Логопедическое занятие на основе игры Школа Автоматизация звуков [Р], [Р’] в связной речи

  • Крестьянинова Марина Викторовна, учитель-логопед

Цель: автоматизация звуков [р], [р] в связной
речи.

Задачи.

Коррекционно-образовательная:

  • совершенствовать связную речь посредством
    загадок в стихотворной форме, рассказов
    описательного характера и самостоятельных
    рассуждений детей.

Коррекционно-развивающие:

  • закрепить умение проводить звуковой анализ и
    синтез;
  • развивать интонационную выразительность;
  • упражнять в согласовании существительных с
    числительными и прилагательными;
  • совершенствовать слуховое и зрительное
    восприятие;
  • упражнять в составлении слов из букв, в
    разгадывании кроссворда;
  • закрепить умение составлять предложения с
    заданными словами;
  • развивать мышление и память.

Воспитательная:

  • воспитывать внимательное, дружелюбное
    отношение в коллективе.

Оборудование: столы, стулья по количеству
детей; магнитная доска; панно: “Зашифрованное
слово”, “Геометрический пазл”, буквы, картинки
к ним; кроссворд “Африка”; “цветы” с буквами
для составления слов; корзинка; 2 портфеля;
школьные принадлежности: ручка, тетрадь,
карандаш, фломастеры, краски; игрушки: пирамидка,
грузовик, паровоз, робот; 2 обруча.

Ход занятия

I. Организационный момент. Сообщение темы
занятия.

Под музыку “Учат в школе” дети
заходят в зал, встают около доски.

— Ребята, давайте разгадаем зашифрованное
слово. (Шар, кукуруза, обруч, ландыш, арбуз)

— Определите первый звук в названии каждой
картинки и выберите карточку с нужной буквой.

— Правильно, это слово “школа”. Сегодня я
предлагаю вам поиграть в школу и закрепить звуки
[р], [р’].

II. Основная часть.

1. “Урок математики”. “Математические
загадки”.

Логопед:

На уроке математики
Надо быть внимательным!
Будем думать и считать,
Примеры вместе все решать.

Дети загадывают математические
загадки.


Шел мышонок – сладкоежка,
Нес сестренке три орешка.
Правда, сам не утерпел, —
Два орешка все же съел…
Задает сестра вопрос:
— Орехов сколько мне принес? (Один орех)

Два грузовика у Пети,
У Егора ровно пять.
Сколько будет, если дети
Станут вместе в них играть? (Семь грузовиков)

Пять фломастеров у Ромы.
Взял он красный и бордовый,
А в коробке, посмотри,
Остается ровно … (Три фломастера)

Ира кормит двух котят,
Восемь тоже есть хотят.
Если их кормить всех вместе
Сколько будет? Ровно … (Десять котят)

Белая ромашка,
Розовая кашка,
Розочка лиловая
И тюльпан бордовый.
И оранжевый цветок
Под названьем – ноготок.
Я цветы рисую эти …
Сколько их в моем букете? (Пять цветов)

Сыроежка в шляпке плоской
Притаилась под березкой.
Пробежал я по опушке –
Отыскал там три волнушки.
И лисичек рыжих две
Отыскал я сам в траве…
Сколько ж это по тропинке
Я грибов несу в корзинке? (Шесть грибов)

“Геометрический пазл”

— Перед вами панно с геометрическими фигурами
разного цвета. У вас — картинки. Надо подобрать их
так, чтобы они подходили по форме и цвету. Собрав
пазл, мы узнаем, кто придет к нам на следующий
урок.

Например, У меня помидор. Помидор круглый,
красный. (Ребенок выкладывает свою картинку на
красный круг на панно и т.п.)

2. “Урок чтения”.

Входит Буратино (под музыку
“Бу-ра-ти-но!”).

— Здравствуйте! Как у вас интересно. А куда я
попал?

Логопед: Здравствуй, Буратино! Ты пришел на
урок чтения.

Буратино: Значит, вы сумеете мне помочь. В
моей сказочной школе тоже учат читать и писать,
но у меня это плохо получается.

Логопед: Не волнуйся, мы тебе поможем!

3. “Цветочная полянка”

— Посмотрите, ребята, на нашу необычную
цветочную полянку. Буратино будет загадывать
загадки, а вы должны правильно составить слова —
отгадки. Работаем в парах: Витя и Настя
составляют слова из красных цветов, Аня и Катя –
из желтых, Юля и Андрей – из синих.

Загадки Буратино:

Черный он, чернее ночи,
Под землей жить любит очень,
В огороде роет норы,
Длинные, как коридоры. (Крот)

У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыба)

Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Появились на пути!..
В них ни въехать, ни войти! (Радуга)

Логопед:

— Составьте предложение со словами: Буратино и
крот.

(Тоже задание со словами: Буратино, рыба;
Буратино, радуга)

На доске логопед закрепляет кроссворд
“Африка”.

4. Перемена.

Логопед:

— Буратино, покажи нам, пожалуйста, что лежит у
тебя в портфеле?

Буратино достает по 1 предмету, дети
составляют предложения.

— У Буратино в портфеле лежит пирамидка.

— Буратино достал из портфеля грузовик. И т.п.

Логопед:

— Ребята, как вы думаете, нужны ли в школе эти
предметы. (Нет)

Подвижная игра-эстафета “Соберем портфель”

— Давайте научим Буратино собирать портфель.
Разделитесь на 2 команды по 3 человека в каждой. Вы
по очереди добегаете до обруча, берете 1 предмет,
необходимый в школе, кладете его в портфель и
возвращаетесь. Затем бежит следующий участник.
Выигрывает та команда, которая быстрее и
правильнее соберет портфель.

После эстафеты логопед с детьми
проверяют портфели.

Что вы положили в портфель? (Я положил в
портфель ручку. Я положила в портфель тетрадь. И
т.п.)

— Как мы назовем эти предметы? (Это школьные
принадлежности)

— А что вы оставили? (Грузовик, пирамидку,
матрешку…Это игрушки.)

Буратино: Ребята, с вами так интересно. Теперь
я точно знаю, что нужно брать в школу.

Логопед: Буратино, на прощание мы дарим
тебе этот букварь. По нему ты обязательно
научишься читать.

Буратино прощается и уходит.

5. “Урок природоведения”

— Сейчас урок природоведения. Сегодня нам
предстоит разгадать кроссворд. Каждый из вас
будет рассказывать о животном, остальные должны
отгадать его название по описанию.

Каждый ребенок дает описание одного
животного, а его название, после отгадывания,
прикрепляет в кроссворд.

Логопед:

— Какое слово у нас получилось? (Африка)

— О каких животных вы рассказывали? (Мы
рассказывали об африканских животных)

III. Итог занятия.

— Ребята, уроки в нашей школе на сегодня
закончились?

— Понравилось ли вам играть?

— Что особенно запомнилось?

— Вы все старались, показали свои знания. Вы
правильно произносили звук [Р].


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *