Литературно-музыкальная гостиная А.А.Лиханов о военном детстве

  • Хохрина Анна Николаевна, учитель русского языка и литературы, краеведения и искусства

Литературно-музыкальная гостиная
сопровождается компьютерной презентацией с
фотографиями, другими изображениями,
высказываниями известных писателей, отдельными
главными мыслями выступления детей, строками из
произведений Лиханова, музыкой, видеоклипами и
др.

Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твое достоянье на все времена!…

С Гимна Российской Федерации началось
общешкольное торжественное мероприятие,
посвящённое закрытию Года 70-летия Великой Победы
и Года литературы, — литературно-музыкальная
гостиная в Мулинской школе. Герб, Флаг России,
Флаг Кировской области, выставка книг Альберта
Лиханова о войне и военном детстве, лампадка с
горящей свечой – всё придавало особенное
отношение к происходящему. Дети, родители,
учителя, гости этой встречи вновь оказались в том
далеком, страшном военном времени, военном
детстве.

1 чтец. Альберт Анатольевич Лиханов –
писатель, академик, общественный деятель,
детский и юношеский писатель, президент
Международной ассоциации детских фондов,
председатель Российского детского фонда,
директор Научно-исследовательского института
детства, академик Российской академии
образования. Родился 13 сентября 1935 года в г.
Кирове. Для поколения писателей – детей войны –
Альберт Лиханов здесь один из флагманов.

2 чтец. Альберт Анатольевич писал в
предисловии к одной из своих книг: “Люди не
выбирают родителей, люди не выбирают детства…
Наше детство пришлось на войну, и нас прозвали
детьми войны”. Ему было хорошо известно о жизни
людей в те нелегкие военные годы, которые тенью
легли на детство таких же мальчишек, как он.
Страшные, долгие, нелегкие четыре года. Это
проводы отца на фронт, работа матери в госпитале,
общение с бабушкой, Марией Васильевной.

3 чтец. Как и герои его будущих книг, голодал,
ходил на занятия в холодную нетопленную школу,
помогал взрослым, писал письма на фронт и ждал
возвращения отца. Все это и многое другое станет
впоследствии богатым писательским основанием
для многочисленных произведений.

1 чтец. Трудно назвать книгу Лиханова, в
которой он совсем не говорил бы о войне, о военном
времени, повлиявшем на судьбы детей и подростков.
Военная тема в творчестве писателя приобретает
особую значимость и органичность, потому что
воплотила в себе его представление о жизненных
ценностях, о чести, долге, подвиге, о человеческом
достоинстве. Альберт Лиханов говорит: “На войне
было трудно всем: солдатам и генералам, мужчинам
и женщинам. Но детям было всего трудней”.

2 чтец. Романы Альберта “Мужская школа” и
“Русские мальчики” составляют дилогию о
военном и послевоенном детстве. В роман “Русские
мальчики” входят повести: “Крутые горы”,
“Музыка”, “Деревянные кони”, “Последние
холода”, Детская библиотека”, “Кикимора”,
“Магазин ненаглядных пособий”, “Кресна”,
“Лежачих не бьют”, “Те, кто до нас”, “Джорж из
Динки джаза” и “Цирковые циркачи”.

1 чтец. Мы хотим рассказать об одном из
наиболее драматических произведений о военном
детстве – повести “Последние холода”. Как и
другие произведения дилогии, она адресована не
только детям, но и взрослым – родителям,
учителям. Рассказ в произведении ведется от
имени мальчика Коли, ученика 3-го класса. Повесть
написана в форме раздумий мальчика о самом себе,
о жизни, о родителях, друзьях, школьных учителях.
Эта книга о милосердии, о доброте, о человечности.
Она учит быть чутким к чужой беде. По повести в 1993
году был поставлен одноименный фильм, мы
напомним вам некоторые его фрагменты.

Далее демонстрируется буктрейлер по повести
“Последние холода”, отдельные фрагменты
которого комментируют выступающие дети:

2 чтец. Весной 1945 года война уже заканчивается…
В маленьком тыловом городке жизнь идет своим
чередом… Мальчик Коля живет вместе с мамой и
бабушкой, которые всеми силами пытаются
отгородить его от тягот войны.

3 чтец. В первый день после весенних каникул
Анна Николаевна выдала мне талоны на доппитание.
После уроков я должен идти в столовую номер
восемь и там пообедать… Столовка эта была
устроена специально для всех школ города,
поэтому, ясное дело, очередь тут стояла детская,
из мальцов и девчонок, притихших в незнакомом
месте, а от того сразу вежливых и покорных…
Дальнюю стену столовой прорезала продолговатая
амбразура, в которой мелькали белые халаты… Нет,
что ни говори, а еду эту можно только так и
прозвать – дополнительное питание. Уж никак не
основное!

1 чтец. В столовой Коля знакомится с
“шакалом” Вадькой, который вынужден воровать
еду, чтобы прокормить себя и младшую сестру
Марью.

3 чтец. Желтолицый, ловко огибая столик,
кинулся навстречу маленькой девчонке и схватил
хлеб.

2 чтец. Старшие ребята решают проучить Вадьку.

3 чтец. Они стояли полукругом и были похожи на
стаю, загнавшую зверя. “Вот кто шакалы-то”,
подумал я… У входа в столовку скопилась
настоящая толпа. Только никто не решался подойти
близко. Я стоял ближе всех… Мы зашли к Вадьке
домой. Никогда я еще не видел такой убогости!

1 чтец. Дорогая мамочка! У нас все хорошо.
Вадик получил три пятерки. По математике,
русскому языку и географии. У меня вообще одни
пятерки… Вчера мы были в гостях у тети Фаи, она
нас до отвала накормила холодцом… Дружба с Колей
помогает Вадьке и его сестре Марье выжить в это
непростое время.

3 чтец. Марья положила руки на стол, а на руки
уронила голову и тотчас, будто по волшебству,
уснула.

2 чтец. Наступает долгожданный День Победы…
Но не всем он приносит радость.

3 чтец. Вадима я отыскал на детдомовском дворе…
Но у нас ничего не вышло, никакого разговора… Я
хотел спросить его, мол, ну как ты, но это был
глупый вопрос… И вдруг он сказал… И вдруг он
сказал такое, что я никогда забыть не смогу… Он
сказал: “Уходи отсюда, а то есть примета такая,
кто рядом с бедой ходит, может её задеть,
заразиться. А у тебя батя на фронте. Мало ли что”…

1 чтец. Книги Лиханова написаны в полную
художественную мощь. О каждой не расскажешь за 10
минут. Но в каждой из них, в центре – ребенок,
подросток, вмещает в себя больше, чем книги
командиров батарей и батальонов. Мы считаем эти
книги своими. Но они, прежде всего для вас,
взрослых, они о жизни глазами детей войны.
Владимир Набоков говорил: “Настоящее
достоинство писателя – способность возбуждать в
других душевный трепет”. Таким писателем для
детей и взрослых является Альберт Анатольевич
Лиханов.

2 чтец. В апреле-мае в нашей школе прошел
конкурс “Читаем Альберта Лиханова”,
посвященный 70-летию Победы и юбилею писателя.
Ребята читали произведения Лиханова, писали
сочинения, лучшие из которых были отправлены в
Детский фонд г. Кирова. Евгений Хохрин, ученик 6
класса , стал призером Всероссийского
читательского конкурса “Читаем Альберта
Лиханова: книги об истинах, честности и победах”.
16 сентября Евгений и его руководитель были
приглашены в библиотеку им. Альберта Лиханова,
где состоялось награждение всех победителей и
призеров самим автором.

1 чтец.

Анна Николаевна посвящает юбиляру
стихотворение:
“Вы летописец детства босоногого,
Целитель душ больших и маленьких людей,

2 чтец.

Источник доброты, тепла и мудрости,
Пример для наших сыновей.

3 чтец.

Не сосчитать трудов, что вы посеяли,
Не счесть тех сил, что в них вложили Вы.
И в этот день рождения солидный

Вместе: Желаем Вам здоровья и любви!

3 чтец. А сейчас всем детям войны посвящается…

Всеми участниками гостиной исполняется песня
“Дети войны” (сл. Илья Резник, муз. Ольга
Юдахина), во время исполнения песни
демонстрируется видеоклип “Дети войны”:

“Дети войны…
Смотрят в небо глаза воспаленные.
Дети войны…
В сердце маленьком горе бездонное.
В сердце, словно отчаянный гром,
Ленинградский гремит метроном
Неумолчный гремит метроном…”

А после песни объявляется минута молчания,
горит лампада со свечой и мертвая тишина… Песня
сопровождалась фотографиями с детьми блокадного
Ленинграда, детьми в концлагерях и др.

“Это страшно, это больно, это нельзя забывать,
это никогда не должно повториться. Это всегда
должно быть в наших сердцах, в нашей памяти” —
скажет ведущий.

В заключении все участники встречи исполнили
песню “Пусть всегда будет солнце!”, а затем
организатор встреч А.Н. Хохрина, учитель русского
языка и литературы, музыки и искусства,
руководитель кружка “Литературное
краеведение”, вручила Грамоты самым активным
участникам литературно-музыкального арт-салона
“Откровение” и закончила чтения словами:
“Пусть всегда живет мир, счастье, благополучие и
любовь в каждом нашем доме, в каждой нашей
семье!”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *