразилось становление русской нации, она
сама активно вмешивалась в политические,
социальные и нравственные вопросы своего
времени и стала мощным стимулом подъема
национальной культуры и самосознания.

В нашей литературной гостиной сегодня
прозвучат стихи поэтов, между которыми ровно 100
лет. Одни творили в начале XX века, другие – в
начале XXI. 1910 год – переломный этап в истории
нашей страны. Грядёт кардинальная смена
политического строя, к власти придут большевики.
Произойдёт смена не только в области политики –
родятся новые литературные течения, изобретутся
новые стили стихосложения. 2010 год. Эпоха
коммунистической идеологии уже позади, её
сменила пусть пока ещё некрепкая демократия.
Смена столетней эпохи всегда кризисна для
народа, для государства. Есть ли точки
соприкосновения между творчеством поэтов
переломных эпох нашей Родины? Об этом мы услышим
в стихах поэтов этих времён.

О первом госте нашей встречи расскажет
__________________ .


Поэт Константин Бальмонт.

Константин Дмитриевич Бальмонт – один
из самых знаменитых поэтов своего времени в
России, самый читаемый и почитаемый из гонимых и
осмеянных декадентов. Его окружали восторженные
поклонники и почитательницы. Создавались кружки
бальмонтистов и бальмонтисток, которые пытались
подражать ему и в жизни, и в поэзии. В 1896 году
Брюсов пишет об этом так: “Все они перенимают у
Бальмонта и внешность: блистательную отделку
стиха, щеголяние рифмами, созвучиями, и самую
сущность его поэзии”.

Не случайно многие поэты посвящали ему
свои стихотворения. Все они видели в нем, прежде
всего, “стихийного гения”, “вечно вольного,
вечно юного” , обреченного стоять “где-то там на
высоте” и полностью погруженного в откровения
своей бездонной души.

Константин Дмитриевич Бальмонт
родился 3 июня 1867 года в деревне Гумнищи, Шуйского
уезда, Владимирской губернии.

По семейным преданиям, предками
Бальмонта были шотландские или скандинавские
моряки, переселившиеся в Россию. Фамилия
Бальмонт очень распространенная в Шотландии. Дед
Бальмонта, со стороны отца, был морской офицер
принимал участие в Русско-Турецкой войне и
заслужил личную благодарность Николая Первого
своей храбростью. Отец матери (тоже военный,
генерал) и все сестры матери писали стихи, но не
печатали их. Мать тоже писала заметки и небольшие
статьи в провинциальных газетах.

Брюсов о нём писал : “Он переживает
жизнь, как поэт, и как только поэты могут ее
переживать, как дано это им одним: находя в каждой
минуте всю полноту жизни. Поэтому его нельзя
мерить общим аршином”. Многие известные
художники писали портреты Бальмонта. Одну из
самых подробных его внешних характеристик
оставил

Андрей Белый: “Легкая, чуть
прихрамывающая походка точно бросает Бальмонта
вперед, в пространство. Вернее, точно из
пространства попадает Бальмонт на землю, в салон,
на улицу”.

Современники характеризовали К. Д.
Бальмонта, как чрезвычайно чуткого,
увлекающегося человека, “лёгкого на подъём”,
любознательного и добродушного. Поэт и в зрелые
годы “нёс в душе нечто очень непосредственное,
нежное, детское”.

“Я все еще чувствую себя пламенным
гимназистом, застенчивым и дерзким”, —
признавался он сам, когда ему было под тридцать.
П. П. Перцов, знавший поэта с молодости, писал, что
трудно было встретить такого “приятного,
предупредительно-приветливого человека”, как
Бальмонт.

Отмечались впечатлительность и
импульсивность поэта. Самыми замечательными
событиями своей жизни сам он считал “те
внутренние внезапные просветы, которые
открываются иногда в душе по поводу самых
незначительных внешних фактов”.

Сейчас вы услышите стихотворение
Константина Бальмонта. Обратите внимание на его
музыкальность.

Читает __________________

Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шел, тем ясней рисовались
Тем ясней рисовались очертанья вдали
И какие-то звуки вдали раздавались
Вкруг меня раздавались от небес и земли

Чем я выше всходил, тем светлее
сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкает
Словно нежно ласкает отуманенный взор.
И внизу подо мною уж ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей земли
Для меня же блистало дневное светило
Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени
Уходящие тени потускневшего дня
И все выше я шел, и дрожали ступени
И дрожали ступени под ногой у меня.

Своими знаниями в области истории,
философии, литературы и филологии Бальмонт
обязан только себе. «Мысль о воплощении
человеческого счастья на земле мне и теперь
дорога. Но теперь меня всецело поглощают вопросы
искусства и религии.»

Умер поэт 23 декабря 1942 года. Похоронен
под Парижем, где он жил последние годы.

Константину Бальмонту удалось
поставить своего рода рекорд: свыше ста
пятидесяти его стихотворений было положено на
музыку. Танеев и Рахманинов, Прокофьев и
Стравинский, Глиэр и Мясковский создали романсы
на слова Бальмонта. Звучит романс на стихи
К.Бальмонта


Звучит песня “Мне нравится, что вы
больны не мной”

Учитель: Вы, конечно же, узнали
знаменитый романс. Стихи этого замечательного
произведения были написаны в начале XX века
отечественной поэтессой Мариной Цветаевой.

Рассказать об этой гениальной
поэтессе я приглашаю ____________________.

Читает _____________

Особенности поэзии Марины Цветаевой

Наше грандиозное духовное достояние,
наша национальная гордость — русская поэзия.

Марину Цветаеву — поэта не спутаешь ни
с кем другим. Ее стихи можно безошибочно узнать —
по особому распеву, ритмам, интонации.

Она появилась на свет в Москве 26
сентября 1892 года. По происхождению она
принадлежала к кругу научно-художественной
интеллигенции. Отец Марины был создателем музея
Изобразительных искусств, одним из
образованнейших людей своего времени. Огромное
влияние на формирование взглядов будущей
поэтессы оказала ее мать. «После такой матери
мне осталось только одно: стать поэтом», —
скажет позже Цветаева.

Стихи Цветаева начала писать с шести
лет не только по-русски, но и по-французски,
по-немецки.

В 1910 году, тайком от семьи, юная
Цветаева выпускает довольно объемный сборник
«Вечерний альбом». Его заметили и одобрили
самые влиятельные и взыскательные критики. И
хотя её стихи были еще незрелыми, они подкупали
своей талантливостью, известным своеобразием и
непосредственностью. Первые стихи — это
обращение к матери, разговор с сестрой, с
подругами, признание в любви, размышления о
смерти, любви, жизни. Это все, чем полна девочка в
начале жизни, в светлых надеждах, в романтических
мечтах:

Храни, Господь, твой голос звонкий
И мудрый ум в шестнадцать лет!

В первом альбоме М. Цветаевой
появляется лирическая героиня — молодая
девушка, мечтающая о любви.

Читает_________________________

Должно быть– за той рощей
Деревня, где я жила.
Должно быть– любовь проще
И легче, чем я ждала.
– Эй, идолы, чтоб вы сдохли!-
Привстал и занес кнут.
И окрику вслед– охлест,
И вновь бубенцы поют.

Над валким и жалким хлебом
За жердью встаёт– жердь
И проволока под небом
Поет и поет смерть.

Читает __________________

Подруга

Вам одеваться было лень
И было лень вставать из кресел.
-А каждый ваш грядущий день
Моим весельем был бы весел!
Особенно смущало вас
Идти так поздно в ночь и холод.
-А каждый ваш грядущий час
Моим весельем был бы молод!

Вы это сделали без зла,
Невинно и непоправимо.
-Я вашей юностью была,
Которая проходит мимо.

Марина Цветаева — ярчайшая звезда
поэзии XX века. В одном из своих стихотворений она
просила: «Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь».

Читать, слушать, воспринимать
цветаевские стихи спокойно так же невозможно,
как нельзя безнаказанно прикоснуться к
оголенным проводам. В ее стихи входит страстное
социальное начало. По мнению Цветаевой, поэт
почти всегда противопоставлен миру: он —
посланец божества, вдохновенный посредник между
людьми и небом.

Один из редакторов сказал как-то, что
«наступит день, когда ее творчество будет
заново открыто и оценено и займет заслуженное
место, как один из самых интересных документов
дореволюционной эпохи».

“Молитва” – это стихотворение читает
__________________________

Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, по куда
Вся жизнь как книга для меня
Ты мудрый, ты не скажешь строго
“Терпи, еще не кончен срок”
Ты сам мне подал– слишком много
Я жажду сразу всех дорог!
Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой
За всех страдать под звук органа
И амазонкой мчаться в бой
Гадать по звёздам в чёрной башне
Вести детей вперёд, сквозь тень…
Чтоб был легендой– день вчерашний
Чтоб был безумьем– каждый день.

Люблю и крест и шелк и каски,
Моя душа мгновений след…
Ты дал мне детство– лучше сказки
И дай мне смерть– в семнадцать лет.

“ Фальшь” __________________________

Ты, меня любивший фальшью
Истины– и правдой лжи,
Ты, меня любивший –дальше
Некуда!– За рубежи!
Ты, меня любивший дольше
Времени.– Десницы взмах!-
Ты меня не любишь больше:
Истина в пяти словах.

Цветаеву знают и любят многие миллионы людей и
не только у нас в России, но и во многих странах
мира. Ее поэзия стала неотъемлемой частью нашей
духовной жизни.

В 1922 году Марина Цветаева уехала с
дочерью из России, жила сначала в Берлине, потом
во Франции. Годы эмиграции породили в ней
настроения, которые можно воспринимать как
горестное воспоминание «отцов», которые
потеряли родину и у которых нет надежды обрести
ее вновь, а «детям» остается один путь —
домой, на единственную родину.

Понятие «родина» для нее
наполняется новым содержанием. Тоска по России
сплетается с думой о новой родине, которую она
еще не видела и не знает, — о новой России, о её
жизни, культуре и поэзии.

“Пригвождена…” Читает Виктория
Романова

Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что– невинна.
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою– за счастьем.
Пересмотрите всё моё добро,
Скажите,– или я ослепла?
Где золото моё? Где серебро?
В моей руке – лишь горстка пепла!
И это всё, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всё, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.

В 1939 году М. Цветаева восстанавливает
свое советское гражданство и возвращается на
Родину. Она мечтала вернуться в Россию
«желанным и жданным гостем». Но так не
получилось. Грянула война. Эвакуация забросила М.
Цветаеву в город Елабуга. Тут-то ее и настигло
одиночество, о котором она с таким глубоким
чувством сказала в своих стихах.

“Легкомыслие!”– Читает
__________________________

Легкомыслие!– Милый грех,
Милый спутник и враг мой милый!
Ты в глаза мне взбрызнул смех,
Ты мазурку мне взбрызнул в жилы.
Научил не хранить кольца,-
С кем бы Жизнь меня ни венчала!
Начинать наугад с конца
И кончать ещё до начала.

Быть как стебель и быть как сталь
В жизни, где мы так мало можем…
-Шоколадом лечить печаль,
И смеяться в лицо прохожим!

Ушла из жизни Марина Ивановна Цветаева
31 августа 1941 года.

Марина Цветаева — крупный поэт, и
вклад ее в культуру русского стихотворчества XX
века немаловажна. Наследие Марины Цветаевой
огромно и необозримо. Ее поэзия необыкновенно
самобытна, неповторима, оригинальна.

Быть самой собою, ни у кого ничего не
брать, не подражать, не подвергаться влияниям
общественности – такою была Цветаева в России и
такою осталась она в наших сердцах.

Птица-Феникс я, только в огне пою!
Поддержите высокую жизнь мою!
Высоко горю — и сгорю дотла!
И да будет вам ночь — светла!

Есенин Сергей Александрович

Входят 2 молодых человека , один из них
исполняет песню на стихи Есенина.

Первый: Извините, что мы нарушили
романтическую атмосферу, царящую в этом зале, Второй
исполнил одну из любимых песен, написанных
на стихи Сергея Александровича Есенина, о
творчестве которого мы хотим поговорить. Это
стихотворение по смыслу близко к исповеди
хулигана и родилось, наверное, в результате
крушения каких-то надежд, переоценки жизненных
принципов в московский период жизни поэта.

Родился Сергей Александрович Есенин в
1895 году в семье крестьянина, в селе Константиново
Рязанской губернии. Однажды он сказал, приведя в
пример Лермонтова: “Только короткая жизнь может
быть яркой… Жить – значит сгореть… Жить надо не
дольше двадцати пяти лет”. Он прожил тридцать. Но
каких ярких и плодотворных!

О нем говорили, что он пешком пришел в
Петербург. Конечно, он не ушел, а уехал из родной
рязанской деревни, сначала в Москву, где прожил
два года, учился и начал печататься, как поэт,
затем жил в Петербурге. Я не буду останавливаться
на биографии поэта, а расскажу о характерных
особенностях его лирики. Творчество Есенина
подчинено выражению душевных глубин человека,
любви к жизни, к женщине, к Родине, природе.

Тематическое многообразие поэзии
Сергея Есенина зависело от внутреннего мира
поэта, от связи с народной культурой и от его
способности любить. Так как любовь –
созидательная сила, почва, из которой человек
черпает силы для своих деяний. Поэтический
талант Есенина питала безграничная любовь к
Родине. Это искреннее и глубокое чувство
составляло основу всей его творческой
деятельности. Именно поэтому тема родины
проходит через все творчество поэта, является
центральной. Есенин – поэт патриот.

Несмотря на истинный патриотизм
Есенина, его поэзия абсолютно не была
политизирована. Его стихотворения глубоко
человечны. Есенину удалось в своих стихах
создать такой мир, где все живое равноправно. В
его мире одинаковую ценность имеет любая жизнь:
животного, растения или человека.

Родина, Россия была для Есенина
началом всех начал. Даже имя ее он произносил с
восхищением: “Россия… Какое хорошее слово… и
“роса” и сила”, и “синее что-то”…

Сейчас ___________ прочитает
стихотворение “Спит ковыль…”

В этом стихотворении звучит
одновременно и любовь к родной природе и любовь к
Родине в целом. Изображение человека в тесном
общении с природой дополняется особой любовью
поэта ко всему живому – зверям, птицам, домашним
животным.

Животный мир в произведениях Есенина
– это часть природы, живой, одушевленной,
разумной. Есенин считал, что животные – наши
“братья меньшие”, они окружают человека на
протяжении всей его жизни. Отношение человека к
животным определяет меру его человечности. О
животных поэт рассказывал с неизменной
нежностью, с животными поэта роднило ему самому
свойственное простодушие и незащищенность.

Одно из самых известных стихотворений
о животных “Собаке Качалова” читает ______________

Поэзия Сергея Есенина неразделима на
гражданские и интимные мотивы – самые
гражданские стихи являются у него выражением
глубоко личных чувств, а самые сокровенные,
личные чувства проникнуты гражданскими мотивами
любви к Родине. В творческом наследии поэта –
огромное количество стихотворений о любви, есть
несколько циклов, например, “Персидские
мотивы”. Одним из глубочайших стихотворений о
любви является “Шаганэ ты моя, Шаганэ!”
посвященное Шаганэ Нерсесовне Тартерян.

Давайте послушаем его в исполнении
____________________.

Шаганэ ты моя , Шаганэ!
Потому, что я с севера , что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому, что я с севера что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.
Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи_
Я нисколько не чувствую боли,
Я готов рассказать тебе поле.
Про волнистую рожь при луне,
По кудрям ты моим догадайся
Дорогая, шути, улыбайся.
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя , Шаганэ!
Там, на севере девушка тоже,
На тебя она сильно похожа,
Может, думает обо мне…
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Говоря Шаганэ о любви, лирический
герой хочет открыть ей самое дорогое и любимое в
своей жизни. Таким образом, в стихотворении
рождается образ Родины. Конечно, это стихи и о
любви к Родине, потому что для Сергея
Александровича Есенина любовь к женщине и к
России – неразделимы.

Учитель: А теперь мы перенесёмся в
наш XXI век. Нынешний век переживает расцвет
русской поэзии, причём не только в центральных
городах – в Москве, Петербурге, но и в самых
разных уголках нашей страны – в Саратове и
Тамбове, Екатеринбурге и Мурманске, Новосибирске
и Владивостоке, в украинских городах Киеве и
Днепропетровске. Многие поэты XXI века
придерживаются традиций, сложившихся в эпоху
Серебряного века.

В творчестве мурманского поэта
Николая Колычева ярко просматривается диалог с
Есениным, здесь двух голосов перекличка.

Сергей Есенин очень близок
современному автору. Этих поэтов роднит и
мироощущение, и художественная система. Колычев
не подражает Есенину. Просто он черпает
вдохновение, образы, музыку стиха, поэтические
приемы из того же океана фольклора, который питал
и Сергея Александровича Есенина.

Николай Колычев родился в 1959 году в
Мурманске. Рос в Кандалакше, учился в средней и
музыкальной школах. После окончания поступил на
судомеханическое отделение Ленинградского
мореходного училища. Сейчас живёт в Мурманске.
Пишет стихи. Часто исполняет их под собственный
аккомпанемент на гитаре или на фортепиано. Его
стихи пронизаны музыкой.

Имя Николая Колычева известно всей
стране. Член Союза писателей России. Он лауреат
литературного конкурса имени
Баева-Подстаницкого за цикл стихов 1985-1987 годов,
стипендиат союза писателей Росси и Фонда мира,
призер пушкинского конкурса – Международного
пушкинского общества в Нью-Йорке в 2003.

Автор сборников “Цветы и люди”,
“Учусь грустить и улыбаться”, “Косолапые
ботинки”, “Поэты выпадают в небо” и других.

Печатался в журналах “Нева”,
“Север”, “Наш современник”, в альманахах
“Поэзия”, мурманских газетах. Сейчас работает
над историческим романом.

Тема Родины – одна из самых главных
тем русской поэзии, одна из ведущих тем как
поэзии Сергея Есенина, так и поэзии Николая
Колычева.

Стихотворение, посвященное Родине
читает _____________________


Опять под слезным небом распростерты
Печальные дожди – по всей России.
И я брожу, с последних листьев желтых
Сцеловывая капли дождевые.
Я вновь заметил: листопад степенный –
Лишь связь непродолжительных падений.
Под этим небом всё живое – тленно,
Но жизнь есть бесконечность повторений.
И ветви зарастают светом тусклым
Там, где листву повыплакали чащи.
И сердце откликается по-русски
На каждый оклик надо мной летящих…
Но грусть моя – причастие и только.
Мне не испить твой океан печали,
О Родина! Как хорошо… Как горько…
И хочется, чтоб “горько” прокричали.

Особенность патриотической лирики
Колычева состоит ещё и в том, что стихотворение о
Родине звучит у него одновременно на три мотива:
патриотический, интимно-лирический и
философский, также, как и у Сергея Есенина.
Интимно-лирическое звучание стихотворению
придаёт наличие лирического героя, отношение к
Родине, как к жене. Поэт как бы венчается с
Родиной, ведь “Горько!” кричат на свадьбе.

Но деление на темы в случае с поэзией
Николая Колычева весьма условно. В его стихах
темы взаимопронизывают друг друга.

Казалось бы, суровая природа Севера не
дает поэту многообразия впечатлений, буйства
красок, пейзажных контрастов, как давала Есенину
природа рязанщины. Но Колычеву этого и не нужно! У
него есть душа, которая чутко реагирует на все:
луна, снег, дождь, река, есть Север:

Пока рассудок и глаза ясны,
Неизлечимой лаской буду болен
К деревьям, птицам, ручейкам лесным
И к маленькому северному полю.

Любя, я проживу свои года,
И в час, когда устанет биться сердце,
Где б ни был – всё равно приду сюда,
На лес, ручей, на поле наглядеться.

По-есенински относится Николай
Колычев и к “братьям нашим меньшим”:

…Мычит, как будто просит: “Пожалей!”
Отчаянно мычит, вот-вот заплачет,
И хочется жалеть и быть добрей
Тому, кто слышал этот плач телячий.
И радости счастливым холодком
Тончайший нерв задет и сладко стонет,
Когда телок шершавым языком
Выпрашивает ласку у ладоней.

Голос автора звучит очень самобытно:
здесь и обезоруживающая естественность и
искренность слова. Поэзия Колычева свободна и
вольна, как естественное движение души. Часто она
исповедальна, лирична, нежна. Лирический герой
Колычева живет распахнуто, отдаваясь счастью и
печали, сопричастный всему миру.

У Есенина и через Есенина Колычев
воспринял не только исповедальность и
доверительность, но и способность вывернуть на
миру душу свою, не просто “рвануть рубаху на
груди”, а обнажить полностью душу свою. Как перед
самым близким другом. Так и воспринимаются стихи
поэта как лирический дневник.
Бескомпромиссность поэта Колычева – истоки свои
имеет в бескомпромиссности поэзии Есенина, в его
открытости.

И Есенин, и Колычев корни своей поэзии
имеют во времена слома старого и нарождения
нового. Революция и перестройка бесчеловечно
вырвали почву из-под их ног. На их глазах
происходит крушение мира. И откликом на это –
стихи поэтов. И есенинская традиция для поэта
Колычева – это и опора, и точка глубинности
корней, и диалог. Это двух голосов перекличка,
иногда полемика, а иногда продолжение исповеди
поэтов во времени, от начала века XX – до начала
века XXI-го.

Николай Колычев – один из лучших
современных поэтов России. Сама поэзия Колычева
– это художественное воплощение России, русской
судьбы, русского характера.


Звучит песня на стихи Н. Колычева
“Городок мой северный..”

Учитель: Традиция– это всегда
диалог, продолжение начатого предшественниками
разговора о жизни, возвращение к поставленным им
проблемам и попытка их решения уже на новом
уровне, с иных общественно-исторических и
эстетических позиций. Этот диалог включает в
себя отношение к миру и человеку. Среди наших
современников яркой звездой горит имя Елены
Исаевой. ________________ познакомит нас с ней.


Елена Исаева – поэт и драматург

Окончила факультет журналистики МГУ.
Лауреат премий «Триумф», «Венец»,
«Действующие лица». В 2004 году на фестивале в
Берлине её радиоспектакль «Про мою маму и про
меня» занял третье место. Участница фестивалей
современной драматургии «Любимовка»,
«Новая драма», «Документальная драма».

“Ты моё ранение сквозное” Читает
______________________


Ты – моё ранение сквозное,
Ты – моя свобода и тюрьма.
Знаешь, так сады цвели весною,
Что казалось – я сойду с ума.
Так сентиментально, так банально
Облетала яблони пчела,
Жизнь воспринималась так буквально,
Словно раньше я и не жила.
И не нужно было ничего мне,
А теперь мне нужно всё вокруг.

Эту ветку белую запомню –
Главною из жизненных наук –
И тебя. Смущённый, поражённый
В ослепительном сияньи дня,
И вокруг, тобой преображённый
Мир жужжит конкретно для меня.
Стоя среди яблочного зноя,
Понимаешь – горе от ума.
Ты – моё ранение сквозное.
Ты – моя свобода и тюрьма.

В литературном багаже Елены Исаевой 5
сборников стихов и книга пьес. Публикации в
журналах «Новый мир», «Дружба народов»,
«Современная драматургия». Пьесы идут в
России и за рубежом.

В стихах нашей современницы Елены
Исаевой очень чётко звучат две темы: вечная тема
любви и острая гражданственная лирика.
Послушайте и вы сами всё поймёте.

“НОВОГОДНЕЕ – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ” Читает
_________________________

Девочка стоит у школьной
ёлки,
Что–то там читает про зверьё.
Мишура на беленькой футболке
И на юбке марлевой её.
Девочка, снежинка на паркете,
В форточку влетевшая с небес,
На изломе двух тысячелетий
Ты каких от мира ждёшь чудес?
Думаешь, он станет лучше, чище?
Думаешь, сумеет жить в любви?
В душах оставляет пепелище
Век двадцатый – по уши в крови.
И другой грядёт ему на смену,
Тоже неулыбчивый такой.
Посмотри сквозь марлевую пену
И балетной заслонись рукой.

Запад давит нас
интеллигентно,
Беспардонно прёт Восток на нас.
Им плевать, что ты одномоментно
С миллионом девочек сейчас
Празднична, победна и красива!
В будущее вся устремлена!
За тобой – бескрайняя Россия…
Проданная, в общем–то, страна.
Может быть, на грани издыханья
И небесный ожидая Глас,
Родина спасается сияньем
Голубых твоих счастливых глаз?
Ты стоишь, ресницами моргая,
За тобою – ангельская рать.
Я тебе желаю, дорогая,
Честно жить и честно умирать.

Ни один писатель, ни один поэт никогда
не обойдёт тему любви. Любовь понимается поэтом
многогранно и высоко, человечно и мужественно.
Любовь к человеку, внимательная и действенная,
совестливое и доброе отношение к нему
встречаются вообще-то довольно редко. Это особый
талант, и он есть у Елены Исаевой.

“Ещё люблю…” Читает _____________________

Ещё люблю, ещё не отболело
Вот бабочка на занавеску села.
О, Господи, как хрупко всё вокруг!
И счастье нежно выскользнет из рук
И улетит в июльскую истому
Держи его! Не отдавай другому!

Да нет же, не впрямую! За крыло
Хватать конечно бабочку не надо,
И пусть, и пусть в садах чужого сада
Ей будет так же вольно и светло.
Но ты же знаешь как спасти мгновение
И счастье без особого труда

Возьми её к себе в стихотворение
И вот она с тобою навсегда.

В стихах Елены Исаевой столько правды
о нашей жизни, она настолько современна, что
кажется, будто она читает их на шумных городских
площадях, а тысячи людей слушают её и узнают себя
в её строках.

«Восстановить пытаюсь храм…»
Читает ______________________

Восстановить пытаюсь храм,
А он лежит в разрухе.
И все слова – не те, не там,
И откровенья глухи.
И всё, к чему прикован взгляд,
К чему хочу прибиться,
Уходит, катится назад,
Скрипит, как половица.
И я, как по речному льду,
Хватая горлом вьюгу,
Куда-то всё иду, иду,
Боясь сорваться с круга.

И кровь толкает горячо
Меня волною в сердце.
А я ни на одно плечо
Не смею опереться –
Затем, что каждому своё –
От срама до почёта.
Затем, что за моё житьё
Лишь мне платить по счёту.
Что суждено мне на роду, –
Не минет, не обманет.
И лишь тогда я упаду,
Когда любви не станет.

Она сурово судит ушедший двадцатый
век, который при всем своем величии «не знал
покаянья», и даёт очень жёсткую оценку
поступкам некоторых сограждан.

Читает _____________________


Говорят, стрелял кому–то в спину.
То есть на войне как на войне.
Это ж с ним мы пели «Бригантину»
И сидели в школе на окне.
И стихи взволнованно читали
Про грозу, про «не любил овал»,
Что мы тоже «угол» рисовали.
Вот он угол и нарисовал.
От смешного мальчика–солиста –
До тюремных окон… Нет! Постой!
«Флибустьеры и авантюристы
по крови упругой и густой…!»
Знали б мы, примерив гимнастёрки
В конкурсе на песню прошлых лет…
Частный бизнес, крупные разборки,
Настоящий то есть пистолет…
Может быть, страна не виновата,
Предложив крутые виражи?..
Как же, ох, по–разному, ребята,
Поколенье вписывалось в жизнь.
Кто вписался, кто не смог вписаться,
Кто уехал, кто погиб уже…
Что осталось? Школьный гул оваций
В актовом на пятом этаже.

Учитель: И ещё с одной нашей
современницей, удивительной поэтессой КАЗАКОВОЙ
РИММОЙ вас познакомит ___________________.

  • Поэт, переводчик. Родилась в
    Севастополе, в семье военнослужащего. Окончила
    исторический факультет Ленинградского
    Государственного Университета, затем Высшие
    литературные курсы. По распределению работала на
    Дальнем Востоке: лектором Хабаровского
    окружного Дома офицеров, редактором на студии
    кинохроники. Первый секретарь Союза Писателей.
    Печатается с 1955. Поражает её
    многогранные таланты: она много переводила
    поэзию народов СССР с абхазского, кабардинского,
    литовского, таджикского и других языков.
    Печатается как поэт, переводчик, публицист и
    критик в журналах «Новый мир», «Знамя»,
    «Атлантида». Произведения Казаковой
    переводились на испанский, словацкий, немецкий
    чешский, китайский языки. Она автор многих
    популярных песен – «Мадонна»,
    «Ненаглядный мой», «Ты меня любишь».
    Музыку для ее стихов писали Александра
    Пахмутова, Игорь Крутой.

Награждена орденами Трудового
Красного Знамени, Дружбы народов, Кирилла и
Мефодия 1-й степени. Живет в
Москве. О Римме Казаковой писали так:

«Поэт должен писать. Всегда.
Несмотря ни на что. О сегодняшних мыслях, печалях
и заботах. Да, грустно, Да, раньше было лучше, но
прежде всего – потому что лет было меньше. И
заботы другие. А сейчас… А что сейчас? А ведь и
сейчас то же самое:

«Иду с усмешкой бодрою,
А мир продрог, промок…
Работаю, работаю,
Держусь, как поплавок.
Вскипают полдни потные,
Слетает ночь к нулю…
Работаю, работаю!
Люблю тебя, люблю…»

Страстный, непрекращающийся разговор
с читателем-другом, который узнает Римму
Казакову на улице, пишет ей письма, ждет ответов
на самые сложные вопросы времени. А потому
неслучайна тональность её стихов: – это
гражданское послание человека своего времени к
живущим сегодня и к тем, кто придет вослед…

Читает __________________ “За то, что не всех
схоронили солдат…”


За то, что не всех схоронили
солдат,
С нас спросит когда-нибудь время.
И я, покаянно потупивши взгляд,
Стою перед жертвами всеми.
Пред теми, кто сгинул в жестоких ветрах,
На небо российское глядя,
В бою, в оккупации, в концлагерях,
В плену, и в тылу, и в блокаде.
Простите, что память у нас коротка,
Что близких неся нас погосты,
О стонах, что слышатся издалека,
Подчас забываем мы просто.
За то, что не всех схоронили солдат,
С нас спросит когда-нибудь время.
И я, покаянно потупивши взгляд,
Стою перед жертвами всеми.
Пред теми, кто сгинул в жестоких ветрах,
На небо российское глядя,
В бою, в оккупации, в концлагерях,
В плену, и в тылу, и в блокаде.
Простите, что память у нас
коротка,
Что близких неся нас погосты,
О стонах, что слышатся издалека,
Подчас забываем мы просто.
Простите, кто жил в сопредельной земле
И смежил в России ресницы.
Всех смерть уравняла в холодной золе –
Меж мёртвыми нету границы.
Я плачу над теми, кто родственен мне,
Я слезы роняю к полыни.
Но над иноземцами плачу втройне –
Не сладко лежать на чужбине.
Мне крикнут: – Врагов не желаешь судить!
Отвечу: – Неужто мы слепы?
Мы счёты с живыми привыкли сводить,
Но с мёртвыми счеты – нелепы.
А души усопших стремятся на свет,
Над безднами рая и ада.
– Простите, – шепчу. А прощения нет.
Его заслужить ещё надо.

Поэзия – главное дело всей жизни Риммы
Казаковой, сфера ее долга и ответственности как
художника, участника в «творении мира».
Просто и логично она умеет вплести новые штрихи и
линии в портрет быстро меняющегося времени и
подчеркнуть неизменность своей нравственной и
гражданской позиции.

“СВОБОДНОЕ ДЫХАНИЕ” Читает
______________________

О смерти говорить не надо.
А надо жить – и просто жить,
Держа на расстоянье взгляда
Всё то, чем стоит дорожить.
Ни в чём винить других не нужно –
У каждого свои дела:
Свои привычки, цели, дружбы,
Свои – в душе – колокола.
Иной – он по–иному чуден.
И коль с людьми тебя свело,
То пусть с тобою будет людям
Легко, надёжно и светло.
Они мудры – молчи и слушай.
Не торопи напрасно дней.
Не заставляй до срока душу
То раскрывать. что зреет в ней.

Живи –
Не уставай дивиться
Тому, как светел небосвод.
И так дыши, как дышит птица,
Пускаясь в дальний перелёт.

“Ищу поддержки. Поддержи, земля! “
Читает ________________________

Ищу поддержки. Поддержи, Земля!
Игрою с космосом еще потешишься.
Вцепись лесами, окуни в поля.
Ты слышишь, милая: поддержки!
Ищу поддержки у своих берез.
Березы, помните: в обнимку бегали…
Я вас не мучила обузой просьб.
Березы, смутно мне, а вы такие белые.
Ищу поддержки у знакомых стен.
Их – худо, бедно ли, – да обживала.
Есть еще радость пошептаться с тем,
что только здесь бывало.
Ищу поддержки у себя былой.
Зачем мы врем, что мы – все те же?
У той, у молодой, у сильной, злой,
прошу поддержки!
И завтрашняя тоже мне нужна.
Где-то вблизи она, но где же?
Она добра, и все во мне поймет она.
Пускай поддержит!
Ищу поддержки.
Пошатнулся мир.
Дорога из-под ног куда-то побежала.
Поддержки, люди! Слышите? На миг!
Чтоб завтра тоже я кого-то поддержала.

Заключительное слово учителя:

Зачастую, читая поэтов прошедших эпох,
мы с удивлением узнаём в их строчках свои
собственные чувства и переживания. Много ещё
примеров связи времён можно найти в лирике!
Поэзия словно вступает в противостояние с
расхожими утверждениями, что люди, дескать,
теперь не те, что прежде…” На самом же деле во
все времена людей разных стран волновали и будут
волновать схожие темы – вечная тема любви, тема
родной страны, поиск смысла жизни, жизненных
ценностей.

Презентация

Приложение


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *