Литературный урок на тему: Имя и душа

  • Михайлова Валентина Михайловна, учитель литературы и русского языка

Цели:

  1. Рассказать о Марине Ивановне Цветаевой,
    сложной судьбе поэтессы;
  2. Заинтересовать информацией о тайне
    имени, о некоторой соотнесенности имени с
    душой, судьбой;
  3. Воспитывать любовь к русскому
    поэтическому богатству серебряного века;
  4. Побудить к собственному творчеству.

I. Вступление. Слово учителя.
Исторический отрезок времени с 1890 по 1917-
небольшой, а в литературе он именуется
веком, серебряным веком…

Век серебряный, и пустота…
Может, медный, железный, что дальше?
Где ахматовская простота,
У которой не было фальши?
Новый Блок возможен в наш век?
И Цветаевой гений, быть может, вернется?
Где ты, новый поэт – человек,
Чья поэзия солнцем взорвется?
Не бывает пустым место свято –
Межвременье – на час, лишь на миг.
Пушкин тоже не думал когда-то,
Что закован в гранит будет лик.
Век из платины и изумрудный,
Подрастают творцы на Руси!
Путь их будет особенно трудным –
У любого пророка спроси.
Михайлова В.М., октябрь 2008 год.

Этим своим стихотворением я выразила
надежду на перспективу, возрождение
великолепного художественно –
поэтического всплеска, сгустка звездной
одаренности в России в XXI веке.

Серебряный век по своей значимости
оставил глубокий след в литературе, он
равноценен золотому. Для меня серебряный
век особенный: там много родственных душ.

На цыпочках пройду на сцену…
За тайною кулис — рассвет,
Ну, век серебряный, на смену,
Ты ждал так много – много лет!
Мартынов и Дантес – лишь пыль пороховая,
А Пушкин с Лермонтовым – вот они живут!
И Блок, как знамя принимая,
Стихами вымостил свой труд.
Ахматова – душа родная –
Ты многих гордых подняла,
И близких и друзей спасая,
Все слезы мира собрала.
Твоя поэзия как море,
И имя у тебя – Марина,
Жизнь – испытание и горе,
Похожа на любимую рябину.
Имен скопил ты, век, немало,
И все – в сиянье серебра.
Пора откинуть покрывало
И встретиться с тобой… Пора.
Михайлова В.М., октябрь 2008 год.

Марина Цветаева ни к какому литературному
обществу не примыкала. Ее поэзия сугубо
индивидуальна.

II. Сообщение о Цветаевой с демонстрацией
видеофильма
(Задание девушка готовила
заранее).

III. Слово учителя. “ В один из
московских осенних дней 1910 года из
Трехпрудного переулка, что близ Патриарших
прудов,- вспоминает Анна Саакянц,- вышла
невысокая круглолицая гимназистка,
пересекла у Никитинских ворот Тверской
бульвар и направилась в Леоньтьевский
переулок, где помещалась типография А.И.
Мамонтова. В руках у нее была внушительная
стопка стихов, в душе — дерзость и
нерешительность,- “Гордость и Робость”,
что пронизали всю ее последующую жизнь и
поступки”. Марине Цветаевой 18 лет. Она ищет
свой путь в литературе. В 1911 году поэтесса
написала стихотворение “Душа и имя”,
основанное, естественно, на знании тайны
имени. “Марина,- констатирует в своей книге
“Тайна вашего имени” Наталья Толли,- как
правило, высокого мнения о себе, а красивая
Марина часто себя переоценивает. Эмоции
умеет подчинять голосу рассудка, так что
все, что касается ее личной судьбы, она
совершает обдуманно. Марина требует к себе
уважения, смириться с унижением
собственного достоинства она не сможет.
Чувство свободы и собственного достоинства
для нее важнее всех благ и богатства”.
Рефреном звучит в стихотворении мысль
свободолюбия, вольной морской стихии.

Душа и имя.

Пока огнями смеется бал,
Душа не уснет в покое.
Но имя Бог мне иное дал:
Морское оно, морское!
В круженье вальса, под нежный вздох
Забыть не могу тоски я.
Мечты мне иные подал Бог:
Морские они, морские.
Поет огнями манящий зал,
Поет и зовет, сверкая.
Но душу Бог мне иную дал:
Морская она, морская.
Марина Цветаева, 1911 год.

Судьба творчества – вот главное в судьбе
поэтессы. Когда появилось трагическое
ощущение собственной ненужности,
ненадобности, в поэте погасли остатки
жизненной энергии. Жизнь задувала огонь
души со всех сторон.

Есть и другие стихи Марины Ивановны
Цветаевой, связанные с именем.

То, что каждому имени свойственны
определенные черты характера, подмечали и
подмечают очень многие внимательные
наблюдатели. В частности, выдающийся
русский ученый, философ Павел
Александрович Флоренский посвятил этой
закономерности большую исследовательскую
работу, впервые увидевшую свет в нашей
стране в 1988 году в журнале “Социологические
исследования”.

Интересным является тот факт, что имя
сильно влияет на жизнь человека. “Если оно
способно вызывать насмешки, то ставят
человека с детства в оборонительную
позицию: он должен бороться за нормальное
отношение к себе, и это отражается на его
психике, характере”.

В Англии терапевт Т. Уэстон провел
исследование, показавшее, что “пациенты со
странными именами чаще других страдают
разного рода психическими комплексами, а
люди, чьи имена начинаются с букв последней
трети алфавита, в четыре раза больше
остальных подвержены сердечно –
сосудистым заболеваниям”.

Стало известно, что в Исландии существует
литературовед, который сопоставляет
поступки героев исландских саг с их именами
и делает интересные выводы: “только
определенным именам дано совершать подвиги,
другим же свойственны трусость и
предательство”.

Психологи США подметили, что “американские
парни по имени Роки и Чак чаще других
становятся боксерами и футболистами, а
женщины по имени Сьюзен – самые желанные
невесты”.

В нашей стране давно занимается этой
закономерностью Борис Хигир. Работая в
школе спортивного мастерства массажистом,
он стал сравнивать и сопоставлять
характеры людей с их именами. Много лет он
занимался этой исследовательской
деятельностью. Пришел к выводу, что “если
взять триста Владимиров, то можно найти
много общего, все двести Эдиков одинаковые
шутники”. По мнению Хигира, справочник с
тайной имен может пригодиться родителям
при выборе имени младенцу, чтобы подарить
ему удачливую судьбу.

Анне Ахматовой и ее сыну Льву посвящено
стихотворение, написанное Мариной
Цветаевой 24 июня 1916 года.

Имя ребенка – Лев,
Матери – Анна.
В имени его – гнев,
В метеринском – тишь.
Волосом – он — рыж,
— Голова тюльпана!-
Что ж, осанна
Маленькому царю.
Дай ему Бог – вздох
И улыбку матери,
Взгляд искателя
Жемчугов.
Бог, внимательней
За ним присматривай:
Царский сын – гадательней
Остальных сынов.
Рыжий львеныш
С глазами зелеными,
Страшное наследие тебе нести!
Северный Океан и Южный
И нить жемчужных
Черных четок – в твоей горсти!

И вновь улавливается в ткани стиха знание
автором тайны имени.

“Анна, — пишет Наталья Толли, — может
заботиться о других до самозабвения, это
сама доброта. Людей с такой щедростью души,
какой обладает она, мало. Обиды Анна
принимает близко к сердцу. Это кроткий
человек, с сильно развитой интуицией. Любит
искусство, видит и понимает красоту. И хотя
Анны всю жизнь бывают окружены
поклонниками, в старости многие из них
остаются одинокими”.

О Льве Наталия Толли говорит следующее: “Лев
– добросовестный человек. Он может быть
умным и не очень. Львы любвеобильны.
Вспыльчивость Льва непредсказуема”.

Душа и имя, имя и душа… ряд этот можно
продолжить: характер и судьба. В ранней
поэзии Марины Цветаевой это соотношение
имело глубокий смысл. На эту тему написано
множество стихов, вот некоторые из них.

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти-
Тем гроб и надгробные плиты…
— В купели морской крещена – и в полете
Своем – непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные наши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская!
Марина Цветаева, 23 мая 1920 год.

Люди на душу мою льстятся,
Нежных имен у меня святцы.
А восприемников за душой –
Цельный, поди, монастырь мужской!

Уж и священники эти льстивы!
Каждый – то день у меня крестины!
Этот – орлицей, синицей – тот, —
Всяк по- иному меня зовет.

У тяжелейшей из всех преступниц –
Сколько заступников и заступниц!
Лягут со мною на вечный сон
Нежные святцы моих имен.

Звали – равно, называли – разно.
Все называли, никто не назвал.
Марина Цветаева, 6 апреля 1916 года.

Стихи к Блоку, уважаемому и любимому поэту-символисту.

Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке.
Одно — единственное движенье губ.
Имя твое – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое – ах, нельзя! –
Имя твое – поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток
С именем твоим – сон глубок.
Марина Цветаева, 15 апреля 1916 года.

IV. Творческая лаборатория. Учащиеся
познакомились с тайной своего имени и
попытались написать стихи. Вот одно из них.

Я Анна – королева,
И для меня покой,
Когда вся жизнь моя,
Наполнена мечтой.
Не слушая советов,
Я знаю все сама.
Жизнь взрослых — в мире где-то,
Не для меня она.
Всех окружу заботой
И словом поддержу,
Моя судьба – пророка,
И я ей дорожу.
Моя любовь – цунами,
А нелюбовь – отлив,
Виденьями и снами
Лишь только мир мой жив.
И каждый день грядущий
Указан мне судьбой…
Я буду одинокой –
Окружена толпой.
Анна Толмачева, сентябрь 2009.

В классе 5 Ален. Самостоятельные поиски в
интернете заинтригованных Аленушек, не
обнаруживших тайну своего имени в книге
Наталии Толли, принесли результаты.
Оказывается, толкование имени “Алена” (по
Людмиле – Стефании) следующее: “Это добрый,
готовый прийти на помощь человек. У Алены
прекрасная, чуткая и в то же время ранимая
душа. Ей необходимо быть более уверенной в
судьбе и понять, что этот мир прекрасен. Да,
он в какой-то степени не совершенен, но,
опять же, каждый человек видит то, что
желает увидеть, получает то, что позволяет
себе дать.

Я с далеких времен
Много знаю Ален
Все они хороши –
Присмотрись, не спеши.
Искра солнца в глазах,
Огонь сердца в груди,
И судьба – на парусах
Устремлено плывет на маяк впереди.
Я с далеких времен
Много знаю Ален,
Но такие черты у души
Только для них хороши.
Малкова Алена, сентябрь 2009.

Алена – ветер, вода и огонь!
Ее сравнишь ты с лучиком солнца,
Что в стужу, ненастье согреть тебя сможет,
Внезапно упав на ладонь.
Порою, как рыбка, в воде,
Когда-то, как факел, в ночи,
Его ты встречаешь везде,
Где сказка в окошко стучит.
Сырцева Алена, сентябрь 2009.

И, завершая работу в творческой
лаборатории, о своем имени “Валентина”
сообщаю информацию: “Валентина,-
повествует Наталия Толли,- с большой
теплотой и доверчивостью относится к людям
и всегда готова оказать любую самую
разнообразную помощь. Валентина все, что в
ее силах, сделает, не требуя благодарности”.

Душа и имя.

Есть в имени моем и вал, и тина.
Бывает дни, где фобий паутина
Берет в полон, и мрак кругом –
Я падаю и задыхаюсь в нем.
Но вал зовет: там птичий крик.
И эхо воли в тот же миг
Внутри рождает взрыв, и я лечу,
В лазури неба плыть хочу.
Фрустрация, уйди с дороги, сгинь!
Твой горьковатый привкус, как полынь.
До цели, знаю я, дойду:
Я дерзко верую в свою звезду.
И пусть я лишь обломок корабля,
И крепко держит матушка – земля.
Но ветер- спутник подвигает к краю,
И в предрассветной тишине растаю.
Михайлова В.М., ноябрь 2000.

Итак, закрывая последнюю страницу
сегодняшнего урока, констатирую следующее:

  1. Представители серебряного века были
    разносторонне развиты, глубоко
    интеллигентны; знали окружающий мир до
    тончайших граней, интересовались
    современными научными исследованиями;
  2. Мастерски владели словом, любили и умели
    творить;
  3. Любой человек может стать Мастером, если
    он стремится быть выше, шлифуя свои
    возможности, глубже проникая в свои
    природные данные, изучая себя и постоянно
    занимаясь самообразованием.

Я был лишь малым одиночеством,
Живущим в домике, внутри.
Мне каркало пророчество:
— Не вылезай, смотри!
А мне изведать хочется
Глубины душ, весь мир.
Под парусами творчества
Вкушаю эликсир.
И я теперь не одинок:
Попутный ветер – дело и друзья.
Мой путь тернист, но и высок:
Реализуюсь я.
Михайлова В.М., ноябрь 1977.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *