Литературно-музыкальная композиция Великая Отечественная война. 70 лет со Дня Победы

  • Пятерикова Светлана Николаевна, учитель начальных классов

Цель: формирование
нравственно-патриотического сознания учащихся
через воспитание уважения к подвигу русского
народа и Победе над фашистской Германией в
Великой Отечественной войне.

Оборудование: записи фонограмм песен.
Пилотки, гимнастёрки, маскхалаты защитного
цвета.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель читает стихотворение (можно в
записи):

Когда это будет, не знаю:
В краю белоногих берёз
Победу девятого мая
Отпразднуют люди без слёз.

Поднимут старинные марши
Армейские трубы страны,
И выедет к армии маршал,
Не видевший этой войны.

И мне не додумалось даже,
Какой там ударит салют,
Какие там сказки расскажут
И песни какие споют.

Но мы-то доподлинно знаем,
Нам знать довелось на роду,
Что было девятое мая
Весной в сорок пятом году. /Сергей Орлов/

Учитель: Это стихотворение написал
Сергей Орлов. На фронте он был танкистом, видел и
знал войну. А ведь он прав. Наступает время, когда
только наша память и уважение к подвигу русского
народа могут оставить след в сердцах будущих
поколений о тех страшных роковых годах. Пусть
сегодняшние строки живут в вас долго, пусть не
позволяют памяти забыть…

Звучит весёлая пионерская песенка. Дети
выбегают на сцену, рисуют, играют. Вдруг
раздались взрывы – фонограмма. Секундная тишина.
Все собираются в колонну, встают плечом к плечу.

Звучит фонограмма песни «Священная Война» (сл.
В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова). Дети,
шагают в колонне и поют слова

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна.
Идёт война народная
Священная война!

Учитель: Добровольцы! По порядку
номеров рассчитайсь!

Ученик 1. Первый!

Ученик 2. Первый!

Все стоящие, говорят слово «Первый» и делают
шаг вперёд. Когда расчёт окончен, под мелодию
песни «Огонёк» (сл. М. Исаковского, муз Б.
Мокроусова) дети инсценируют, как девушки
провожают юношей на фронт. Юноши надевают
пилотки, гимнастёрки, маскхалаты защитного цвета
и изображают знакомство друг с другом, девушки
постепенно отходят вглубь сцены.

На позицию девушка
Провожала бойца,
Тёмной ночью простилась
На ступеньках крыльца.
И пока за туманами
Видеть мог паренёк,
На окошке на девичьем
Всё горел огонёк.

Парня встретила дружная
Фронтовая семья,
Всюду были товарищи,
Всюду были друзья,
Но знакомую улицу
Позабыть он не мог:
«Где ж ты, милая девушка,
Где ж ты, мой огонёк?»

Учитель: В первый день войны им было по
17, 18,19 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста,
ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот
она война!

За это время все участники композиции снова
становятся в шеренгу. Звучит фоном 7-я симфония
Шостаковича.

Ученик 1. Война – это 1725 разрушенных и
сожжённых городов и посёлков, Свыше 70 тысяч сёл и
деревень в нашей стране.
Ученик 2. Война – это 32 тысячи
взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров
железно дорожных путей.
Ученик 3. Война – это 900 дней блокадного
Ленинграда. Это 125 грамм хлеба в сутки. Это тонны
бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Ученик 4. Война – это 20 часов у станка в
день. Это урожай, выросший на солёной от пота
земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же
девчонок и мальчишек, как ты.
Ученик 5. Война… от Бреста до Москвы 100
км, от Москвы до Берлина – 1600 км. Итого 2600км – это
если считать по прямой.
Ученик 6. Кажется, мало, правда?
Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и
по-пластунски – 4 года, 1418 дней.
Учитель: 1418 дней и ночей, шаг за шагом
солдаты Красной Армии освобождали свою землю от
врага.

Ребята под сопровождение музыканта или
минусовки исполняют отрывок из песни «Баллада о
солдате».

Полем, вдоль берега крутого,
Мимо хат
В серой шинели рядового
Шёл солдат.
Шёл солдат, преград не зная,
Шёл солдат, друзей теряя.
Часто бывало –
Шёл без привала,
Шёл вперёд солдат…

Учитель: А в редкие минуты затишья
бойцы вспоминали свой дом, родных и близких им
людей, представляли, как счастливо будут жить они
после войны, а пока…

Дети изображают привал: разговаривают,
отдыхают, пишут родным письма. Звучит фонограмма
песни «В землянке» (сл. А. Суркова, муз. К. Листова).

Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Ученик 7. /Выходит в центр сцены,
читает стихотворение и показывает, что пишет
письмо./

Дорогие мои родные!
Ночь. Дрожит огонёк свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на тёплой печи
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах.
Вспоминаю поле, речушку,
Вновь и вновь вспоминаю вас.
Мои братья и сестры родные!
Завтра снова я в бой иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу своё мужество, силу,
Буду немцев без жалости бить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить!

Учитель: А может это всё-таки ошибка, и
не было никакой войны?!

/Ученики снова встают, образуя шеренгу./

Ученик 8. Нет, война была. Мне
бабушка о ней рассказывала. Люди погибали не
щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать
фашистов с нашей земли. Вот, например, 28
Панфиловцев. Они не пропустили к Москве ни один
из 50 с лишним вражеских танков. «Велика Россия, а
отступать некуда. Позади Москва». Защищая
столицу, почти все бойцы погибли, но они подбили 50
фашистских танков.

Ученик 9.

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему, как мавзолей, земля –
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжёлые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей. /Сергей Орлов/

Учитель: Около 40 миллионов советских
людей погибло. Представляете, что это значит? Это
значит – 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых
ежедневно. Это значит – каждый четвёртый житель
страны погиб.

Ученик 10.

Не плачьте! В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Будьте достойны! Вечно достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся –
Помните!
Какой ценой завоёвано счастье –
Пожалуйста, помните!

Учитель: Я прошу встать тех, чьи родные
и близкие погибли на фронтах Великой
Отечественной.
Прошу встать тех, чьи родные и близкие воевали на
фронтах Великой Отечественной.
Прошу встать и тех, чьи родные и близкие были в
эвакуации, работали на трудовом фронте, голодали,
подвергались лишениям в годы войны.
Почтим их память минутой молчания.

Звучит фонограмма песни «Журавли» (Сл. Р.
Гамзатова, муз. Я. Френкеля).

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времён тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса.

Ученик 11.

Солдаты шли сквозь бури, непогоды,
Оставив семьи и дома вдали,
И шли они четыре долгих года,
Но Родине победу принесли.
Спасибо им: и молодым ребятам,
И пожилым, что волос в седине.
Спасибо им, таким родным солдатам,
За то, что не сгибались на войне.
Поём мы память вечную героям,
Что победить врага смогли в бою.
И песни каждый среди них достоин –
Они спасали Родину свою! Ольга Иванова (Швидкая)

Ребята в сопровождении музыканта или
минусовки исполняют отрывок из песни «Майский
вальс» (сл. М. Ясеня, муз. И. Лученка). Пара девочка
в летнем платье и мальчик в военной форме танцуют
фрагмент вальса.

Весна сорок пятого года…
Как ждал тебя синий Дунай!
Народам Европы свободу
Принёс жаркий солнечный май!
На площади Вены спасённой
Собрался народ стар и млад –
На старой, израненной в битвах гармони
Вальс русский играл наш солдат.
Помнит Вена,
Помнят Альпы и Дунай
Тот цветущий и поющий яркий май.
Вихри венцев
В русском вальсе сквозь года
Помнит сердце,
Не забудет никогда!

Ученик 12.

Победе семь десятков лет!
Об этом птицей день воспет,
Об этом шелестят сады
Под светом утренней звезды.
Об этом ветер нам поёт,
От счастья дождик слёзы льёт,
Об этом радуга звенит,
Стремясь в чарующий зенит.
Об этом звёзд прекрасный свет –
Победе семь десятков лет! /Ольга Иванова
(Швидкая). Изменения Пятерикова С.Н
./

Дети в сопровождении фонограммы, минусовки
исполняют песню «День Победы» (сл. В Харитонова.
Муз. Д.Тухманова)

День Победы, как он был от нас далёк,
Как в костре потухшем таял уголёк.
Были вёрсты, обгорелые, в пыли,–
Этот день мы приближали как могли.
Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы! День Победы! День Победы!

Ученик 13.

Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойно заснут города.

Ученик 14.

Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.

Ученик 15.

Ни один пусть не рвётся снаряд,
Ни один не строчит автомат.

Ученик 16.

Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.

Ученик 17.

Пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!

Все ученики. Пусть не будет войны
никогда! Никогда! Никогда!

Использованная литература:

1. Газета «Начальная школа», 2003 г., № 13, с.14

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *