Литературные памятники Алматы

  • Дронова Таиса Алексеевна, библиотекарь

Форма проведения: Урок-экскурсия Приложение №1

Цели урока:

  • Воспитание патриотизма, чувства любви к Родине,
  • Развитие интереса к изучению родного края.
  • Расширить знания учащихся о родном городе.
  • Приобретение знаний по литературе, истории, МХК,
    географии.
  • Развитие творческих способностей учащихся.
    Расширение кругозора.

При подготовке данного мероприятия была
проведена следующая работа:

  • Проведена экскурсия по городу “Литературные
    памятники Алматы”;
  • После экскурсии дети получили задание найти
    материал и подготовить свое выступление по
    данной теме;
  • Затем был проведен конкурс на лучших
    экскурсоводов;
  • После чего экскурсоводы провели цикл экскурсий
    для учащихся школы по городу и заочные экскурсии
    в школе с использованием слайдов и театральных
    эффектов.

Ход урока: урок ведут ученики

Алматы – духовный центр Казахстана.
Велика его роль в развитии отечественной
истории, науки, искусства, культуры. История
формирования города и Республики тесно
взаимосвязаны.

По одним источникам город наш очень
древний и ему более тысячи лет. По официальным
источникам он очень молод и в 2009 году нашему
городу исполнилось 155 лет, и почти 70 из них Алматы
был столицей Казахстана. Здесь принимались
важные исторические решения, совершали крупные
открытия многие ученые, создавали бессмертные
произведения поэты, писатели, композиторы,
художники, блистали талантами корифеи
театральной сцены.

И сегодня Алматы известен всему миру
как один из крупнейших культурных, научных,
финансовых центров, как город особого статуса и
южная столица страны.

Пройдите сегодня по улицам Алматы, и вы
увидите немало зданий, музеев, памятников,
хранящих память о замечательных событиях и
людях, которыми гордится наш город. Эти здания,
архитектурные памятники – живые свидетели
прошлого и они помогают нам воссоздать ту
конкретную историческую обстановку, в которой
жили и творили выдающиеся политические,
государственные и общественные деятели,
военачальники, ученые, художники, композиторы,
артисты, писатели.

Город живет по своему особому ритму. Не
зря в народе говорится, что дома умеют говорить.
Если прислушаться, можно многое узнать об
авторах проекта, архитекторах, инженерах. Тех,
кто жил в это время, творил, мечтал о том, что в
этом доме будет театр или музей. Или дом обживут
семьи добрых, веселых, счастливых людей. Город
рос, развивался. Менялся его внешний облик, и от
невысоких домиков мы “доросли” до высоток и
удивительно красивых магазинов, офисных зданий и
парков. Все, кто создавал наш город Алматы от
самых его истоков, были влюблены в него, искренне
стараясь улучшить его, сделать еще более
красивым. И, думается, им это удалось.

Сегодня гости бывшей столицы
Казахстана, а ныне – города республиканского
значения, с удовольствием гуляют по красивым
тенистым улицам. В любое время года наш город
вызывает восхищение. Зимой снег подчеркивает
элегантность старых домов и оригинальность
новых зданий, весной город наполняется запахом
цветущих деревьев, летом любимыми местами для
каждого алматинца и гостя столицы становятся
парки, скверы и фонтаны, а осенью всю палитру
красок можно наблюдать в предгорьях Медео и
других чудесных экологических зонах. Не любить
Алматы невозможно, и каждый, кто однажды приедет
сюда погостить, несомненно,

вернется вновь.Приглашаем и Вас
посетить наш город.

Сегодняшнюю экскурсию мне
хотелось бы назвать “Литературные памятники
Алматы”. Конечно же, невозможно объять
необъятное, невозможно рассказать обо всех
писателях и поэтах, живших, живущих и работающих
в Алматы. Поэтому я решила остановиться на именах
тех, кому в нашем городе созданы памятники, музеи.
Итак, наша экскурсия начинается.

А начнем мы с самого известного
человека в Казахстане

Его именем открываются все наши
казахстанские энциклопедические издания.
Это
Абай

Слайд №3

Абай Кунанбаев (1845-1904) – великий
казахский поэт, просветитель, классик,
основоположник казахской национальной
письменной литературы.

“Абай – зрячее око, Абай – отзывчивое
сердце, Абай – мудрость народа”, — так до предела
сжато и емко высказался создатель этнического
повествования “Путь Абая”.

Абай настолько глубок и многоплановен,
что каждое поколение находит в нем что-то важное
для себя.

Значение Абая для казахов, и не только
для казахов, но и для всех мыслящих и чувствующих
людей с годами не уменьшается, а все более растет.
Его бесценное наследие сейчас опубликовано на 60
языках мира.

Абай – символ всего лучшего, что
свойственно казахам, он – духовный символ нации;
Абай, неизменно устремлявший думы в будущее,
всегда современен. В творчестве великого поэта
можно найти ответы на все вечные вопросы жизни –
о добре и зле, любви и ненависти, истине и
заблуждении.

“Нет слов, которых бы Абай не сказал!”
Такие высказывания – свидетельство любви, по
большому счету, всенародной любви к Абаю. Недаром
его именем названы улицы, школы, площади нашей
Республики. В городе Алматы именем Абая названы:
театр оперы и балета в 1945 году, вершина в горах
Заилийского Алатау (высота 4010м.), проспект — до 1960
года эта улица называлась Арычной. Сегодня это
огромная транспортная магистраль с интенсивным
движением, пересекающая город с востока на запад,
очень зеленая, с красивыми постройками.

И, конечно же, памятник Абаю установлен
в 1960 году на площади Абая. Авторы памятника:
скульптор Х.И. Наурызбаев, архитектор И.И.
Белоцерковский. Высота монумента 13,7 метра.
Скульптура отлита из бронзы, постамент выполнен
из красного гранита. Фигура Абая – в движении.

В левой руке он держит книгу, а правой
придерживает полы накинутого на плечи чапана.
Выражение задумчивости на лице, взгляд устремлен
в будущее.

Мухтар Ауэзов Слайд №4

С именем Абая тесно связано имя
Мухтара Ауэзова, написавшего роман об Абае.
Творческая судьба Мухтара Ауэзова оказалась
нераздельной с гением Абая. В его образ писатель
вложил все богатство своей души. “В этом романе
– сама жизнь. И поэтому, как и сама жизнь, эта
книга будет существовать века” (Леонид Соболев).

И может быть совсем неслучайно, здесь
же на проспекте Абая находится Казахский театр
драмы, носящий имя М. Ауэзова с 1961 года В театре 2
зрительных зала: большой — на 1000 мест и
экспериментальный — на 250. Театр постоянно в
поиске, продолжает ставить произведения
национальной драматургии. При театре создана
студия, готовящая актеров и музей. Перед фасадом
театра установлен памятник Ауэзову. Этот
архитектурный ансамбль: театр и памятник
(архитекторы О. Баймурзаев,

А. Кайнарбаев, М. Жаксылыков; скульптор
Е. Сергебаев) был удостоен Государственной
Премии Казахстана в 1982 году. Отлит памятник из
бронзы, постамент из темно-серого гранита.

Пластически памятник решен
традиционно: писатель в задумчивой позе сидит в
кресле с книгой в правой руке. Памятник хорошо
передает сложный и многогранный внутренний мир
Ауэзова.

Мухтар Ауэзов (1897 – 1961). В нем поражает
все: и творческий интеллект, и пластика палитры, и
языковая щедрость. Создатель первого
национального романа – эпопеи, драматург,
переводчик европейской и русской классики,
ученый-литературовед – поистине неисчерпаемо
наследие великого писателя.

Со страниц его книг возникают
беспредельные степи с их пронизывающими ветрами,
джутами, буранами, пургой, многокрасочными, как
персидский ковер, джайлау, раскаленными
пустынями с огромным потоком людей, трудно,
тяжело двигающихся во тьме извилистой тропой
жизни. А сам Мухтар Ауэзов, внешне совсем
обыкновенный человек, видится необыкновенно
большим, стоящим на вершине воспетых им
Чингизских гор с печальным взором, проникающим в
это движение масс, красок, звуков. Оживает
история в своей естественной живописности и
трагичности. Его книги возвышают человека, будит
в нем доброе и светлое.

При всей нелегкой судьбе, непрестанном
творческом горении, этот человек сохранил
удивительную тонкость восприятия жизни. Он много
знал, больше и дальше нас видел. И не случайно в
его колоритных и масштабных образах заговорила
сама жизнь, заговорила многоголосо, страстно. И
книги шагнули в художественное бессмертие.

Еще один памятник М. Ауэзову находится
в сквере у театра оперы и балета им. Абая и опять
их имена рядом. Скульптура писателя выполнена в
виде бюста. Памятник установлен в 1967 году.
Скульптор Т.С. Досмагамбетов, архитектор М.
Мендикулов. Отлит из чугуна, постамент – серый
гранит.

И еще одна достопримечательность,
посвященная Ауэзову – литературно-мемориальный
дом-музей им. М.О. Ауэзова. Находится музей на
улице Тулебаева, основан в ноябре 1963 года в доме,
где писатель жил последние 10 лет. В 11 залах
дома-музея развернута экспозиция, посвященная
жизненному и творческому пути Ауэзова. Именем
Ауэзова также названы улица и район нашего
города.

Как красивы Алматинские скверы и
бульвары. Во все времена года привлекают они
жителей нашего города. Ну а если там стоят еще и
памятники – они становятся еще популярнее. Так и
сквер у Академии наук Казахстана.

Здесь целых два памятника
известнейшим людям прошлого тысячелетия

Александру Сергеевичу Пушкину (1799-1837) и
Чокану Чингизовичу Валиханову (1835-1865).

Слайд №5

1999 год – 200 лет со дня рождения А.С.
Пушкина. Было принято решение поставить памятник
великому русскому поэту.

Этого события ждали давно, и поэтому на
открытии монумента Александру Сергеевичу
Пушкину собралось много алматинцев и гостей
города. Памятник удачно вписался в архитектурный
ансамбль города. Он установлен около здания
Национальной Академии Наук Казахстана, на
пересечении улиц Курмангазы и Пушкина.

Есть ценности вечные, которые
принадлежат всему человечеству. Среди них поэзия
Пушкина. Через нее дети открывают и познают Мир, а
для взрослых – это неиссякаемый источник
высоких чувств и совершенного слога. Несомненно,
памятник А.С. Пушкину стал еще одной
достопримечательностью южной столицы. Его автор
– известный русский художник Анатолий Бичуков и
казахские архитекторы Анатолий Анчугов и Тохтар
Ералиев. А отлит монумент из бронзы на одном из
алматинских заводов. Как сказал А. Бичугов:
“Место в академическом сквере с роскошным видом
на горы показалось мне очень поэтичным. И я решил
изобразить Пушкина в порыве вдохновения”.

Памятники А.С. Пушкину продолжают
ставить в разных уголках мира. Поставили
памятник и в столице Казахстана Астане. Ведь 2006
год президентами наших стран объявлен годом
Пушкина в Казахстане и годом Абая в России.

Слайд № 6

Чокан Валиханов прожил всего 29 лет –
до обидного мало, а после себя оставил кладезь
ярких мыслей и суждений, откуда мы до сих пор
черпаем оригинальные идеи для осмысления
прошлого, чувства настоящего и представления
будущего. Он был человеком увлеченным,
целеустремленным. Смыслом его жизни было
служение народу, родине, человечеству. Его нельзя
было без волнения слушать, невозможно было не
увлечься его замечательными идеями и замыслами.
Друзья его с радостью встречались с ним, с
горечью расставались с ним. П.П.
Семенов-Тяньшанский удивлялся, как этот юноша,
происходя из кочевых племен, живя в глухой
провинции, сумел накопить большой запас сведений
и приобрести “громадную начитанность в
литературе о Востоке”. “Обладая совершенно
выдающимися способностями, — писал он, — Валиханов
окончил с большим успехом курс в Омском
кадетском корпусе, а впоследствии уже в
Петербурге слушал лекции в университете и так
хорошо освоился с французским и немецким
языками, что сделался замечательным эрудитом
Востока”.

Памятник Чокану Валиханову установлен
в 1969 году. Скульпторы Х.И. Наурызбаев и Ш.И.
Валиханов. Высота памятника 8 метров. Фигура
отлита из бронзы, постамент выполнен из
полированного горного габбро. Использованы
казахский национальный орнамент и рисунки
Чокана Валиханова. Одетый в военную форму, он
стоит в простой и естественной позе: одна рука с
книгой опущена, другая на мгновение коснулась
подбородка. Фигуре предано глубокое раздумье
великого просветителя-демократа. Именем Чокана
Валиханова также названы – Институт истории,
археологии и этнологии НАН РК, школа №68, улицы,
вершина на склоне Заилийского Алатау (4234 метра).

Если спуститься вниз от памятника Абаю
по проспекту Достык, то на нашем пути встречаем
два памятника, установленные двум поэтам двух
государств – Казахстана и Украины.

Это Жамбыл (1846 – 1945) и Шевченко (1814 – 1861)

Слайд № 7

Тарас Григорьевич Шевченко – для
украинцев он величина столь же значительная и
почитаемая, как Пушкин для русских и Абай с
Жамбылом для казахов.

Имя этого поэта, писателя и художника
вспоминаем прежде других, когда заходит речь об
украинской культуре, а многие песни, написанные
на его стихи, давно перешли в разряд народных.

По укоренившейся традиции признание
пришло к Шевченко после смерти. За свою активную
жизненную позицию Т.Г. Шевченко был сослан в
степи Приаралья. Таким образом, судьба Кобзаря
оказалась тесно связана с землей Казахстана. В
ссылке, несмотря на царский запрет писать и
рисовать, Тарас Григорьевич написал сотни
стихов, очерков, 450 картин. Его стихи переводили
на казахский язык С. Муканов, С. Мауленов.

В августе 2000 года в нашем городе на
улице Шевченко вырос новый памятник Тарасу
Шевченко. Скульптура создавалась по инициативе
Алматинского акимата и Украинского посольства.
Авторство принадлежит группе украинских
скульпторов пол руководством Виталия Рыжика.
Украинское происхождение имеет и камень, из
которого высечен памятник, он взят из гранитного
карьера Житомирской области.

Теперь возле этого памятника
собираются украинцы, живущие в Алматы: читают
стихи Шевченко в оригинале.

Слайд № 8

Жамбыл Жабаев – казахский народный
поэт-акын, один из крупнейших представителей
устного народного творчества. Казахский народ
гордится своими акынами. Веками песни
прославленных акынов бережно сохранялись в
памяти народа. Недаром в старину слово “акын”
означало “наставник и певец”. Песни Джамбула –
неизменные спутники всех значительных событий
страны. Песенное обращение, разговоры акына с
народом, одной из новых разновидностей

которых являются импровизированные
выступления и речи, остаются излюбленным жанром
Жамбыла.

Кочуй, моя песня!
Будь гостьей желанной
В просторных ковыльных
степях Казахстана…

Он прожил долгую, почти сто лет,
интересную жизнь. Заслужил признание народа,
потому что в своих сказаниях Жамбыл воспевал
героизм во имя Родины, принципы гуманности и
честности. В скверике у начала улицы Жамбыла
стоит теперь памятник великому акыну. Создали
этот скульптурный ансамбль архитекторы –
С.Баймагамбетов, Т. Ералиев, С. Фазылов и
скульптор Б. Абишев. Их бронзовая скульптура
стала победительницей Республиканского
конкурса. Фигура Жамбыла с домброй в руке, с
правой стороны скала – кусочек природы
Заилийского Алатау, из которой бьют два
источника. Один из них символизирует Суюнбая –
учителя поэта, а другой – кладезь народной
мудрости. Оба источника через каскады падают в
бассейн, дно которого уложено камнями,
специально привезенными с Заилийского Алатау.

Еще один памятник-бюст установлен в 1978
году в сквере театра оперы и балета имени Абая.
Скульпторы Х.И. Наурызбаев, архитектор М.
Мендикулов. Выполнен памятник цельно с
постаментом из цельного гранита, Скульптурное
изображение передает образ акына в момент
творческого состояния. Также его именем названы
Казахская Государственная Филармония, улица, пик
и ледник в Заилийском Алатау. Памятник Джамбулу
стоит и в России в г. Санкт-Петербурге

2002 год – знаменательный год в
культурной жизни Республики. Казахский народ
отмечал столетие со дня рождения своих
гениальных сыновей – писателей

Слайд № 9

Габита Мусрепова и Габидена Мустафина.
Эти два великана казахской литературы 20-го века
совершенно различны по языку, стилю,
масштабности. Но их роднит одно – они пытаются
осмыслить историю и время, в которое им выпало
жить. Друзья, сверстники, совершенно разные по
характеру — “прямолинейный и бескорыстный
Габиден и холеный, тонкий аристократ Габит” — оба
мастера изящной словесности. Как выразительно
они могли шутить, смеяться! Сколько было
изящества в их рассказах, как богат был язык.
Любая реплика, сказанная ими, вызывала живой
отклик. Они как бы высекали искру друг из друга и
взаимно заряжались энергией.

Габит Мусрепов — “Пробужденный край”,
Улан — ее имя”, “Солдат из Казахстана”,
“Амангельды”, “Кыз-Жибек”, “Однажды – и на всю
жизнь”.

Габиден Мустафин — “Жизнь или смерть”,
“Миллионер”, “Караганда”, “После бури”.

Писатели своего времени. История в их
творчестве отражена так, как виделась им, и как
того требовало время. Их произведения вошли в
золотой фонд казахской литературы, и являются
национальным достоянием.

А в 2002 году в сквере у Казахского
театра детей и юношества, носящего имя Г.
Мусрепова, был поставлен памятник работы
скульптора К.Сатыбалдина и архитектора В. Кацева.

Сабит Муканов. На улице Тулебаева,
где расположен музей М.Ауэзова, находится еще
один литературно-мемориальный дом-музей Сабита
Муканова (1900 – 1973). Сабит Муканов – один из
основоположников современной казахской
литературы, ученый литературовед, общественный
деятель, лауреат Государственной премии
Казахстана (1967г.), академик, профессор. Все, кто
помнит Сабита Муканова, — помнят его, окруженным
молодежью. Писатель любил молодость, а молодость
любила его. В каждой своей книге он отдавал
щедрую дань юным героям, справедливо видя в них
будущее народа, будущее Казахстана. Путь Сабита
Муканова и его сверстников – это путь народа.
Неграмотный мальчик – импровизатор – “бала
акын”, создает крупнейшие произведения,
становится выдающимся деятелем культуры,
академиком, посещает страны Запада и Востока,
достойно представляет свою Республику. Сабит-ага
глубоко интересовался историей своего народа,
жизнью его талантливых сынов! Особое его
внимание привлекал Чокан Валиханов. Сначала он
написал о нем пьесу “Нить Ариадны”, а затем и
роман “Промелькнувший метеор”. К сожалению,
смерть помешала писателю завершить роман.
Подробнее вы сможете узнать о Сабите Муканове,
прочитав его автобиографический роман “Школа
жизни” и посетив музей.

Музей был создан в 1975 году в доме, где с
1965 по 1973 годы жил писатель. Экспонируются
материалы, рассказывающие о творчестве Сабита
Муканова.

Сохранена мебель квартиры, подарки,
сувениры и личные вещи писателя, архив рукописей
и переписки.

А в июне 2000 года на пересечении улиц
Муканова и Толе би открылся памятник Сабиту
Муканову по случаю столетия со дня рождения.

Слайд № 10

Мукагали Макатаев. В 2002 году в день
Независимости в центре Алматы, в тихом небольшом
сквере был установлен памятник известному
казахскому поэту, лауреату Государственной
премии Республики Мукагали Макатаеву (1931 – 1976). В
городе его именем уже названы школа, улица, а на
доме, где он жил, установлена мемориальная доска.

Творчество М.Макатаева ценится за
высокую лирику, не показную, идущую от сердца
гражданственность. Но при жизни поэт не был
удостоен никаких регалий. И только в преддверии
70-летнего юбилея эта ошибка была исправлена.
Сборник стихов “Аманат” был удостоен
Государственной премии РК. И памятник, отлитый в
бронзе, тому подтверждение.

Уходит день, приходит ночь,
Так время быстротечно.
Но верю я, отбросив мысли прочь,
Что жить мне вечно.

Слайд № 11

Музей книги. В сохранении, изучении и
популяризации письменных и печатных памятников
истории особое место занимают музеи книги –
своеобразные научно-исследовательские и
культурно-просветительские учреждения, надежные
очаги распространения духовных ценностей. Одним
из них стал Республиканский музей книги,
открытый в октябре 1978 года в Алматы, на улице
Кабанбай батыра.

В шести смотровых залах музея
размещены тысячи экспонатов, начиная с VI века и
до наших дней.Во вводном зале музея можно узнать
о зарождении и многообразии письменностей на
разных этапах мировой истории, о применении
различных материалов для письма. Особое
внимание, естественно уделено появлению и
становлению письменности древних тюрков,
предков казахов, запечатленной в знаках,
рисунках на камнях, бытовых изделиях.

Здесь собраны произведения
мыслителей, поэтов, летописцев, внесших большой
вклад в развитие письменной литературы и книжной
культуры казахского народа.

Знакомство с музеем книги позволяет
совершить приятное путешествие в историю
создания и становления рукописной и печатной
книги в Казахстане. Каждый, кто посетит этот
замечательный музей, может почерпнуть много
познавательного, разумного, интересного. И,
конечно же, еще раз встретится со всеми теми, о
ком мы сегодня говорили. Потому что книги этих
писателей также представлены в музее книги.

Друзьям тех дней

То время – словно новое сказанье
В неудержимой поступи времен.
На новые твои гляжу я зданья,
А те, былые, вижу, как сквозь сон.

Но как забыть средь северных туманов
Степного солнца неизбывный жар,
Сады, где шел со мной Сабит Муканов,
О “Фаусте” беседовал Мухтар!

Я вижу снова мудрого Джамбула
В бобровой шапке, с посохом в руке,
И струн его не позабыть мне гула –
Пусть на чужом, но братском языке.

И “Кыз Жибек”, красу казахской сцены,
Куляш с ее заливистым “гаку”…
Приветствую я жизни перемены,
Но и былое в сердце берегу.

Всеволод Рождественский

Слайд №12

Литературный альманах “Мой любимый город” с
детскими работами был выпущен к юбилею города.
Вот некоторые из них.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *