- Жирнова Галина Кузьминична, учитель начальных классов
Голоса птиц.
Сегодня в лес всех вас зову
Я музыкой своей,
Там желтоглазую сову
Увидишь средь ветвей,
Ежа у мшистого пенька
И дятла на суку,
Услышишь ты издалека
Весёлое “ку-ку”.
То нежной трелью соловья,
То хрустом на тропе
В лесу дорогу буду я
Указывать тебе
Звенеть заставлю я ручей
И шелестеть листву
Иди за музыкой моей
Ау-ау-ау!
Учитель.
Наша встреча в гостиной посвящена Михаилу
Михайловичу Пришвину, который писал о природе. Мы
совершим путешествие по страницам его книг.
Выставка книг.
Пришвин родился в имении Хрущёва Елецкого
уезда Орловской области. Провёл здесь своё
детство среди громадного сада с тополевой,
ясеневой, берёзовой, еловой и липовой аллеями
стоял старинный деревянный дом. Это было
настоящее дворянское гнездо.
Из гостиной дверь вела на большую террасу, от
которой шла липовая аллея со столетними
деревьями. В родных местах открылась будущему
писателю красота русских лесов и полей, музыка
родного края.
Рассказ “Последние цветы”
(В руках поделка “Колокольчик и стрекоза”)
“Опять морозная ночь. Утром на поле увидел
группу уцелевших голубых колокольчиков. На одном
из них сидел шмель. Я сорвал колокольчик, шмель не
слетал, стряхнул шмеля, он упал. Я положил его под
горячий луч, он ожил, оправился и полетел. На
другом колокольчике сидела стрекоза. Точно так
же за ночь оцепенела красная стрекоза и на моих
глазах оправилась и улетела.”
Крестьянин Гусек научил будущего писателя
понимать многие тайны природы. Самое главное,
чему у него научился Пришвин пониманию, что
все птицы разные, и зайцы, и кузнечики, и все
животные существа тоже, как люди, между собой
отличаются.
Теперь пора сказать, Что Пришвин совершенно не
собирался становиться писателем. Ещё мальчишкой
убежал в Азию. То есть в неведомую даль, но его
быстро поймали и вместо Азии получилась
гимназия.
Потом побывал везде: и в той самой заветной,
мальчишеской Азии, и в тайге, и в степи, и на
морских берегах. Был охотником, следопытом,
журналистом, учителем. Привозил отовсюду очерки
и целые книги. (Книга в руках) Первый пришвинский
сборник рассказов “Золотой луг”
“Золотой луг”
“У нас с братом, когда созревают одуванчики,
была постоянная забава. Бывало идём вместе, я его
позову, он оглянется, а я фукну одуванчики прямо в
лицо…”
— Ребята, что значит “спать одуванчик ложился
вместе с нами, детьми и вместе нами вставал”?
(Как часы, в одно время закрывался и открывался.
По цвету можно определить время года.)
Михаил Михайлович так любил лес и так умел его
понимать, что даже в обыкновенной заячьей
капустке видел интересное: под жарким солнцем
она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей
больше дождинок перепало. Как будто она живое,
разумное существо.
Пришвин утверждал, что мир полон чудес и “это…
чудеса не как в сказке о живой воде и мёртвой, а
настоящие…они совершаются везде и всюду и во
всякую минуту нашей жизни, но только часто мы,
имея глаза , их не видим, имея уши –не слышим.
Инсценировка “О чём шепчутся раки?”
Раки очень интересные. У них много ног, какие
усы, какие клешни, и ходит хвостом наперёд, хвост
называется шейкой. Когда раков соберут в ведро,
то они начинают шептаться. Шепчутся, шепчутся. А о
чём не поймёшь. И когда скажут, “раки
перешептались”- это значит они умерли. Однажды
бабушка с внучкой пошли ловить раков. Всю ночь
вытаскивали раков. Наловили полную корзину и
пошли домой.
— Не перешептались бы раки.
— А о чём они шепчутся?
— Перед смертью, внученька, друг с другом
прощаются. А раки искали выход. Самый большой
нашёл дырку: бабушке на кацавейку- на юбку –
траву – в речку.
Пришли домой.
— Раки-то, внученька, должно быть перешептались
и …
— Померли?
— Уснули?
Пришли к избе. (подняли тряпку)
— Батюшки родимые, а где же раки?
— Пусто.
— Вот они раки-то, шептались. Я думала – это они
друг с другом прощаются. А это они с нами дуррами
прощались.
* Пришвин видит и слышит чудеса и раскрывает их
перед нами. Для него нет растений вообще. А есть белые
грибы, голубая черника, кукушкины слёзы, заячья
капуста.
Рассказ “Лисичкин хлеб” (Садится на
пенёк возле лисицы.)
Рассказ “Гости” (Голоса птиц.)
Звери и птицы у Пришвина “кукуют”, “свистят”,
“шипят”. Каждый из них по-своему движется. Даже
деревья и растения в пришвинских рассказах
становятся живыми: точно богатырь, выбивается
из-под листьев гриб.
Рассказ “Силач” (с книгой в руках)
Писатель не только великолепно знает природу.
Умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят
равнодушно. Он понял, что земля, небо, человек и
зверь – единое целое.
Рассказ “Лоси” ( рассказывают 2
ученика)
Книги Пришвина читают и дети, и взрослые.
Писатель стремится научить нас жить в ладу с
природой, правильно её понимать, чувствовать и
беречь. Вот как он к нам обращается.
“Мои молодые друзья!
Мы, хозяева, нашей природы, и она для нас
кладовая солнца с великими сокровищами жизни.
Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо
открывать и показывать.
Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица – с небом,
Как поле – с плугом,
Как ветер – с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами.
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица.
И доверять повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!
Все встали. Хором.
Рыбе – вода,
Птице — воздух,
Зверю – лес, степь, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу —
Значит охранять Родину.
Песня “Наш край”
Учитель. Друзья!
Видно, что вы прочитали много рассказов
Пришвина. Герои его рассказов навсегда останутся
в вашей памяти. И не только прочитали, но и
нарисовали иллюстрации, сделали поделки героев
рассказов Пришвина. Большое спасибо. Я думаю, что
эта гостиная обогатит ваш ум и сердце. А вы будете
стараться любить природу так же, как и Михаил
Михайлович Пришвин.
Викторина.